О происхождении человека от животных
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования эвенков и эвенов
Страница 1 из 1
О происхождении человека от животных
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО
Очень интересный, хотя и редкий мифологический мотив – происхождение человека от животных. В якутском мифе Юрюнг айыы тойон создал сначала коня, от него произошел полуконь‑получеловек, а уже от этого существа – человек. В мифологии эскимосов люди происходят от собак, чей облик за несколько поколений изменился на человеческий, либо от брака собаки и человека. А по мифу эвенов, человек произошел от медведя.
Эвенский миф
Рассказчик: И. И. Тарабукин, Якутия, 1977 год
Медведи однажды узнали, что высоко на горе растут красные ягоды, от которых умнеешь. Они нашли эти ягоды и съели их, от этого у них родились маленькие существа, ходящие на двух ногах. Медведи сказали: «Они будут могущественнее нас, они ходят двумя ногами, у них есть руки. Все хватают руками. Сделаем так, чтобы чего‑то у них не хватало». Медведи выдернули людям всю шерсть, оторвали им уши, побили их. Оттого что их били по лицу – у людей лицо плоское, плохое зрение и нюх; оттого что оторвали большие уши – плохой слух. Люди и медведи разошлись в разные стороны, и люди с тех пор не трогают медведей, так как произошли от них [57, с. 233–234].
В других мифах, наоборот, говорится, что медведь произошел от человека. Так, нганасаны рассказывают, что жила некогда девочка‑сирота, ее обижали люди, а потом уехали без нее, и осталась она на стойбище одна. Заплакала бедная сиротка, поднялась на горку, там ее увидел хозяин земли, пожалел, обещал защитить – и превратил в медведя. Так появились медведи. А в мифе хантов один богатырь заблудился в лесу. Чтобы продраться сквозь бурелом, он снял одежду и полез нагишом. Мох на колоде, через которую он перелезал, стал его шерстью, а свою одежду он не смог найти и превратился в медведя.
Кукушка – по мифам хантов, ненцев, энцев, эвенов – раньше тоже была человеком. Это была женщина. Однажды она заболела и попросила детей принести воды. Дети играли и не захотели помочь матери. Тогда мать сказала: «Не нужна я своим детям», взяла доску для шитья и приспособила ее как крылья, взяла наперсток и надела его как нос – и превратилась в кукушку. Улетела кукушка, увидели дети, бросились за ней: «Мама, мама, вот вода, вернись», но она не вернулась. С тех пор кукушка бросает своих детей в чужие гнезда, а там, где бежали ее дети и порезали ноги о траву, выросли красные таежные ягоды.
Есть очень любопытный ненецкий миф, по которому птица‑ныряльщик, оказывается, изначально тоже была человеком! Нум сделал первого человека на небе, но внизу была лишь вода, и тогда он решил создать для человека землю. Превратил его в гагару и велел нырять. В первый раз гагара принесла в клюве песок, во второй раз – ил, в третий раз – кусочек земли. Нум слепил землю, бросил на воду, да забыл вернуть гагаре человеческий облик, и с тех пор она плавает и плачет.
В мифах многих народов Севера люди не были первыми разумными существами, созданными на земле. Так, у нганасан на земле, еще покрытой льдом, появились первые живые существа – дямада («имеющие горло»). Им было холодно, и они подослали птичку ущипнуть Моу‑нямы, Землю‑мать. Та сблизилась с Коу‑нямы (Солнце‑мать), от этого потеплело, а лед стал таять. Из шкуры Моу‑нямы выползли голые черви кальсюо – первые люди. Коу‑нямы заявила дямада, что они дети Земли и должны жить на ее теле, после чего покалечила их и превратила в каменных идолов фала‑койка («священные камни, скалы»). В нганасанском же мифе говорится, что раньше на земле жили людоеды Нерому‑мунтату’о (Медно‑красные), их уничтожает культурный герой Дяйба‑нгуо.
Эвенский миф
Раньше земля была покрыта льдом. Шаман неба заставил спуститься на лед непослушных и неподдающихся ему богатырей. У этих богатырей от холода на теле появился волосяной покров. Когда постепенно потеплело, лед стал таять и богатыри начали плавать на плоту. Появились звери, рыбы. Постепенно потомки этих богатырей выродились. Так появились первые люди. Когда оставшиеся богатыри хотели уничтожить первых людей, шаман неба превратил их в камни. Тем самым он спас первых людей от уничтожения. Уцелевшие богатыри стали чучунами – дикими людьми.
"О. Христофорова. "Мифы Северных Народов России""
Очень интересный, хотя и редкий мифологический мотив – происхождение человека от животных. В якутском мифе Юрюнг айыы тойон создал сначала коня, от него произошел полуконь‑получеловек, а уже от этого существа – человек. В мифологии эскимосов люди происходят от собак, чей облик за несколько поколений изменился на человеческий, либо от брака собаки и человека. А по мифу эвенов, человек произошел от медведя.
Эвенский миф
Рассказчик: И. И. Тарабукин, Якутия, 1977 год
Медведи однажды узнали, что высоко на горе растут красные ягоды, от которых умнеешь. Они нашли эти ягоды и съели их, от этого у них родились маленькие существа, ходящие на двух ногах. Медведи сказали: «Они будут могущественнее нас, они ходят двумя ногами, у них есть руки. Все хватают руками. Сделаем так, чтобы чего‑то у них не хватало». Медведи выдернули людям всю шерсть, оторвали им уши, побили их. Оттого что их били по лицу – у людей лицо плоское, плохое зрение и нюх; оттого что оторвали большие уши – плохой слух. Люди и медведи разошлись в разные стороны, и люди с тех пор не трогают медведей, так как произошли от них [57, с. 233–234].
В других мифах, наоборот, говорится, что медведь произошел от человека. Так, нганасаны рассказывают, что жила некогда девочка‑сирота, ее обижали люди, а потом уехали без нее, и осталась она на стойбище одна. Заплакала бедная сиротка, поднялась на горку, там ее увидел хозяин земли, пожалел, обещал защитить – и превратил в медведя. Так появились медведи. А в мифе хантов один богатырь заблудился в лесу. Чтобы продраться сквозь бурелом, он снял одежду и полез нагишом. Мох на колоде, через которую он перелезал, стал его шерстью, а свою одежду он не смог найти и превратился в медведя.
Кукушка – по мифам хантов, ненцев, энцев, эвенов – раньше тоже была человеком. Это была женщина. Однажды она заболела и попросила детей принести воды. Дети играли и не захотели помочь матери. Тогда мать сказала: «Не нужна я своим детям», взяла доску для шитья и приспособила ее как крылья, взяла наперсток и надела его как нос – и превратилась в кукушку. Улетела кукушка, увидели дети, бросились за ней: «Мама, мама, вот вода, вернись», но она не вернулась. С тех пор кукушка бросает своих детей в чужие гнезда, а там, где бежали ее дети и порезали ноги о траву, выросли красные таежные ягоды.
Есть очень любопытный ненецкий миф, по которому птица‑ныряльщик, оказывается, изначально тоже была человеком! Нум сделал первого человека на небе, но внизу была лишь вода, и тогда он решил создать для человека землю. Превратил его в гагару и велел нырять. В первый раз гагара принесла в клюве песок, во второй раз – ил, в третий раз – кусочек земли. Нум слепил землю, бросил на воду, да забыл вернуть гагаре человеческий облик, и с тех пор она плавает и плачет.
В мифах многих народов Севера люди не были первыми разумными существами, созданными на земле. Так, у нганасан на земле, еще покрытой льдом, появились первые живые существа – дямада («имеющие горло»). Им было холодно, и они подослали птичку ущипнуть Моу‑нямы, Землю‑мать. Та сблизилась с Коу‑нямы (Солнце‑мать), от этого потеплело, а лед стал таять. Из шкуры Моу‑нямы выползли голые черви кальсюо – первые люди. Коу‑нямы заявила дямада, что они дети Земли и должны жить на ее теле, после чего покалечила их и превратила в каменных идолов фала‑койка («священные камни, скалы»). В нганасанском же мифе говорится, что раньше на земле жили людоеды Нерому‑мунтату’о (Медно‑красные), их уничтожает культурный герой Дяйба‑нгуо.
Эвенский миф
Раньше земля была покрыта льдом. Шаман неба заставил спуститься на лед непослушных и неподдающихся ему богатырей. У этих богатырей от холода на теле появился волосяной покров. Когда постепенно потеплело, лед стал таять и богатыри начали плавать на плоту. Появились звери, рыбы. Постепенно потомки этих богатырей выродились. Так появились первые люди. Когда оставшиеся богатыри хотели уничтожить первых людей, шаман неба превратил их в камни. Тем самым он спас первых людей от уничтожения. Уцелевшие богатыри стали чучунами – дикими людьми.
"О. Христофорова. "Мифы Северных Народов России""
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» МИФ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕКА В ЭВЕНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
» Роббек В. А., Дуткин X. И. Миф о происхождении земли и человека в эвенкийском фольклоре
» Почитание животных ( «Байана»)
» ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУШ В ВИДЕ ЖИВОТНЫХ
» Основные положения о тотемных животных
» Роббек В. А., Дуткин X. И. Миф о происхождении земли и человека в эвенкийском фольклоре
» Почитание животных ( «Байана»)
» ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУШ В ВИДЕ ЖИВОТНЫХ
» Основные положения о тотемных животных
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования эвенков и эвенов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения