Легенды о таг-ээзи (шорцы)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и легенды шорцев
Страница 1 из 1
Легенды о таг-ээзи (шорцы)
ЛЕГЕНДЫ О ТАГ-ЭЭЗИ
1
В верховьях речки Чексу есть Чалалыг. Так называется это место. Однажды в августе Сидор Иванович Майтаков туда ходил на промысел. В горах он подражал голосу марала специальным манком пыргы. Так вот, с помощью пыргы он издал звук, напоминающий голос марала, и сразу же услышал ответный звук. Тогда он по-вторил. Голос ответил второй раз. На этот раз ответный голос ему показался пе похожим на голос марала. Сидор Иванович еще раз повторил в пыргы звук марала. Тут же он услышал ответный голос. Вскоре на вершине горы зашевелился куст малины и показалось странное существо, похожее на шорскую долбленую лодку.
Существо двигалось в его сторону. Сидор Иванович залез под старый большой валежник и, притаившись, стал наблюдать за движенцей
страпиого существа. Оно шло без остановки, прошло по тому валежнику, под которым он спрятался. Когда оно ушло далеко, Сидор Ива-
нович вышел из своего укрытия, пошел посмотреть на след чудовища. Следа от ног чудовища не было. Там, где оно прошло, трава, зеленая и сочная, сгорела, верхняя часть кедрового валежника сломалась. Это прошел ээзи — хозяин той горы, где Сидор Иванович охотился за маралами. Поэтому шорские охотники совершали обряд шачыг—задабривания хозяина горы.
2
Очень давно жили они па горе. Детей было трое. Отец охотился. Однажды ночью кто-то ходил по дому, громко топал. Слышали, как на
кухне он сбросил крышку с кадки с водой. Потом послышался звук: как будто рассыпали горох по полу. Зажгли лампу, осмотрели дом, никого не было. Когда свет потушили, снова послышались громкие шаги по комнатам. Тогда старший брат взял бич и хлестал им по углам дома, потом повесил этот бич на ручку двери. Была такая примета: хозяйка горы не может войти в тот дом, где па двери висит бич. Утром бич исчез. Хозяйка горы появилась в том доме, где в скором времени ожидалась свадьба. Люди видели хозяйку: утрохм во дворе остались следы. Но сама она была, как тень.
Потом говорили, что ээзи вышла замуж за черного человека. Он был очень богат. Если бы он женился на обыкновенной девушке, хозяйка горы задушила бы его. У нее была сестра. Во время революции хозяйку и ее сестру убили люди.
3
Охотясь, я увидел: среди густого хвойного леса россыпи камня упали. Между тех россыпей снег растаял, и получилось — будто дымо-
вое отверстие. Из того углубления дым выходит. Туда дойдя, каиком снег черппув, туда насыпал.
Насыпав, ушел. Когда шел, сзади за мной человек кричит. «Если шапку твою не дашь, то хоть рукавицы дай!» — говорит. Я пичего
не дал, ушел. Идя, я оглянулся — из давешнего углубления человек руку высунул. Он трижды просил: «Если шапку твою не дашь, рукавицы дай!» — говоря. Я ни шапки, ни. рукавиц не дал — ушел. После, когда с промысла пришел, заболел.
Шамана заставил камлать. Тот шаман мою душу из далекой тайги принес. Оказывается, этой горы хозяин мою душу унес. Если
бы я в то время мою -шапку или рукавицы отдал, я бы там же умер. Шаман сказал: в то время из Абаканской тайги один хозяин горы пришел с другим рассчитаться. Когда они вдвоем, рассчитываясь, сидели, я снегу туда бросил. Ком снега хозяину горы с Абакана прямо в глаз попал. После этого он стал просить у меня вещи...
1
В верховьях речки Чексу есть Чалалыг. Так называется это место. Однажды в августе Сидор Иванович Майтаков туда ходил на промысел. В горах он подражал голосу марала специальным манком пыргы. Так вот, с помощью пыргы он издал звук, напоминающий голос марала, и сразу же услышал ответный звук. Тогда он по-вторил. Голос ответил второй раз. На этот раз ответный голос ему показался пе похожим на голос марала. Сидор Иванович еще раз повторил в пыргы звук марала. Тут же он услышал ответный голос. Вскоре на вершине горы зашевелился куст малины и показалось странное существо, похожее на шорскую долбленую лодку.
Существо двигалось в его сторону. Сидор Иванович залез под старый большой валежник и, притаившись, стал наблюдать за движенцей
страпиого существа. Оно шло без остановки, прошло по тому валежнику, под которым он спрятался. Когда оно ушло далеко, Сидор Ива-
нович вышел из своего укрытия, пошел посмотреть на след чудовища. Следа от ног чудовища не было. Там, где оно прошло, трава, зеленая и сочная, сгорела, верхняя часть кедрового валежника сломалась. Это прошел ээзи — хозяин той горы, где Сидор Иванович охотился за маралами. Поэтому шорские охотники совершали обряд шачыг—задабривания хозяина горы.
2
Очень давно жили они па горе. Детей было трое. Отец охотился. Однажды ночью кто-то ходил по дому, громко топал. Слышали, как на
кухне он сбросил крышку с кадки с водой. Потом послышался звук: как будто рассыпали горох по полу. Зажгли лампу, осмотрели дом, никого не было. Когда свет потушили, снова послышались громкие шаги по комнатам. Тогда старший брат взял бич и хлестал им по углам дома, потом повесил этот бич на ручку двери. Была такая примета: хозяйка горы не может войти в тот дом, где па двери висит бич. Утром бич исчез. Хозяйка горы появилась в том доме, где в скором времени ожидалась свадьба. Люди видели хозяйку: утрохм во дворе остались следы. Но сама она была, как тень.
Потом говорили, что ээзи вышла замуж за черного человека. Он был очень богат. Если бы он женился на обыкновенной девушке, хозяйка горы задушила бы его. У нее была сестра. Во время революции хозяйку и ее сестру убили люди.
3
Охотясь, я увидел: среди густого хвойного леса россыпи камня упали. Между тех россыпей снег растаял, и получилось — будто дымо-
вое отверстие. Из того углубления дым выходит. Туда дойдя, каиком снег черппув, туда насыпал.
Насыпав, ушел. Когда шел, сзади за мной человек кричит. «Если шапку твою не дашь, то хоть рукавицы дай!» — говорит. Я пичего
не дал, ушел. Идя, я оглянулся — из давешнего углубления человек руку высунул. Он трижды просил: «Если шапку твою не дашь, рукавицы дай!» — говоря. Я ни шапки, ни. рукавиц не дал — ушел. После, когда с промысла пришел, заболел.
Шамана заставил камлать. Тот шаман мою душу из далекой тайги принес. Оказывается, этой горы хозяин мою душу унес. Если
бы я в то время мою -шапку или рукавицы отдал, я бы там же умер. Шаман сказал: в то время из Абаканской тайги один хозяин горы пришел с другим рассчитаться. Когда они вдвоем, рассчитываясь, сидели, я снегу туда бросил. Ком снега хозяину горы с Абакана прямо в глаз попал. После этого он стал просить у меня вещи...
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и легенды шорцев
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения