Аральская Атлантида (Город на дне Арала)
Страница 1 из 1
Аральская Атлантида (Город на дне Арала)
На высохшем дне Аральского моря казахстанскими археологами были обнаружены остатки древнего культового храма. Археологическая экспедиция установила, что сооружение относится к XI-XIV векам и является копией мавзолея Яссауи в Туркестане. Рядом были вскрыты захоронения погибших воинов, найдены мастерские, в которых изготовлялись изразцовые плитки, керамические изделия. По мнению ученых, храм принадлежал огузам и находился на территории древнего города. Как полагает один из участников экспедиции — профессор Абылай Айдосов, пока обнаружена лишь небольшая часть городища, а основная часть все еще находится под водой. Также в 20 километрах от упомянутого мавзолея найдены развалины другого древнего города. Сотрудники Государственного университета имени Коркыта-ата сняли слой песка с поверхности некоторых разрушенных строений и обнаружили хаотично расположенные останки людей и домашних животных, что свидетельствует о том, что они погибли в одно и то же время и что некому было их похоронить. Беда застигла людей врасплох, избежать ее никому не удалось. На местах раскопок найдены также кувшины, железные светильники, монеты и другие предметы быта. Все осталось так, как было на момент гибели города. По мнению профессора Абылая Айдосова, причиной тому могла быть вода, которая неожиданно окружила поселение, и люди не сумели спастись. Как известно, Аральское море начало вновь заполняться в XIV веке, и вполне возможно, этот процесс протекал довольно быстро. Обнаруженный город условно назвали Арал-Асар - «Аральский след». Несмотря на то что основные его строения оказались сильно размыты, археологи все же практически по крупицам восстановили облик неизвестного поселения. Прежде всего определили его площадь - шесть гектаров. После предстояло установить возраст. Это помогла сделать найденная во время раскопок керамика - она относилась к концу XIV века, то есть периоду Золотой орды. А дальше ученых ожидали сплошные сюрпризы. В большом количестве были обнаружены хозяйственные предметы: 14 мельничных жерновов, керамические сосуды, фрагменты железных и бронзовых изделий. Видимо, все свое внимание горожане сконцентрировали на выращивании риса с последующей переработкой его в муку. Причем объемы производства были настолько велики, что рисовые поля с гигантскими ирригационными системами и каналами занимали большую часть городища. Об этом говорят найденные огромные складские помещения - хумданы. Ученые не исключают: Арал-Асар являлся мощной производственной зоной для поставки муки на экспорт. Население Центрально-Азиатского региона в те далекие времена преимущественно вело кочевой образ жизни и занималось разведением скота. И потому предметы земледельческого промысла стали для ученых настоящей неожиданностью. Есть предположение, что это были этнические потомки смешанных огузо-кипчакских племен. Огузы считаются предками современных туркмен, азербайджанцев и турок. А кипчаки - праотцами татар, казахов, башкир, карачаевцев и других народов. Как гласят древние письменные источники, в те времена огузские племена потихоньку вытеснялись из этих районов кипчакской родовой знатью. Но покидали обжитые территории далеко не все. Не исключено, что одно из племен так и осталось жить в Арал-Асаре. Город был выстроен капитально, как будто на века. С одной стороны полумесяцем располагалась промышленная зона. Жилой сектор находился в центре. Рисовые поля с ирригационными системами отделялись от жилых домов мощными искусственными каналами шириной не менее трех метров. К сожалению, уникальные конструкции оказались размыты, вследствие чего ученым удалось отыскать лишь фрагменты домов. Большинство из них представляли собой саманные постройки со стандартной для того времени планировкой. В центре - тандыр (универсальная печь, используемая как для приготовления пищи, так и для обогрева), который был вмонтирован в суфу - лежанку, занимавшую большую часть помещения. Ее борта сложены из сырцового кирпича, а пространство между стеной заполнялось грунтом. Сверху строение обмазывалось глиняным раствором и накрывалось коврами. А замыкал город некрополь, одновременно являвшийся границей поселения. Немало вопросов вызвала найденная в склепе пара золотых сережек в виде головы дракона, кусающего свой хвост. «Такой предмет совершенно нехарактерен для людей, исповедующих ислам, - утверждает Аблай Айдосов. - А безусловно, те, кто здесь жил, придерживались этой религии. Но данная находка может свидетельствовать о том, что в те далекие времена в Арал-Асаре были сильны родовые традиции шаманизма и тенгрианства - монотеистической религии, верховным богом в которой является Тен-Гри - сила, управляющая миром». Когда раскопки мавзолея подходили к концу, ученые нашли настоящий клад - большой кувшин с орудиями труда, которые использовались для обработки земли. Некое подобие мотыг. В те далекие времена они ценились не меньше золота. Кто-то из местных жителей, вероятно, в последние дни существования города спрятал все это в мавзолее, надеясь когда-то сюда еще вернуться. Однако воды Арала поглотили поселение, и клад достался археологам.
...
...
...
...
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» КРЕПОСТЬ ПОР-БАЖИН. ГОРОД БОГА
» Проклятие шамана: почему якутский Зашиверск превратился в город-призрак
» Проклятие шамана: почему якутский Зашиверск превратился в город-призрак
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения