Охотник и алмыска (Алтай)
Страница 1 из 1
Охотник и алмыска (Алтай)
Охотник и алмыска
В Республике Алтай есть пещера Усть-Канская именуемая «Алмысту-Боом» («Гора Алмысов»). Пещера находится в 3,5 км восточнее села Усть-Кан на правом берегу реки Чарыш, вблизи тракта на Усть-Коксу на горе Белый камень. Согласно легендам, пещера долгое время являлась местом жительства Алмысов (наполовину зверей, оборотней, йети).
Алмыс нередко предстаёт перед таёжными охотниками в облике красивой голой женщины с медными ногтями: «красивая алтайская девушка», «неземная девушка пери». Хотя встречаются Алмысы обеих полов: мужчины и женщины. Алмысы крадут чужих детей, но чаще всего соблазняют своей красотой и наготой охотников, вступают с ними в любовную связь для зачатия детей, могут некоторое время сожительствовать с охотниками. Чаще в руки Алмысов попадают травмированные в тайге на своем промысле охотники. Девушка Алмыс вылечивает, исцелят его - «повела белым цветком, обмыла его целебным источником – аржан-суу». Они начинают совместную супружескую жизнь, и она рождает ему детей. Нередко детей от совместной связи с людьми Алмысы употребляют в пищу. Вернувшись с охоты в логово Алмыса, охотники замечают, как Алмыс готовит им пищу.
Алмысы, согласно мифам, могут оборачиваться животными: черной козой, рыжим щенком, огромной птицей, бабочкой, а также превращаться в неодушевленные предметы, например, в пепел или быть просто невидимкой. Алмыс может приходить во сне к охотнику в образе Человека с Черным лицом.
Волосы у женщин-Алмысов - рыжего, светлого цвета – «сары кижи». Они приезжают на рыжем коне. У женщин-Алмысов имеются отверстия в области подмышек и на темени. Иной раз они предстают в виде одноглазого чудовища. Они «никогда не смеются и носят одежды только с длинными рукавами», чтобы люди не обнаружили их медных ногтей. В другом месте дается такое описание девушки-Алмыса: у неё «ладони рук [были] из синего железа, как лезвие ножа, а концы пальцев острее конца пики и легко вонзаются в камень».
Живут в основном Алмысы в пещерах. Охотники находят в горных россыпях отверстия, похожие на дымоход, через которые видно женщин-Алмысов. Иногда Алмысы спускаются с неба.
Бывает, что Хозяйки гор одаривают полюбившихся им охотников пушниной и волшебными камнями. Алмысы любят слушать пение и сказки сказителей-кайчи, а также танцевать под музыку.
Убить Алмыса непросто. Простая пуля или нож его не берут. Его можно уничтожить, лишь пронзив ему сердце медным ножом; застрелив из медного лука; зарезать ножом «с красной рукояткой» принадлежавшим Алмысу или же «белым топором»; зарядив ружье медью и обрезками старого войлока – «курумчы».
Вот одна из алтайских легенд об алмысах:
Охотник и алмыска
В стародавние времена жил на Алтае охотник по имени Анчи. Славился он тем, что на охоте ему всегда сопутствовала удача, а стрелы его не знали промаха. Храбростью и силой обижен не был. Один на медведя хаживал. Всем взял молодец, да только своенравный был – никому не верил. Что бы ему люди не говорили, Анчи только отмахивался: пока, дескать, сам не увижу или не испробую, нет у меня вам веры.
Однажды, когда в тайгу пришла золотая осень, одни звери на лето жир нагуливали, другие уже в зимние шубы оделись, поехал Анчи на охоту. Едет он, едет и вдруг повстречался ему знакомый охотник. Чем-то сильно встревожен был. Торопиться, коня все время погоняет. Видит Анчи, что его знакомый, чем-то очень испуган – лицо, словно береста, белое. Окликнул его. Остановились, вынули трубки, закурили.
– Куда спешишь, братец, что случилось? – спрашивает Анчи. – Вижу, что вроде бы напуган ты?
– Ох, не спрашивай, Анчи, еле – еле я жив остался. Только что в тайге алмыску встретил, едва от нее ушел. Думал я, что конец мне пришел.
– Какая такая алмыска? – рассмеялся Анчи. – где ж ты ее встретил?
– Видишь вон ту высокую гору, что вершиной небо подпирает? Там то я ее и встретил. А ты куда направляешься?
– Туда – то я и хочу поехать, думаю, что охота в тех местах добрая должна быть.
– Заклинаю тебя, Анчи, не ходи на ту гору. Не сносить тебе головы, если пойдешь в те места. Я туда больше ни ногой, да и тебе не советую.
Анчи, как водится, не поверил охотнику. «Наверное, этот хитрец, – подумал он про себя, – меня испугать хочет, от богатых угодий отвадить. Решил их для себя приберечь».
– Ладно, не пугай, – засмеялся Анчи. С тем и поехал дальше.
Забрался Анчи на гору, нашел полянку и соорудил шалаш, чтобы переночевать где было. Потом поохотиться пошел. Не успел в тайгу войти, как косулю увидел. Сразил ее меткой стрелой и отнес к становищу. Освежевал косулю, развел костер, стал мясо варить. Когда мясо сварилось, вынул он его из котла, положил в деревянное корытце, чтобы остыло.
Вдруг видит женщина возле него появилась. Посмотрел на нее Анчи и обмер: красоты женщина была неописуемой. Только немного беспокойно ему стало – как же это его чуткие уши шагов женщины не услышали, как не заметил, откуда женщина пришла. Однако не подал виду Анчи, что обеспокоился. Поздоровался с женщиной, присесть пригласил.
Села она возле костра, но на приветствие не ответила. Видит Анчи, что на женщине богатая шуба одета. Вся шелком и бисером расшита. Заметил, что рукава у шубы такие длинные, что даже кончиков пальцев не видно. Заговорил он с женщиной, а она слово в ответ не промолвила, только глаз своих блестящих, как черные смородины, с него не сводит.
Анчи отрезал кусочек мяса и подает его женщине. Не успел он глазом моргнуть, как женщина выхватила у него из рук мясо, и, не жуя проглотила. Удивился Анчи, почему женщина рук не показывает, рта не открывает. «Не алмыска ли ко мне пришла?» — подумал Анчи и решил проверить свою догадку. Второй кусок он не стал подавать женщине из рук, а бросил перед ней на землю.
Пришлось женщине, чтобы мясо взять, рукава засучить. Взяла она мясо, и увидел Анчи на ее пальцах длинные когти, как крючки загнутые. Когда она взяла мясо и сунула в рот, увидел он, что медные зубы сверкнули. Понял, что алмыска перед ним. Испугался очень.
Тем временем женщина встала, в упор глядя на Анчи, попятилась. Под ее взглядом холодный пот прошиб охотника, который никогда раньше страха не знал. Даже шевельнуться Анчи не мог, тело у него словно одеревенело. Когда опомнился, алмыска среди деревьев исчезла. Долго сидел Анчи у костра, не знал, что делать: то ли домой возвращаться, то ли на месте оставаться. Решил, однако, что стыдно ему страх показать. Гордый и самонадеянный очень был.
Тут вечер наступил. Притащил Анчи из леса бревно и положил его в шалаше направо от входа. Покрыл своей шубой. Кто не знал, подумал бы, что человек здесь лежит. Потом нарезал пласты мха и тоже в шалаш принес. Затушил он костер, так что только тлеющие угли неверный свет вокруг отбрасывали. Сам улегся налево от входа, укрылся пластами мха, как одеялом. В шалаше его совсем было не видно. Под бок положил ружье, заряженное пулей. Стал ждать.
Спать ему сильно захотелось, но Анчи крепился, глаз не смыкал. Когда полночная звезда в щелях между ветвями, которыми он шалаш покрыл, на черном небе показалась, у входа что-то пискнуло, словно лесная мышь. Смотрит Анчи – в проеме что-то темное показалось. Понял он, что алмыска пришла.
Как только в шалаш вошла, бросилась на куклу, которую Анчи из бревна и шубы соорудил, вцепилась в нее острыми когтями. Увязли острые когти в дереве, не может алмыска освободиться. В ярости стала она грызть медными зубами бревно, только щепки полетели. Анчи не стал терять времени, схватил ружье и выстрелил. Пронзительно завизжала алмыска и бросилась вон из шалаша.
До самого утра Анчи не сомкнул глаз, дрожа от страха, ожидая, что алмыска снова к нему придет. Однако обошлось. Когда солнце вышло, выполз он из шалаша. Смотрит, на земле кровь. Понял, что ранил он алмыску. Решил, было домой уходить, да опять его характер подвел. «Пойду, посмотрю, что с алмыской стало», - подумал Анчи и пошел по кровавому следу.
Чем дальше шел Анчи по следу, тем глуше тайга становилась. То и дел приходилось перелезать ему через поваленные деревья, обходить огромные валуны. Наконец кровавый след привел его к отвесной скале. У подножья скалы след потерялся. «Что такое? – подумал Анчи, - куда алмыска подевалась?»
Стал скалу осматривать. Нашел дверь незаметную, в камень вделанную. Только в той двери ручки не было, нашел он щель между скалой и дверью. Вставил туда лезвие ножа, навалился как следует, и открыл дверь. С опаской вошел Анчи в пещеру, где алмыска себе жилье устроила.
Видит, у порога лежит женщина-алмыска. Тронул он ее ногой, а она уже закоченела. Успокоился Анчи, стал пещеру осматривать. В одном углу лежали ножи, а в другом – седла и уздечки, в третьем – ружья, а в четвертом белели человеческие кости. Понял он, что много охотников погубила алмыска.
Хотел было охотник из пещеры уходить, да увидел на полу острый топорик искусной работы. Догадался, что это топорик алмыски. Слышал он от людей, что нельзя человеку брать то, что алмысам принадлежит, однако, не удержался, подобрал топорик.
Вернулся Анчи на свой стан. Охотиться стал. За несколько дней добыл он множество зверей и с богатой добычей поехал домой. Когда приехал он в стойбище, зашел в юрту к своей дочери, - она на краю стойбища жила, ближе к лесу. А юрта Анчи на другом конце стойбища была.
Угостила дочь отца, порадовалась, что богатую добычу привез с охоты. Потом и топорик увидела, какого ни в одной юрте не было. Стала она уговаривать отца, чтобы топорик ей отдал. Поначалу Анчи не соглашался.
- Не проси, дочка, этот топорик. Он алмыске принадлежит. Говорят, люди, если кто вещь алмыса возьмет, несчастье приключится.
Только дочка характером вся в отца пошла. Приставала, пока он ей топорик не отдал. Однако Анчи предупредил дочь, что алмыска может к ней ночью за топориком прийти. Да дочка только отмахнулась. Решила, что, если алмыска придет, она с ней справится. Когда стемнело, взяла она в руки топорик, встала за дверь и приготовилась алмыску встречать. Так она не ела, не спала ровно три дня и три ночи. А алмыска все не приходила. Когда дочка Анчи совсем ослабела от голода, с ног падала после трех бессонных ночей, возле юрты послышались шаги.
Поняла дочка, что алмыска пришла, только дверь открылась и алмыска в юрту вошла, ударила она ее топориком по темени. Только топорик алмыски волшебным был, вырвался он у нее из рук, поднявшись в воздух, срубил ей голову.
Утром пришли люди, видят, дочка Анчи мертвая лежит, а топорика в юрте нет. Поняли, что алмыска за свои добром приходила. Когда хоронили дочку Анчи, старые люди говорили, что им повезло. Если бы Анчи у себя в юрте, которая на дальнем от леса краю стойбища была, то по пути к жилищу алмыски, топорик всех людей в стойбище посек бы.
После этого Анчи совсем переменился. Стал к людям прислушиваться. Если мудрый человек что-нибудь говорил, то его совета не отвергал, как бывало… А на ту гору, где алмысы жили, никогда больше не заглядывал, да и другим не советовал.
Источники:
1. Яданова К.В. «Встреча охотника с духами-хозяевами/алмысом. Опыт указателя сюжетов и версий по материалам алтайской фольклорной традиции»;
2. Слово об Алтае. История, фольклор и культура. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1990. С. 195-199.
В Республике Алтай есть пещера Усть-Канская именуемая «Алмысту-Боом» («Гора Алмысов»). Пещера находится в 3,5 км восточнее села Усть-Кан на правом берегу реки Чарыш, вблизи тракта на Усть-Коксу на горе Белый камень. Согласно легендам, пещера долгое время являлась местом жительства Алмысов (наполовину зверей, оборотней, йети).
Алмыс нередко предстаёт перед таёжными охотниками в облике красивой голой женщины с медными ногтями: «красивая алтайская девушка», «неземная девушка пери». Хотя встречаются Алмысы обеих полов: мужчины и женщины. Алмысы крадут чужих детей, но чаще всего соблазняют своей красотой и наготой охотников, вступают с ними в любовную связь для зачатия детей, могут некоторое время сожительствовать с охотниками. Чаще в руки Алмысов попадают травмированные в тайге на своем промысле охотники. Девушка Алмыс вылечивает, исцелят его - «повела белым цветком, обмыла его целебным источником – аржан-суу». Они начинают совместную супружескую жизнь, и она рождает ему детей. Нередко детей от совместной связи с людьми Алмысы употребляют в пищу. Вернувшись с охоты в логово Алмыса, охотники замечают, как Алмыс готовит им пищу.
Алмысы, согласно мифам, могут оборачиваться животными: черной козой, рыжим щенком, огромной птицей, бабочкой, а также превращаться в неодушевленные предметы, например, в пепел или быть просто невидимкой. Алмыс может приходить во сне к охотнику в образе Человека с Черным лицом.
Волосы у женщин-Алмысов - рыжего, светлого цвета – «сары кижи». Они приезжают на рыжем коне. У женщин-Алмысов имеются отверстия в области подмышек и на темени. Иной раз они предстают в виде одноглазого чудовища. Они «никогда не смеются и носят одежды только с длинными рукавами», чтобы люди не обнаружили их медных ногтей. В другом месте дается такое описание девушки-Алмыса: у неё «ладони рук [были] из синего железа, как лезвие ножа, а концы пальцев острее конца пики и легко вонзаются в камень».
Живут в основном Алмысы в пещерах. Охотники находят в горных россыпях отверстия, похожие на дымоход, через которые видно женщин-Алмысов. Иногда Алмысы спускаются с неба.
Бывает, что Хозяйки гор одаривают полюбившихся им охотников пушниной и волшебными камнями. Алмысы любят слушать пение и сказки сказителей-кайчи, а также танцевать под музыку.
Убить Алмыса непросто. Простая пуля или нож его не берут. Его можно уничтожить, лишь пронзив ему сердце медным ножом; застрелив из медного лука; зарезать ножом «с красной рукояткой» принадлежавшим Алмысу или же «белым топором»; зарядив ружье медью и обрезками старого войлока – «курумчы».
Вот одна из алтайских легенд об алмысах:
Охотник и алмыска
В стародавние времена жил на Алтае охотник по имени Анчи. Славился он тем, что на охоте ему всегда сопутствовала удача, а стрелы его не знали промаха. Храбростью и силой обижен не был. Один на медведя хаживал. Всем взял молодец, да только своенравный был – никому не верил. Что бы ему люди не говорили, Анчи только отмахивался: пока, дескать, сам не увижу или не испробую, нет у меня вам веры.
Однажды, когда в тайгу пришла золотая осень, одни звери на лето жир нагуливали, другие уже в зимние шубы оделись, поехал Анчи на охоту. Едет он, едет и вдруг повстречался ему знакомый охотник. Чем-то сильно встревожен был. Торопиться, коня все время погоняет. Видит Анчи, что его знакомый, чем-то очень испуган – лицо, словно береста, белое. Окликнул его. Остановились, вынули трубки, закурили.
– Куда спешишь, братец, что случилось? – спрашивает Анчи. – Вижу, что вроде бы напуган ты?
– Ох, не спрашивай, Анчи, еле – еле я жив остался. Только что в тайге алмыску встретил, едва от нее ушел. Думал я, что конец мне пришел.
– Какая такая алмыска? – рассмеялся Анчи. – где ж ты ее встретил?
– Видишь вон ту высокую гору, что вершиной небо подпирает? Там то я ее и встретил. А ты куда направляешься?
– Туда – то я и хочу поехать, думаю, что охота в тех местах добрая должна быть.
– Заклинаю тебя, Анчи, не ходи на ту гору. Не сносить тебе головы, если пойдешь в те места. Я туда больше ни ногой, да и тебе не советую.
Анчи, как водится, не поверил охотнику. «Наверное, этот хитрец, – подумал он про себя, – меня испугать хочет, от богатых угодий отвадить. Решил их для себя приберечь».
– Ладно, не пугай, – засмеялся Анчи. С тем и поехал дальше.
Забрался Анчи на гору, нашел полянку и соорудил шалаш, чтобы переночевать где было. Потом поохотиться пошел. Не успел в тайгу войти, как косулю увидел. Сразил ее меткой стрелой и отнес к становищу. Освежевал косулю, развел костер, стал мясо варить. Когда мясо сварилось, вынул он его из котла, положил в деревянное корытце, чтобы остыло.
Вдруг видит женщина возле него появилась. Посмотрел на нее Анчи и обмер: красоты женщина была неописуемой. Только немного беспокойно ему стало – как же это его чуткие уши шагов женщины не услышали, как не заметил, откуда женщина пришла. Однако не подал виду Анчи, что обеспокоился. Поздоровался с женщиной, присесть пригласил.
Села она возле костра, но на приветствие не ответила. Видит Анчи, что на женщине богатая шуба одета. Вся шелком и бисером расшита. Заметил, что рукава у шубы такие длинные, что даже кончиков пальцев не видно. Заговорил он с женщиной, а она слово в ответ не промолвила, только глаз своих блестящих, как черные смородины, с него не сводит.
Анчи отрезал кусочек мяса и подает его женщине. Не успел он глазом моргнуть, как женщина выхватила у него из рук мясо, и, не жуя проглотила. Удивился Анчи, почему женщина рук не показывает, рта не открывает. «Не алмыска ли ко мне пришла?» — подумал Анчи и решил проверить свою догадку. Второй кусок он не стал подавать женщине из рук, а бросил перед ней на землю.
Пришлось женщине, чтобы мясо взять, рукава засучить. Взяла она мясо, и увидел Анчи на ее пальцах длинные когти, как крючки загнутые. Когда она взяла мясо и сунула в рот, увидел он, что медные зубы сверкнули. Понял, что алмыска перед ним. Испугался очень.
Тем временем женщина встала, в упор глядя на Анчи, попятилась. Под ее взглядом холодный пот прошиб охотника, который никогда раньше страха не знал. Даже шевельнуться Анчи не мог, тело у него словно одеревенело. Когда опомнился, алмыска среди деревьев исчезла. Долго сидел Анчи у костра, не знал, что делать: то ли домой возвращаться, то ли на месте оставаться. Решил, однако, что стыдно ему страх показать. Гордый и самонадеянный очень был.
Тут вечер наступил. Притащил Анчи из леса бревно и положил его в шалаше направо от входа. Покрыл своей шубой. Кто не знал, подумал бы, что человек здесь лежит. Потом нарезал пласты мха и тоже в шалаш принес. Затушил он костер, так что только тлеющие угли неверный свет вокруг отбрасывали. Сам улегся налево от входа, укрылся пластами мха, как одеялом. В шалаше его совсем было не видно. Под бок положил ружье, заряженное пулей. Стал ждать.
Спать ему сильно захотелось, но Анчи крепился, глаз не смыкал. Когда полночная звезда в щелях между ветвями, которыми он шалаш покрыл, на черном небе показалась, у входа что-то пискнуло, словно лесная мышь. Смотрит Анчи – в проеме что-то темное показалось. Понял он, что алмыска пришла.
Как только в шалаш вошла, бросилась на куклу, которую Анчи из бревна и шубы соорудил, вцепилась в нее острыми когтями. Увязли острые когти в дереве, не может алмыска освободиться. В ярости стала она грызть медными зубами бревно, только щепки полетели. Анчи не стал терять времени, схватил ружье и выстрелил. Пронзительно завизжала алмыска и бросилась вон из шалаша.
До самого утра Анчи не сомкнул глаз, дрожа от страха, ожидая, что алмыска снова к нему придет. Однако обошлось. Когда солнце вышло, выполз он из шалаша. Смотрит, на земле кровь. Понял, что ранил он алмыску. Решил, было домой уходить, да опять его характер подвел. «Пойду, посмотрю, что с алмыской стало», - подумал Анчи и пошел по кровавому следу.
Чем дальше шел Анчи по следу, тем глуше тайга становилась. То и дел приходилось перелезать ему через поваленные деревья, обходить огромные валуны. Наконец кровавый след привел его к отвесной скале. У подножья скалы след потерялся. «Что такое? – подумал Анчи, - куда алмыска подевалась?»
Стал скалу осматривать. Нашел дверь незаметную, в камень вделанную. Только в той двери ручки не было, нашел он щель между скалой и дверью. Вставил туда лезвие ножа, навалился как следует, и открыл дверь. С опаской вошел Анчи в пещеру, где алмыска себе жилье устроила.
Видит, у порога лежит женщина-алмыска. Тронул он ее ногой, а она уже закоченела. Успокоился Анчи, стал пещеру осматривать. В одном углу лежали ножи, а в другом – седла и уздечки, в третьем – ружья, а в четвертом белели человеческие кости. Понял он, что много охотников погубила алмыска.
Хотел было охотник из пещеры уходить, да увидел на полу острый топорик искусной работы. Догадался, что это топорик алмыски. Слышал он от людей, что нельзя человеку брать то, что алмысам принадлежит, однако, не удержался, подобрал топорик.
Вернулся Анчи на свой стан. Охотиться стал. За несколько дней добыл он множество зверей и с богатой добычей поехал домой. Когда приехал он в стойбище, зашел в юрту к своей дочери, - она на краю стойбища жила, ближе к лесу. А юрта Анчи на другом конце стойбища была.
Угостила дочь отца, порадовалась, что богатую добычу привез с охоты. Потом и топорик увидела, какого ни в одной юрте не было. Стала она уговаривать отца, чтобы топорик ей отдал. Поначалу Анчи не соглашался.
- Не проси, дочка, этот топорик. Он алмыске принадлежит. Говорят, люди, если кто вещь алмыса возьмет, несчастье приключится.
Только дочка характером вся в отца пошла. Приставала, пока он ей топорик не отдал. Однако Анчи предупредил дочь, что алмыска может к ней ночью за топориком прийти. Да дочка только отмахнулась. Решила, что, если алмыска придет, она с ней справится. Когда стемнело, взяла она в руки топорик, встала за дверь и приготовилась алмыску встречать. Так она не ела, не спала ровно три дня и три ночи. А алмыска все не приходила. Когда дочка Анчи совсем ослабела от голода, с ног падала после трех бессонных ночей, возле юрты послышались шаги.
Поняла дочка, что алмыска пришла, только дверь открылась и алмыска в юрту вошла, ударила она ее топориком по темени. Только топорик алмыски волшебным был, вырвался он у нее из рук, поднявшись в воздух, срубил ей голову.
Утром пришли люди, видят, дочка Анчи мертвая лежит, а топорика в юрте нет. Поняли, что алмыска за свои добром приходила. Когда хоронили дочку Анчи, старые люди говорили, что им повезло. Если бы Анчи у себя в юрте, которая на дальнем от леса краю стойбища была, то по пути к жилищу алмыски, топорик всех людей в стойбище посек бы.
После этого Анчи совсем переменился. Стал к людям прислушиваться. Если мудрый человек что-нибудь говорил, то его совета не отвергал, как бывало… А на ту гору, где алмысы жили, никогда больше не заглядывал, да и другим не советовал.
Источники:
1. Яданова К.В. «Встреча охотника с духами-хозяевами/алмысом. Опыт указателя сюжетов и версий по материалам алтайской фольклорной традиции»;
2. Слово об Алтае. История, фольклор и культура. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1990. С. 195-199.
Bear- Сообщения : 222
Дата регистрации : 2021-07-31
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения