Ича (Итьте) — герой самодийской (селькупской) мифологии
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
Ича (Итьте) — герой самодийской (селькупской) мифологии
Ича (Итьте) — герой самодийской (селькупской) мифологии
Возникновение Ичи относится к эпохе прасамодийской общности. Согласно мифам, записанным Доннером, Ича является культурным героем. Атрибуты Ичи — лук со стрелами, а также лыжи. В некоторых мифах говорится, что эти предметы передала ему воспитавшая его бабушка, с которой Ича живёт в одном чуме[1].
Основной сюжет цикла мифов про Ичу — его борьба с великаном Пюнегусе, который убил и съел его родителей. Пюнегусе обладает огромной силой, а также носит железную шубу квэзи-порг, но Ича хитростью заставляет его снять шубу, затем побеждает великана и сжигает его. Из пепла Пюнегусе образуются комары, пауты и мошки, а из зубов — колючки шиповника.
Кроме победы над Пюнегусе, Ича совершает еще ряд подобных деяний. Так, когда слепой шаман проглотил Ичу вместе с чумом и бабушкой, Ича изнутри прорезает ножом живот шамана и уничтожает его. Также он освобождает от похитителей трёх дочерей лесного духа, после чего женится на них. Одна из жён позже родила «медведя-духа», который считается предком селькупов из рода Медведя, живущих на реке Кеть.
После совершения своих подвигов, Ича оставляет землю селькупов семизубому демону Кэристосу, который называется «отцом всех русских», а сам удаляется на отдых.
Ича является эпонимом, давшим название многим самодийским топонимам.
Ича в космогонических сюжетах
Ича в космогонических сюжетах предстает в качестве божественного покровителя селькупов, включённого в высший уровень пантеона. Также он появляется в образе небесного всадника, считающегося непобедимым благодаря своему коню[4]. От коня Ичи рождаются саблерогие олени - духи, считающиеся помощниками шаманов. Наконец, Ича является громовержцем, а гроза считается поединком, в котором Ича поражает молниями злых духов, служащих богу зла Кызы.
В некоторых мифах Ича называют сыном Лиманча, который был вынужден переселиться с семьёй на небо, спасаясь от преследований Кызы.
Согласно одному из мифов, Кызы является двоюродным братом Ичи, их сражение началось на земле, и братья постепенно поднимаются всё выше, пока их доспехи не спекаются от жара солнца, делая их неподвижными. Борцов освобождает бабушка Ичи, и их борьба безрезультатно продолжается до сих пор - поэтому в мире сосуществуют добро и зло.
Ича как трикстер
Также Ича предстает в виде трикстера, причем не всегда удачливого. Хитрости Ичи направлены не только против злых духов, но и против других врагов селькупов, среди которых русские купцы и воеводы, а также и против собственной родни. В селькупских сказаках русского происхождения Ича иногда используется вместо оригинального героя-трикстера, например, Иванушки-дурачка, либо последний наделяется свойствами и атрибутами Ичи.
Ича может превращаться в глухаря, дотронувшись до шкурки его птенца.
В фольклоре других северных народов есть персонажи, образ которых соответствует Иче:
Дяйку у нганасанов;
Ди'а у энцев;
Йомбо у ненцев.
Возникновение Ичи относится к эпохе прасамодийской общности. Согласно мифам, записанным Доннером, Ича является культурным героем. Атрибуты Ичи — лук со стрелами, а также лыжи. В некоторых мифах говорится, что эти предметы передала ему воспитавшая его бабушка, с которой Ича живёт в одном чуме[1].
Основной сюжет цикла мифов про Ичу — его борьба с великаном Пюнегусе, который убил и съел его родителей. Пюнегусе обладает огромной силой, а также носит железную шубу квэзи-порг, но Ича хитростью заставляет его снять шубу, затем побеждает великана и сжигает его. Из пепла Пюнегусе образуются комары, пауты и мошки, а из зубов — колючки шиповника.
Кроме победы над Пюнегусе, Ича совершает еще ряд подобных деяний. Так, когда слепой шаман проглотил Ичу вместе с чумом и бабушкой, Ича изнутри прорезает ножом живот шамана и уничтожает его. Также он освобождает от похитителей трёх дочерей лесного духа, после чего женится на них. Одна из жён позже родила «медведя-духа», который считается предком селькупов из рода Медведя, живущих на реке Кеть.
После совершения своих подвигов, Ича оставляет землю селькупов семизубому демону Кэристосу, который называется «отцом всех русских», а сам удаляется на отдых.
Ича является эпонимом, давшим название многим самодийским топонимам.
Ича в космогонических сюжетах
Ича в космогонических сюжетах предстает в качестве божественного покровителя селькупов, включённого в высший уровень пантеона. Также он появляется в образе небесного всадника, считающегося непобедимым благодаря своему коню[4]. От коня Ичи рождаются саблерогие олени - духи, считающиеся помощниками шаманов. Наконец, Ича является громовержцем, а гроза считается поединком, в котором Ича поражает молниями злых духов, служащих богу зла Кызы.
В некоторых мифах Ича называют сыном Лиманча, который был вынужден переселиться с семьёй на небо, спасаясь от преследований Кызы.
Согласно одному из мифов, Кызы является двоюродным братом Ичи, их сражение началось на земле, и братья постепенно поднимаются всё выше, пока их доспехи не спекаются от жара солнца, делая их неподвижными. Борцов освобождает бабушка Ичи, и их борьба безрезультатно продолжается до сих пор - поэтому в мире сосуществуют добро и зло.
Ича как трикстер
Также Ича предстает в виде трикстера, причем не всегда удачливого. Хитрости Ичи направлены не только против злых духов, но и против других врагов селькупов, среди которых русские купцы и воеводы, а также и против собственной родни. В селькупских сказаках русского происхождения Ича иногда используется вместо оригинального героя-трикстера, например, Иванушки-дурачка, либо последний наделяется свойствами и атрибутами Ичи.
Ича может превращаться в глухаря, дотронувшись до шкурки его птенца.
В фольклоре других северных народов есть персонажи, образ которых соответствует Иче:
Дяйку у нганасанов;
Ди'а у энцев;
Йомбо у ненцев.
Bear- Сообщения : 214
Дата регистрации : 2021-07-31
Похожие темы
» Лозы — злые духи нескольких категорий в самодийской (селькупской) мифологии
» Символическая роль телесной «Инаковости» в угорско-самодийской картине мира
» Майдере в алтайской мифологии
» Верховный бог ЕСЬ в мифологии кетов
» Жаба в мифологии и шаманизме
» Символическая роль телесной «Инаковости» в угорско-самодийской картине мира
» Майдере в алтайской мифологии
» Верховный бог ЕСЬ в мифологии кетов
» Жаба в мифологии и шаманизме
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения