Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Дух-хозяин огня — Пузя, Пудя или Тава эзэни

Перейти вниз

Дух-хозяин огня — Пузя, Пудя или Тава эзэни Empty Дух-хозяин огня — Пузя, Пудя или Тава эзэни

Сообщение автор Медуза Вс Окт 27, 2024 5:30 pm

Дух-хозяин огня — Пузя, Пудя или Тава эзэни


В. А. Аврорин приводит и другие его имена: Ха эзэни 'дух-хозяин дома, очага’, То эзэни 'дух-хозяин огня’. Обычно представляется оро­
чами в виде старика или четы стариков Пуза и Пуза мамачан'и с детьми [Аврорин, Лебедева, 1978,с. 218, 232, 242]. По мнению оро­чей пос. Снежный и Датта, Пузя (ханя огня) — это худая старуха, живущая в любом огне — очаге, костре, зажженной спичке и т. д. Она постоянно мерзнет и хочет есть, поэтому в костер необходи­мо подкладывать дрова, кидать кусочки мяса и брызгать водку. Муж этой старухи (дух-хозяин муравьев) Икта адзани живет в гни­лушках и муравейниках. У него в подчинении находится дикий кабан. Если охотники потревожат муравейник или, проходя мимо него, плохо скажут о диких кабанах и свиньях, то кабан узнает об этом и расскажет духу-хозяину огня, а тот накажет провинившихся: сперва у них воспалятся глаза, а потом по всему телу появятся незаживающие язвы. Однако сам кабан может безнаказанно раз­рушить муравейник.

У Пузи есть помощники, например зимородок [Арсеньев, 1949, с. 386—387]. Помогает ему и ночная бабочка толоки, кото­рая прилетает на свет костра. Ее нужно сразу же бросить в огонь — в подарок Пузе, за что последний окажет помощь на охоте или рыбной ловле.

Жители пос. Датта считают, что одна из сопок возле их по­селка — это потухший вулкан. Прежде из его жерла раздавался гул и вылетал огонь. Орочи счи­тали, что внутри этой горы нахо­дился Пузя. Они приходили к этой сопке и угощали его. Пузя сегодня — самый силь­ный и особо почитаемый ороча­ми добрый дух. Подчиненное по­ложение его по отношению к Эндури не зафиксировано. Очевид­но, это связано с очень древним характером культа огня. Даже мо­лодые охотники перед охотой и рыбной ловлей прямо на промыс­ле угощают его кусочками черем­ши, табаком, соблюдают запре­ты. Жизнь возле костра в тайге была связана с рядом табу: нель­зя играть головешками и шеве­лить палкой угли; во время ноч­лега нельзя класть голову на вы­ступающий из костра длинный конец полена; нельзя рубить, резать его, или рубить на нем что-либо (мясо, например), или что-либо еще. За нарушения Пузя строго наказывает: опухает голова,
воспаляются глаза, на теле появляются нарывы, а после может даже наступить смерть3. Все наши информанты указывали на то, что плевать в огонь категорически запрещено. Интересно, что описано и противоречащее поведение: тумнинские орочи в гигиенических це­
лях всегда плевали и бросали вся­ ческий мусор только в огонь.
Промысловики из числа ко­ренных народов Приамурья и Саха­лина никогда не начинали охоты, не угостив предварительно духа-хозяина огня

Текст № 5
Существует предание о том, как Пузя наказал обидевшего его че­ловека и как орочи стали после это­го приносить ему кровавые жертвы.
Один охотник охотился на ре­ке Гур2. У него была избушка. А та­кой был у орочей закон — перед охотой помолиться Пузе. А он не
стал, и не было ему добычи. Нико­го не мог убить. Рассердился, ре­шил утром завтра уходить домой. Встал, кашу сварил в хотюха — каст­
рюле железной китайской. Собрал вещи. Дал каши Пузе и [от злости] стал ножом колоть костер. Запряг собаку и быстро поехал домой. Шел целый день — не обедал, не ужи­нал, ночью ехал тоже. Пришел до­мой. Прожил несколько дней и заболел. У него была жена, мать. Мать говорит: «Нужно шамана пригласить». Шаман пришел. Пошаманил.

И спрашивает мать у шамана: «Что с сыном?» Шаман говорит: «Он в тай­ге колол ножом Пузю и сильно ранил. Пузя обиделся. Погнался за охот­ником, но возле перевала [под названием] Ада отстал». Жена удиви­лась. Шаман ушел. Жена спрашивает у него: «Ты так делал?» — «Да, делал». — «Вот тебя Пузя и наказал*. Жена на другой день опять по­шла к шаману. Позвала его. Он пришел, пошаманил и сказал: «Надо делать из травы или веток елки сэвэ в виде собаки, и чтобы два человека сидели на этой собаке». Но охотник болел — делать не мог. Шаман сказал жене — она сделала. Шаман сидит рядом с охотником. Шаманил, шаманил и сказал жене выбросить сэвэ. Она выбросила.

Шаман попил чаю и ушел домой. На другой день он ждет, как пойдут дела у охотника. А охотник утром встал, ему легче стало. На другой
день еще легче. Жена пошла к шаману и сказала, что охотнику легче. Шаман говорит: «Пусть едет к своей охотничьей избушке, помолится Пузе и убьет свою собаку. Жена передала слова шамана охотнику.Охотник так и сделал. Приехал, кашу сварил. Помолился. Убил собаку и поехал домой. Выздоровел окончательно. Вот какую силу имеет наш Пузя. Все.

Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2434
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения