Боги небесного и земного мира в бурятском шаманизме (тенгрии и эжины)
Участников: 3
Страница 1 из 1
Боги небесного и земного мира в бурятском шаманизме (тенгрии и эжины)
Боги небесного и земного мира в бурятском шаманизме (тенгрии и эжины)
Для обозначения богов и духов, во множестве населявшихся разные миры, у бурят употреблялись различные термины: бурхан, тэнгри, хан, нойон, онгон, эжин, заян, буудал и др. Среди них наиболее употребим и многообъемлющ термин эжин, что значит хозяин, владыка.
Бурятский шаманизм имеет определенную иерархическую структуру. Вверху находятся тэнгрии во главе с Вечным Синим Небом (Хухэ Мунхэ тэнгри), ниже находятся их дети – ханы или хаты. Затем идут нойоны, великие эжины, духи знаменитых шаманов и шаманок. Следующий уровень занимают многочисленные местные духи-хозяева, ниже них находятся души простых смертных, не пользующихся особым почитанием.
На небе, по воззрениям бурят, обитали божества-небожители тэнгрии. О численности тэнгриев, об их именах и функциях существуют разные мнения. Согласно одному из наиболее распространенных вариантов, небожители разделены на два враждующих между собой лагеря: западных (добрых, приносящих человеку счастье) и восточных (злых, опасных для человека). Западные божества, по некоторым сведениям, разделяются 99 южных, 55 западных и 77 северных тэнгри, по другому варианту всех тэнгри 99 (55 западных добрых и 44 восточных злых)
В бурятском пантеоне четко прослеживается разделение богов на добрых и злых (западных и восточных). Некоторые исследователи видят в этом следы влияния дуалистического зороастризма. Так или иначе, злые божества и духи занимали не менее важное в повседневной жизни бурят место, чем их добрые «коллеги».
Глава западных тэнгриев сын Вечного Синего Неба Эссэгэ Малаа тэнгри, величественный старец, живущий в прекрасном дворце и имеющий множество слуг. Он добрый старейшина, особо не вмешивающийся в человеческую жизнь, выражающий волю Вечного Неба и определяющий судьбу людей. Восточные тэнгрии (глава божество Ата Улаан) очень жестокие и коварные, именно они посылают людям различные бедствия – эпидемии, голод засуху и.т.п. Жизнь тэнгриев похожа на жизнь влиятельных людей на земле. Они имеют жен, детей, властвуют бесчисленными табунами лошадей и стадами скота. Часто тэнгрии олицетворяли различные атмосферные явления (Будургу Сагаан тэнгри – божество снега, Мэндэри Тэнгри – божество града), а также различные проявления человеческой жизни (Багатур тэнгри – божество силы, Ата Улаан тэнгри – покровитель коней) (источник: Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структра и социальные функции. Новосибирск, 1987)
В Срединном мире обитали следующие духи: это хозяева земли богини Эдуген и Ульген-эхэ, эжин тайги Баян Хангай, эжины вод, крупных рек, озер, островов. В подчинение у них было множество мелких духов. Также существовали эжины покровительствовавшие различным сферам людской жизни (хозяйству, ремеслам, искусствам, семейной жизни и.т.п.). Особо почитался у бурят эжин огня Сахаядай нойон, который «развился до положения особого божества, занимающего одно из почетнейших мест в пантеоне» (источник: Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структра и социальные функции. Новосибирск, 1987).
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Для обозначения богов и духов, во множестве населявшихся разные миры, у бурят употреблялись различные термины: бурхан, тэнгри, хан, нойон, онгон, эжин, заян, буудал и др. Среди них наиболее употребим и многообъемлющ термин эжин, что значит хозяин, владыка.
Бурятский шаманизм имеет определенную иерархическую структуру. Вверху находятся тэнгрии во главе с Вечным Синим Небом (Хухэ Мунхэ тэнгри), ниже находятся их дети – ханы или хаты. Затем идут нойоны, великие эжины, духи знаменитых шаманов и шаманок. Следующий уровень занимают многочисленные местные духи-хозяева, ниже них находятся души простых смертных, не пользующихся особым почитанием.
На небе, по воззрениям бурят, обитали божества-небожители тэнгрии. О численности тэнгриев, об их именах и функциях существуют разные мнения. Согласно одному из наиболее распространенных вариантов, небожители разделены на два враждующих между собой лагеря: западных (добрых, приносящих человеку счастье) и восточных (злых, опасных для человека). Западные божества, по некоторым сведениям, разделяются 99 южных, 55 западных и 77 северных тэнгри, по другому варианту всех тэнгри 99 (55 западных добрых и 44 восточных злых)
В бурятском пантеоне четко прослеживается разделение богов на добрых и злых (западных и восточных). Некоторые исследователи видят в этом следы влияния дуалистического зороастризма. Так или иначе, злые божества и духи занимали не менее важное в повседневной жизни бурят место, чем их добрые «коллеги».
Глава западных тэнгриев сын Вечного Синего Неба Эссэгэ Малаа тэнгри, величественный старец, живущий в прекрасном дворце и имеющий множество слуг. Он добрый старейшина, особо не вмешивающийся в человеческую жизнь, выражающий волю Вечного Неба и определяющий судьбу людей. Восточные тэнгрии (глава божество Ата Улаан) очень жестокие и коварные, именно они посылают людям различные бедствия – эпидемии, голод засуху и.т.п. Жизнь тэнгриев похожа на жизнь влиятельных людей на земле. Они имеют жен, детей, властвуют бесчисленными табунами лошадей и стадами скота. Часто тэнгрии олицетворяли различные атмосферные явления (Будургу Сагаан тэнгри – божество снега, Мэндэри Тэнгри – божество града), а также различные проявления человеческой жизни (Багатур тэнгри – божество силы, Ата Улаан тэнгри – покровитель коней) (источник: Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структра и социальные функции. Новосибирск, 1987)
В Срединном мире обитали следующие духи: это хозяева земли богини Эдуген и Ульген-эхэ, эжин тайги Баян Хангай, эжины вод, крупных рек, озер, островов. В подчинение у них было множество мелких духов. Также существовали эжины покровительствовавшие различным сферам людской жизни (хозяйству, ремеслам, искусствам, семейной жизни и.т.п.). Особо почитался у бурят эжин огня Сахаядай нойон, который «развился до положения особого божества, занимающего одно из почетнейших мест в пантеоне» (источник: Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структра и социальные функции. Новосибирск, 1987).
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
Re: Боги небесного и земного мира в бурятском шаманизме (тенгрии и эжины)
Хм... Интересное деление добрых и злых богов не на "верх-низ", как у большинства религий, а "запад-восток".
Более осмысленно получается и без окраски "плохой-хороший".
Более осмысленно получается и без окраски "плохой-хороший".
_________________
You can do this! ;-)
Irene- Эзотерическое направление : Мастер, ремесленник
Сообщения : 618
Дата регистрации : 2018-08-19
Возраст : 38
Откуда : Altai
Re: Боги небесного и земного мира в бурятском шаманизме (тенгрии и эжины)
У бурят также присутствует владыка подземного мира Эрлик-Хан. И кто ему камлает, считается чёрным шаманом.
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2079
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» СОЛНЦЕ И ЛУНА В БУРЯТСКОМ ШАМАНИЗМЕ
» КУЛЬТ 13 НОЙОНОВ В БУРЯТСКОМ ШАМАНИЗМЕ ( цит. по Э. М. Цыденову)
» КУЛЬТ ПРЕДКОВ В СОВРЕМЕННОМ БУРЯТСКОМ ШАМАНИЗМЕ
» Смерть небесного шамана
» Состязание с духами Верхнего мира Аба Уол Дьоххи, родившегося от брака абаасы Верхнего мира с земной женщиной
» КУЛЬТ 13 НОЙОНОВ В БУРЯТСКОМ ШАМАНИЗМЕ ( цит. по Э. М. Цыденову)
» КУЛЬТ ПРЕДКОВ В СОВРЕМЕННОМ БУРЯТСКОМ ШАМАНИЗМЕ
» Смерть небесного шамана
» Состязание с духами Верхнего мира Аба Уол Дьоххи, родившегося от брака абаасы Верхнего мира с земной женщиной
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения