Злые духи бурят
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Буряты и монголы
Страница 1 из 1
Злые духи бурят
В шаманистских представлениях бурят о сверхъестественных силах особое место занимает низшая демонология — всевозможные ада, анахай, муу шубуун, боохолдой и прочие, олицетворяющие в большинстве своем злую, нечистую силу.
Ада-дух, оборотень, бес, представляется в виде маленького зверька с одним глазом на лбу и одним зубом во рту или человечка с особенным ртом, расположенным под челюстью. Ада может якобы превратиться в ребенка, собаку или надутый пузырь, имеет специфический запах, обитает в темпом месте. Они могут быть добрыми и зловредными, обычно же насылают на детей болезнь или смерть. Они очень боятся филина, поэтому для избавления от них хорошо держать дома эту птицу или хотя бы ее перья. Если ада «размножались» и не давали покоя, то приглашали шамана, чтобы их «убить» или «изгнать». Считалось, что добрые ада нянчат детей, сторожат и пасут скот, берегут хозяйское добро
Дахабари (буквально «преследующий, сопутствующий, сопровождающий») — духи наиболее свирепые, зловредные.
По данным Б. Петри, это души женщин, умерших в муках от родов, от женских болезней, от дурного обращения и истязания мужа, души одиноких и беспомощных в жизни старух, а также злых и придурковатых женщин, к которым относились в жизни плохо,— словом, всех женщин, которые провели тяжелую жизнь, а после смерти получили от богов особое право мстить людям за причиненное зло и обиды 34.
Дахабари вредят детям, замучивают их до смерти. «Избавиться» от них можно только с помощью шамана.
Муу шубуун (буквально «дурная птица») — оборотень в виде красивой девушки с ярко-красными губами наподобие клюва. Таковыми становятся девушки, умершие, не удовлетворив свое чувство любви. Они «являются» обычно юношам где-либо в степи или лесу, стараются обольстить их, чтобы съесть души, выпить мозги, проклевав им череп.
Анахай — страшное существо, вредящее детям до семилетнего возраста; дух этот имеет вид человека с одним глазом во лбу, может превращаться в собаку, кошку и т. д., живет где-нибудь в улусе, облюбовав какой-либо дом или юрту. Поселившись, анахай начинает свою деятельность — изводит детей. Избавиться от него очень трудно, для этого надо пригласить шамана. Средствами изгнания могут служить огонь, звон железа, выстрелы, дым и запах богородской травы, ветка шиповника. Изгнанный анахай переселяется в другое место.
Эзыхе — дух в образе миниатюрной старой женщины, ночью высасывающей вымя дойной коровы, после чего оно опухает, прекращается приток молока, теленок заболевает.
Боохолдой в узком смысле — призрак, привидение, домовой, в широком — дух вообще, в которого превращается душа человека после смерти. Они невидимы, призрачны, их могут видеть только отдельные люди—шаманы, колдуны, а также некоторые собаки. «Обитают» они в заброшенных юртах или домах, на кладбищах, перекрестках дорог, у подножий гор; активны в темное время, бродят толпами, проказничают, устраивают игры, разводят огонь, сбивают путника с дороги, сбрасывают его с коня и т. д. Боохолдой могут пробраться в чей-либо дом или юрту, пугать людей, особенно детей, стучать, издавать какие-то звуки. Для изгнания их нужно совершить какие-то действия — зажечь огонь, постучать во всех углах и темных местах острым предметом, сделать холостой выстрел, побрызгать вином, произнося молитвы.
Таким образом, буряты-шаманисты были «окружены» массой различных духов.
Ада-дух, оборотень, бес, представляется в виде маленького зверька с одним глазом на лбу и одним зубом во рту или человечка с особенным ртом, расположенным под челюстью. Ада может якобы превратиться в ребенка, собаку или надутый пузырь, имеет специфический запах, обитает в темпом месте. Они могут быть добрыми и зловредными, обычно же насылают на детей болезнь или смерть. Они очень боятся филина, поэтому для избавления от них хорошо держать дома эту птицу или хотя бы ее перья. Если ада «размножались» и не давали покоя, то приглашали шамана, чтобы их «убить» или «изгнать». Считалось, что добрые ада нянчат детей, сторожат и пасут скот, берегут хозяйское добро
Дахабари (буквально «преследующий, сопутствующий, сопровождающий») — духи наиболее свирепые, зловредные.
По данным Б. Петри, это души женщин, умерших в муках от родов, от женских болезней, от дурного обращения и истязания мужа, души одиноких и беспомощных в жизни старух, а также злых и придурковатых женщин, к которым относились в жизни плохо,— словом, всех женщин, которые провели тяжелую жизнь, а после смерти получили от богов особое право мстить людям за причиненное зло и обиды 34.
Дахабари вредят детям, замучивают их до смерти. «Избавиться» от них можно только с помощью шамана.
Муу шубуун (буквально «дурная птица») — оборотень в виде красивой девушки с ярко-красными губами наподобие клюва. Таковыми становятся девушки, умершие, не удовлетворив свое чувство любви. Они «являются» обычно юношам где-либо в степи или лесу, стараются обольстить их, чтобы съесть души, выпить мозги, проклевав им череп.
Анахай — страшное существо, вредящее детям до семилетнего возраста; дух этот имеет вид человека с одним глазом во лбу, может превращаться в собаку, кошку и т. д., живет где-нибудь в улусе, облюбовав какой-либо дом или юрту. Поселившись, анахай начинает свою деятельность — изводит детей. Избавиться от него очень трудно, для этого надо пригласить шамана. Средствами изгнания могут служить огонь, звон железа, выстрелы, дым и запах богородской травы, ветка шиповника. Изгнанный анахай переселяется в другое место.
Эзыхе — дух в образе миниатюрной старой женщины, ночью высасывающей вымя дойной коровы, после чего оно опухает, прекращается приток молока, теленок заболевает.
Боохолдой в узком смысле — призрак, привидение, домовой, в широком — дух вообще, в которого превращается душа человека после смерти. Они невидимы, призрачны, их могут видеть только отдельные люди—шаманы, колдуны, а также некоторые собаки. «Обитают» они в заброшенных юртах или домах, на кладбищах, перекрестках дорог, у подножий гор; активны в темное время, бродят толпами, проказничают, устраивают игры, разводят огонь, сбивают путника с дороги, сбрасывают его с коня и т. д. Боохолдой могут пробраться в чей-либо дом или юрту, пугать людей, особенно детей, стучать, издавать какие-то звуки. Для изгнания их нужно совершить какие-то действия — зажечь огонь, постучать во всех углах и темных местах острым предметом, сделать холостой выстрел, побрызгать вином, произнося молитвы.
Таким образом, буряты-шаманисты были «окружены» массой различных духов.
Re: Злые духи бурят
БЕЗЖАЛОСТНЫЕ ДУХИ БУРЯТСКОГО ШАМАНИЗМА
От того, как ты умеешь общаться с духами, зависит не только твоя судьба, но и судьба всего рода. Местные на Байкале до сих пор верят, что несчастья связаны с воздействием недобрых сил – насланной ими порчей.
В бурятской мифологии сформировались представления о трех частях мироустройства. Это «верхний мир», в котором живут хорошие божества, «средний мир» – место обитания людей, и мир «нижний» – убежище темных сил бабушки Маяс Хара, злой дочери, рожденной от месяца прародительницей всех богов Ээхэ-Бурхан.
Хозяином «нижнего мира» считается Эрлик-Хан, осуществляющий суд в мире мертвых и поедающий только кровавую пищу. У него есть бесчисленное количество слуг, низших демонов, которых Эрлик-Хан посылает за человеческими душами. Вся «нечисть» восходит к душам людей, либо жившим с нарушением общепризнанных правил, либо погибшим в результате насильственных действий.
«Нечисть» невероятно многообразна:
- «ада» – дух-оборотень, который может быть и добрым, и злым;
- «анахай» – зловредный дух, охотящийся за маленькими, до 7 лет, детьми;
- «муу шубуун» (в переводе – дурная птица) – души девушек, не узнавших любви и погибших насильственной смертью;
- «дахабари» – души женщин, умерших в муках от родов, от женских болезней, от дурного обращения и истязания мужа, одиноких и беспомощных в жизни старух. Словом, души женщин, проживших горькую и тяжелую жизнь. После смерти боги дали им право мстить людям за перенесенное зло и обиды;
- «боохолдой» – дух, в который переходит душа человека после смерти, особенно насильственной. Иногда так называли утопленников. В более узком смысле «боохолдой» – призрак, привидение, домовой.
Зачастую эти злые духи – неупокоенные души умерших. После смерти душа человека в течение 49 дней должна предстать перед Эрлик-ханом, где решается вопрос о ее дальнейшем перерождении. Но не редкость, когда неупокоившиеся духи остаются на земле.
Еще один вид духов, угрожающих человеку, – «сабдаки», потревоженные «хозяева местности». Они начинают возмущаться, а соответственно, и мстить, если произошло неподобающее вторжение в их владения, например вырубка леса ради постройки жилища.
ГДЕ ЖИВУТ БАЙКАЛЬСКИЕ ДУХИ
В шаманизме есть собирательное понятие злых духов, вредящих человеку и называемых «альбинами». Более понятный для русского языка вариант – черт. Они питаются энергетикой людей. Изначально, как и все духи, они бесплотны, но «высосав» человеческие ресурсы, «альбины» становятся видимыми. Те, кто сталкивался с ними, рассказывают либо о человекообразных фигурах в половину роста человека, либо о существах, у которых только лицо без тела или только рука с глазами.
Многие духи – оборотни, и предстают они перед человеком в разных обличьях.
Дух «ада» объявляется в виде небольшого зверька с одним глазом и одним зубом или человека, рот которого расположен под челюстью. Может он показаться и собакой, и ребенком, и… надутым пузырем.
«Муу шубуун» подкараулит путника в образе прекрасной девушки с ярко-красными губами, похожими на клюв.
Страшное существо, губящее детей, –«анахай» – имеет либо человеческий вид, но с одним глазом во лбу, либо превращается в кошку или собаку.
«Эзыхе» – дух, который вредит домашнему скоту, принимает облик невысокой старой женщины, высасывающей в темное время суток вымя дойной коровы. Теленок не получает молока и начинает болеть.
Злые духи и человек
С духами, в отличие от богов, люди могут столкнуться в любом месте. И если не проявлять предосторожности, злой дух легко «цепляется» к человеку.
Нужно было учитывать, что духи не любят публичных мест, они селятся в заброшенных юртах или домах, на перекрестках дорог, природных объектах – лесах, горах, пещерах… Особенно много их на кладбищах.
Ссора между духом и человеком может возникнуть из-за ненадлежащего поведения последнего в обиталище духа. Не следует, например, на природе громко кричать, особенно ночью, мусорить, пьянствовать…
Присасываясь к энергии человека, злые духи вызывают у него недомогания, слабость, расстройства здоровья, вплоть до смерти. И каждый умерший придает новые силы «альбину» и, следовательно, делает его еще более опасным.
Часть духов «специализируется» на детях как самых беззащитных представителях человеческого рода. Злые духи-оборотни «ада» насылают на малышей болезни и даже смерть. И «анахай», и «дахабари» также охотятся за ребятишками.
Юношей в лесу или степи поджидает «муу шубуун». Она старается соблазнить парней, чтобы съесть души и, проклевав череп, выпить мозги.
«Боохолдой» выходят «на промысел» после заката солнца. Они передвигаются группами, хулиганят, путают путнику дорогу или сбрасывают его с коня. Если «боохолдой» забрались в человеческое жилище, то они будут пугать людей стуком или странными звуками.
Еще опасны злые духи тем, что могут вселиться в человека. В этом случае они станут подталкивать его к аморальному поведению – пьянству, беспутной жизни, конфликтам с окружающими. Могут вызвать и просто дискомфорт, бессонницу, навязчивые видения, а также несчастные случаи.
Борьба с низшими духами является одной из задач современных шаманов.
Источник информации
От того, как ты умеешь общаться с духами, зависит не только твоя судьба, но и судьба всего рода. Местные на Байкале до сих пор верят, что несчастья связаны с воздействием недобрых сил – насланной ими порчей.
В бурятской мифологии сформировались представления о трех частях мироустройства. Это «верхний мир», в котором живут хорошие божества, «средний мир» – место обитания людей, и мир «нижний» – убежище темных сил бабушки Маяс Хара, злой дочери, рожденной от месяца прародительницей всех богов Ээхэ-Бурхан.
Хозяином «нижнего мира» считается Эрлик-Хан, осуществляющий суд в мире мертвых и поедающий только кровавую пищу. У него есть бесчисленное количество слуг, низших демонов, которых Эрлик-Хан посылает за человеческими душами. Вся «нечисть» восходит к душам людей, либо жившим с нарушением общепризнанных правил, либо погибшим в результате насильственных действий.
«Нечисть» невероятно многообразна:
- «ада» – дух-оборотень, который может быть и добрым, и злым;
- «анахай» – зловредный дух, охотящийся за маленькими, до 7 лет, детьми;
- «муу шубуун» (в переводе – дурная птица) – души девушек, не узнавших любви и погибших насильственной смертью;
- «дахабари» – души женщин, умерших в муках от родов, от женских болезней, от дурного обращения и истязания мужа, одиноких и беспомощных в жизни старух. Словом, души женщин, проживших горькую и тяжелую жизнь. После смерти боги дали им право мстить людям за перенесенное зло и обиды;
- «боохолдой» – дух, в который переходит душа человека после смерти, особенно насильственной. Иногда так называли утопленников. В более узком смысле «боохолдой» – призрак, привидение, домовой.
Зачастую эти злые духи – неупокоенные души умерших. После смерти душа человека в течение 49 дней должна предстать перед Эрлик-ханом, где решается вопрос о ее дальнейшем перерождении. Но не редкость, когда неупокоившиеся духи остаются на земле.
Еще один вид духов, угрожающих человеку, – «сабдаки», потревоженные «хозяева местности». Они начинают возмущаться, а соответственно, и мстить, если произошло неподобающее вторжение в их владения, например вырубка леса ради постройки жилища.
ГДЕ ЖИВУТ БАЙКАЛЬСКИЕ ДУХИ
В шаманизме есть собирательное понятие злых духов, вредящих человеку и называемых «альбинами». Более понятный для русского языка вариант – черт. Они питаются энергетикой людей. Изначально, как и все духи, они бесплотны, но «высосав» человеческие ресурсы, «альбины» становятся видимыми. Те, кто сталкивался с ними, рассказывают либо о человекообразных фигурах в половину роста человека, либо о существах, у которых только лицо без тела или только рука с глазами.
Многие духи – оборотни, и предстают они перед человеком в разных обличьях.
Дух «ада» объявляется в виде небольшого зверька с одним глазом и одним зубом или человека, рот которого расположен под челюстью. Может он показаться и собакой, и ребенком, и… надутым пузырем.
«Муу шубуун» подкараулит путника в образе прекрасной девушки с ярко-красными губами, похожими на клюв.
Страшное существо, губящее детей, –«анахай» – имеет либо человеческий вид, но с одним глазом во лбу, либо превращается в кошку или собаку.
«Эзыхе» – дух, который вредит домашнему скоту, принимает облик невысокой старой женщины, высасывающей в темное время суток вымя дойной коровы. Теленок не получает молока и начинает болеть.
Злые духи и человек
С духами, в отличие от богов, люди могут столкнуться в любом месте. И если не проявлять предосторожности, злой дух легко «цепляется» к человеку.
Нужно было учитывать, что духи не любят публичных мест, они селятся в заброшенных юртах или домах, на перекрестках дорог, природных объектах – лесах, горах, пещерах… Особенно много их на кладбищах.
Ссора между духом и человеком может возникнуть из-за ненадлежащего поведения последнего в обиталище духа. Не следует, например, на природе громко кричать, особенно ночью, мусорить, пьянствовать…
Присасываясь к энергии человека, злые духи вызывают у него недомогания, слабость, расстройства здоровья, вплоть до смерти. И каждый умерший придает новые силы «альбину» и, следовательно, делает его еще более опасным.
Часть духов «специализируется» на детях как самых беззащитных представителях человеческого рода. Злые духи-оборотни «ада» насылают на малышей болезни и даже смерть. И «анахай», и «дахабари» также охотятся за ребятишками.
Юношей в лесу или степи поджидает «муу шубуун». Она старается соблазнить парней, чтобы съесть души и, проклевав череп, выпить мозги.
«Боохолдой» выходят «на промысел» после заката солнца. Они передвигаются группами, хулиганят, путают путнику дорогу или сбрасывают его с коня. Если «боохолдой» забрались в человеческое жилище, то они будут пугать людей стуком или странными звуками.
Еще опасны злые духи тем, что могут вселиться в человека. В этом случае они станут подталкивать его к аморальному поведению – пьянству, беспутной жизни, конфликтам с окружающими. Могут вызвать и просто дискомфорт, бессонницу, навязчивые видения, а также несчастные случаи.
Борьба с низшими духами является одной из задач современных шаманов.
Источник информации
Irene поставил(а) лайк
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Буряты и монголы
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения