Кетский мифологический рассказ‑песня «Кайгусь скалистой горы»
Страница 1 из 1
Кетский мифологический рассказ‑песня «Кайгусь скалистой горы»
Кетский мифологический рассказ‑песня «Кайгусь скалистой горы»
Рассказчица: О. В. Тыганова, пос. Суломай на р. Енисей, 1972 год
Человек играет на кате [смычковый музыкальный инструмент], поет:
– Пусть ко мне явится кайгусь.
Кайгусь стала собираться, спустилась:
– Человек кэтэ, ты, что ли, хочешь, чтобы кайгусь скалистой горы от своих кайгусей к тебе спустилась?
Человек:
– Черного соболя я по следу гоняю?
Кайгусь:
– Я ли не скалистой горы Богдейгет‑кайгусей дочь? Пока не тронь меня, не тронь! Не тронь моего волка [подставное название соболя], по следу не гони! Не мои ли волосы в косы заплетаются, зачем их развеваешь, качаешь? Я ведь Богдеев дочь, скалистой горы Богдей‑кайгусей дочь. Скалистой горы Богдей‑кайгуси отцы меня ожидают. Уж не хочешь ли ты, кэтэ, съесть дочь Богдей‑кайгусей? Пусть теперь мои волосы обвиваются. Дома меня, кайгусь скалистой горы, родители ожидают, чтобы на охоту идти. Кэтэ, кэтэ! Ты говоришь, что черных соболей хочешь? Моего зверя не убивай, чтобы твои потроха потом не слиплись! Потом мои следы, шаги повторять будешь.
Пока же, кэтэ, кэтэ, не тронь меня, не тронь! Отцовские корни назад тянут, но косы их дочери вокруг кэтэ обвились; тебя, кэтэ, обвили. Говорила раньше – не тронь меня, не тронь. Теперь твоей женой стала.
В этом рассказе человек с помощью магического действия музыки привлекает и привораживает к себе женщину‑духа. Она называет его кэтэ, что значит «человек из фратрии Кэнтаан», а себя – Богдейгет (Богдей), то есть «представитель фратрии Богдеденг». Это две экзогамные половины, на которые делилось кетское общество. Значит, здесь перед нами не только мифологическая история, но и притча о правильном, экзогамном браке – браке с чужим, метафорически описанная через образ лесной женщины. Так мифопоэтическое сознание решает сразу две задачи – утверждает нормы человеческой культуры и говорит о чудесном источнике охотничьей удачи. Рассказы о лесной жене, дарующей везение на охоте, есть у многих народов Сибири. К мифологическому сюжету о «чудесной супруге» восходят и всем известные русские сказки о Василисе Премудрой и Царевне‑лягушке.
Кроме божеств природных сфер и локусов, в мифах и ритуалах народов Севера упоминаются духи, изображения которых человек хранит в своем жилище или носит с собой. Такие духи благожелательны, их единственное назначение – помогать человеку в разных делах и нуждах. Однако если человек относится к этим духам неуважительно или пренебрегает своими обязанностями (не кормит духа, не одаривает его новой одеждой и украшениями, хранит в неподобающем месте), духи могут и покарать своего хозяина.
Рассказчица: О. В. Тыганова, пос. Суломай на р. Енисей, 1972 год
Человек играет на кате [смычковый музыкальный инструмент], поет:
– Пусть ко мне явится кайгусь.
Кайгусь стала собираться, спустилась:
– Человек кэтэ, ты, что ли, хочешь, чтобы кайгусь скалистой горы от своих кайгусей к тебе спустилась?
Человек:
– Черного соболя я по следу гоняю?
Кайгусь:
– Я ли не скалистой горы Богдейгет‑кайгусей дочь? Пока не тронь меня, не тронь! Не тронь моего волка [подставное название соболя], по следу не гони! Не мои ли волосы в косы заплетаются, зачем их развеваешь, качаешь? Я ведь Богдеев дочь, скалистой горы Богдей‑кайгусей дочь. Скалистой горы Богдей‑кайгуси отцы меня ожидают. Уж не хочешь ли ты, кэтэ, съесть дочь Богдей‑кайгусей? Пусть теперь мои волосы обвиваются. Дома меня, кайгусь скалистой горы, родители ожидают, чтобы на охоту идти. Кэтэ, кэтэ! Ты говоришь, что черных соболей хочешь? Моего зверя не убивай, чтобы твои потроха потом не слиплись! Потом мои следы, шаги повторять будешь.
Пока же, кэтэ, кэтэ, не тронь меня, не тронь! Отцовские корни назад тянут, но косы их дочери вокруг кэтэ обвились; тебя, кэтэ, обвили. Говорила раньше – не тронь меня, не тронь. Теперь твоей женой стала.
В этом рассказе человек с помощью магического действия музыки привлекает и привораживает к себе женщину‑духа. Она называет его кэтэ, что значит «человек из фратрии Кэнтаан», а себя – Богдейгет (Богдей), то есть «представитель фратрии Богдеденг». Это две экзогамные половины, на которые делилось кетское общество. Значит, здесь перед нами не только мифологическая история, но и притча о правильном, экзогамном браке – браке с чужим, метафорически описанная через образ лесной женщины. Так мифопоэтическое сознание решает сразу две задачи – утверждает нормы человеческой культуры и говорит о чудесном источнике охотничьей удачи. Рассказы о лесной жене, дарующей везение на охоте, есть у многих народов Сибири. К мифологическому сюжету о «чудесной супруге» восходят и всем известные русские сказки о Василисе Премудрой и Царевне‑лягушке.
Кроме божеств природных сфер и локусов, в мифах и ритуалах народов Севера упоминаются духи, изображения которых человек хранит в своем жилище или носит с собой. Такие духи благожелательны, их единственное назначение – помогать человеку в разных делах и нуждах. Однако если человек относится к этим духам неуважительно или пренебрегает своими обязанностями (не кормит духа, не одаривает его новой одеждой и украшениями, хранит в неподобающем месте), духи могут и покарать своего хозяина.
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» Как песня на Алтае появилась
» Медвежья песня о спуске с неба
» Песня горных вершин (Якутское поверье)
» Mountains, Las Montañas (Горы)
» Хозяйка снежной горы
» Медвежья песня о спуске с неба
» Песня горных вершин (Якутское поверье)
» Mountains, Las Montañas (Горы)
» Хозяйка снежной горы
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения