Дух-хозяин огня — Пузя, Пудя или Тава эзэни
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм орочей
Страница 1 из 1
Дух-хозяин огня — Пузя, Пудя или Тава эзэни
Дух-хозяин огня — Пузя, Пудя или Тава эзэни
В. А. Аврорин приводит и другие его имена: Ха эзэни 'дух-хозяин дома, очага’, То эзэни 'дух-хозяин огня’. Обычно представляется оро
чами в виде старика или четы стариков Пуза и Пуза мамачан'и с детьми [Аврорин, Лебедева, 1978,с. 218, 232, 242]. По мнению орочей пос. Снежный и Датта, Пузя (ханя огня) — это худая старуха, живущая в любом огне — очаге, костре, зажженной спичке и т. д. Она постоянно мерзнет и хочет есть, поэтому в костер необходимо подкладывать дрова, кидать кусочки мяса и брызгать водку. Муж этой старухи (дух-хозяин муравьев) Икта адзани живет в гнилушках и муравейниках. У него в подчинении находится дикий кабан. Если охотники потревожат муравейник или, проходя мимо него, плохо скажут о диких кабанах и свиньях, то кабан узнает об этом и расскажет духу-хозяину огня, а тот накажет провинившихся: сперва у них воспалятся глаза, а потом по всему телу появятся незаживающие язвы. Однако сам кабан может безнаказанно разрушить муравейник.
У Пузи есть помощники, например зимородок [Арсеньев, 1949, с. 386—387]. Помогает ему и ночная бабочка толоки, которая прилетает на свет костра. Ее нужно сразу же бросить в огонь — в подарок Пузе, за что последний окажет помощь на охоте или рыбной ловле.
Жители пос. Датта считают, что одна из сопок возле их поселка — это потухший вулкан. Прежде из его жерла раздавался гул и вылетал огонь. Орочи считали, что внутри этой горы находился Пузя. Они приходили к этой сопке и угощали его. Пузя сегодня — самый сильный и особо почитаемый орочами добрый дух. Подчиненное положение его по отношению к Эндури не зафиксировано. Очевидно, это связано с очень древним характером культа огня. Даже молодые охотники перед охотой и рыбной ловлей прямо на промысле угощают его кусочками черемши, табаком, соблюдают запреты. Жизнь возле костра в тайге была связана с рядом табу: нельзя играть головешками и шевелить палкой угли; во время ночлега нельзя класть голову на выступающий из костра длинный конец полена; нельзя рубить, резать его, или рубить на нем что-либо (мясо, например), или что-либо еще. За нарушения Пузя строго наказывает: опухает голова,
воспаляются глаза, на теле появляются нарывы, а после может даже наступить смерть3. Все наши информанты указывали на то, что плевать в огонь категорически запрещено. Интересно, что описано и противоречащее поведение: тумнинские орочи в гигиенических це
лях всегда плевали и бросали вся ческий мусор только в огонь.
Промысловики из числа коренных народов Приамурья и Сахалина никогда не начинали охоты, не угостив предварительно духа-хозяина огня
Текст № 5
Существует предание о том, как Пузя наказал обидевшего его человека и как орочи стали после этого приносить ему кровавые жертвы.
Один охотник охотился на реке Гур2. У него была избушка. А такой был у орочей закон — перед охотой помолиться Пузе. А он не
стал, и не было ему добычи. Никого не мог убить. Рассердился, решил утром завтра уходить домой. Встал, кашу сварил в хотюха — каст
рюле железной китайской. Собрал вещи. Дал каши Пузе и [от злости] стал ножом колоть костер. Запряг собаку и быстро поехал домой. Шел целый день — не обедал, не ужинал, ночью ехал тоже. Пришел домой. Прожил несколько дней и заболел. У него была жена, мать. Мать говорит: «Нужно шамана пригласить». Шаман пришел. Пошаманил.
И спрашивает мать у шамана: «Что с сыном?» Шаман говорит: «Он в тайге колол ножом Пузю и сильно ранил. Пузя обиделся. Погнался за охотником, но возле перевала [под названием] Ада отстал». Жена удивилась. Шаман ушел. Жена спрашивает у него: «Ты так делал?» — «Да, делал». — «Вот тебя Пузя и наказал*. Жена на другой день опять пошла к шаману. Позвала его. Он пришел, пошаманил и сказал: «Надо делать из травы или веток елки сэвэ в виде собаки, и чтобы два человека сидели на этой собаке». Но охотник болел — делать не мог. Шаман сказал жене — она сделала. Шаман сидит рядом с охотником. Шаманил, шаманил и сказал жене выбросить сэвэ. Она выбросила.
Шаман попил чаю и ушел домой. На другой день он ждет, как пойдут дела у охотника. А охотник утром встал, ему легче стало. На другой
день еще легче. Жена пошла к шаману и сказала, что охотнику легче. Шаман говорит: «Пусть едет к своей охотничьей избушке, помолится Пузе и убьет свою собаку. Жена передала слова шамана охотнику.Охотник так и сделал. Приехал, кашу сварил. Помолился. Убил собаку и поехал домой. Выздоровел окончательно. Вот какую силу имеет наш Пузя. Все.
В. А. Аврорин приводит и другие его имена: Ха эзэни 'дух-хозяин дома, очага’, То эзэни 'дух-хозяин огня’. Обычно представляется оро
чами в виде старика или четы стариков Пуза и Пуза мамачан'и с детьми [Аврорин, Лебедева, 1978,с. 218, 232, 242]. По мнению орочей пос. Снежный и Датта, Пузя (ханя огня) — это худая старуха, живущая в любом огне — очаге, костре, зажженной спичке и т. д. Она постоянно мерзнет и хочет есть, поэтому в костер необходимо подкладывать дрова, кидать кусочки мяса и брызгать водку. Муж этой старухи (дух-хозяин муравьев) Икта адзани живет в гнилушках и муравейниках. У него в подчинении находится дикий кабан. Если охотники потревожат муравейник или, проходя мимо него, плохо скажут о диких кабанах и свиньях, то кабан узнает об этом и расскажет духу-хозяину огня, а тот накажет провинившихся: сперва у них воспалятся глаза, а потом по всему телу появятся незаживающие язвы. Однако сам кабан может безнаказанно разрушить муравейник.
У Пузи есть помощники, например зимородок [Арсеньев, 1949, с. 386—387]. Помогает ему и ночная бабочка толоки, которая прилетает на свет костра. Ее нужно сразу же бросить в огонь — в подарок Пузе, за что последний окажет помощь на охоте или рыбной ловле.
Жители пос. Датта считают, что одна из сопок возле их поселка — это потухший вулкан. Прежде из его жерла раздавался гул и вылетал огонь. Орочи считали, что внутри этой горы находился Пузя. Они приходили к этой сопке и угощали его. Пузя сегодня — самый сильный и особо почитаемый орочами добрый дух. Подчиненное положение его по отношению к Эндури не зафиксировано. Очевидно, это связано с очень древним характером культа огня. Даже молодые охотники перед охотой и рыбной ловлей прямо на промысле угощают его кусочками черемши, табаком, соблюдают запреты. Жизнь возле костра в тайге была связана с рядом табу: нельзя играть головешками и шевелить палкой угли; во время ночлега нельзя класть голову на выступающий из костра длинный конец полена; нельзя рубить, резать его, или рубить на нем что-либо (мясо, например), или что-либо еще. За нарушения Пузя строго наказывает: опухает голова,
воспаляются глаза, на теле появляются нарывы, а после может даже наступить смерть3. Все наши информанты указывали на то, что плевать в огонь категорически запрещено. Интересно, что описано и противоречащее поведение: тумнинские орочи в гигиенических це
лях всегда плевали и бросали вся ческий мусор только в огонь.
Промысловики из числа коренных народов Приамурья и Сахалина никогда не начинали охоты, не угостив предварительно духа-хозяина огня
Текст № 5
Существует предание о том, как Пузя наказал обидевшего его человека и как орочи стали после этого приносить ему кровавые жертвы.
Один охотник охотился на реке Гур2. У него была избушка. А такой был у орочей закон — перед охотой помолиться Пузе. А он не
стал, и не было ему добычи. Никого не мог убить. Рассердился, решил утром завтра уходить домой. Встал, кашу сварил в хотюха — каст
рюле железной китайской. Собрал вещи. Дал каши Пузе и [от злости] стал ножом колоть костер. Запряг собаку и быстро поехал домой. Шел целый день — не обедал, не ужинал, ночью ехал тоже. Пришел домой. Прожил несколько дней и заболел. У него была жена, мать. Мать говорит: «Нужно шамана пригласить». Шаман пришел. Пошаманил.
И спрашивает мать у шамана: «Что с сыном?» Шаман говорит: «Он в тайге колол ножом Пузю и сильно ранил. Пузя обиделся. Погнался за охотником, но возле перевала [под названием] Ада отстал». Жена удивилась. Шаман ушел. Жена спрашивает у него: «Ты так делал?» — «Да, делал». — «Вот тебя Пузя и наказал*. Жена на другой день опять пошла к шаману. Позвала его. Он пришел, пошаманил и сказал: «Надо делать из травы или веток елки сэвэ в виде собаки, и чтобы два человека сидели на этой собаке». Но охотник болел — делать не мог. Шаман сказал жене — она сделала. Шаман сидит рядом с охотником. Шаманил, шаманил и сказал жене выбросить сэвэ. Она выбросила.
Шаман попил чаю и ушел домой. На другой день он ждет, как пойдут дела у охотника. А охотник утром встал, ему легче стало. На другой
день еще легче. Жена пошла к шаману и сказала, что охотнику легче. Шаман говорит: «Пусть едет к своей охотничьей избушке, помолится Пузе и убьет свою собаку. Жена передала слова шамана охотнику.Охотник так и сделал. Приехал, кашу сварил. Помолился. Убил собаку и поехал домой. Выздоровел окончательно. Вот какую силу имеет наш Пузя. Все.
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» Хозяин бубна
» Ахти — хозяин вод
» БОГ КАЛУ - ХОЗЯИН ГОР
» Дух-хозяин моря, его жена и помощники
» Дух-хозяин медведей
» Ахти — хозяин вод
» БОГ КАЛУ - ХОЗЯИН ГОР
» Дух-хозяин моря, его жена и помощники
» Дух-хозяин медведей
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм орочей
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения