Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА

Участников: 2

Перейти вниз

АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА Empty АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА

Сообщение автор Медуза Пт Дек 29, 2023 11:56 am

А. В. Бауло

Институт археологии и этнографии СО РАН

АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА
Летом 2017 г. в г. Салехарде мне удалось ознакомиться с предметами одной частной коллекции. Кроме медных колокольчиков XIX в., известных медных блях с кентавром, железной сабли мне показали достаточно необычный атрибут культа северных селькупов. По словам хозяина коллекции, эту вещь он купил в 1990-х гг. у одного из родственников известного шамана И.С. Безруких, который проживал в д. Фарково Туруханского района Красноярского края [Селькупская мифология, 1998, с. 24]. Ряд шаманских предметов, принадлежащих семье Безруких, был приобретен в 1978 г. для Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИИФФ СО АН СССР (ныне ИАЭТ СО РАН) этнографами Г.И. Пелих и И.Н. Гемуевым; в фондах музея сохранились карточки с информацией, записанной ими от В.М. и И.В. Безруких в 1970 и 1978 гг. Описание шаманских атрибутов нескольких поколений шаманов Безруких выполнено Е.Д. Прокофьевой [1949а, с. 342-363] и Г.И. Пелих [1980, с. 20-34].

Публикуемый приклад представляет собой сшитые между собой в «голове» куски и ленты ткани (белого, черного, синего, зеленого, зеленого с белыми цветами, красного в клетку), прикрепленные к ним низки бисера и железные фигурки, обвязанные шнурками. Общая длина приклада 80 см (рис. 1). Скорее всего, его можно отнести к категории кось-ба, коссы — приношение, подарок духам [Селькупская мифология, 1998, с. 54].

Наибольший интерес вызывают две ленты. На ленту красного в клетку цвета нашиты три птичьих клюва (дикой утки?) и семь кусочков кожи (часть подобных кусочков, видимо, утеряна). При этом клювы пришиты хлопчатобумажными нитками, а кусочки кожи — сухожильными нитями. На широкую белую ленту нашиты фигуры двух животных, относительно горизонта расположенные по-разному (головой вверх и вниз). Большая фигура (длиной 21 см), скорее всего, изображает мамонта с длинным бивнем (рис. 2); меньшая фигура (длина 19 см) напоминает лося с вытянутой мордой (рис. 3). Бивень мамонта и пасть лося соединены.

Сквозь ленту зеленого цвета продет кожаный ремешок, посредством которого привязана большая железная фигура птицы с выгнутой шеей (длина фигуры 15,5 см). К этому же ремешку привязаны плоское железное кольцо, медный перстень, ожерелье голубых бус, снизка бисера синего, прозрачного, белого, желтого, зеленого цвета; за узкую полоску синей ткани железная фигурка птицы (длиной 11 см) с выгнутой шеей и хвостом в виде длинного заостренного стержня (кончики крыльев и лап птицы, бока и хвост украшены насечками).

Рис. 1. Приклад шамана И.С. Безруких.

Рис. 2. Изображение мамонта на шаманском прикладе.

Рис. 3. Изображение лося на шаманском прикладе.


К куску ткани черного цвета пришиты узкие полоски ткани: две светлого и четыре черного цвета. Одной светлой полоской обвязана стилизованная двухголовая фигурка птицы (длина 8 см), второй светлой полоской и одной черной полоской ткани обвязаны две фигурки животных (длиной 9,5 и 8,5 см): их отличают выгнутые шеи и хвосты, небольшие головки с ушками; лапки подогнуты под туловища.

Приклад представляет собой совокупность разновременных вещей, объединенных в одно целое предположительно в 1970-х гг. (ориентируюсь на самую позднюю деталь — голубое ожерелье); к наиболее ранним вещам относятся железные фигурки и медный перстень, нижняя временная граница которых может доходить до второй половины — конца XIX в. Нашитые фигуры животных (мамонта и лося) могли быть выполнены в 1950-1960-х гг.

Тема мамонта в мифологии и изобразительном искусстве народов Севера Западной Сибири имеет достаточно ограниченный круг источников и публикаций. Наиболее полный и известный цикл статей, посвященных этому феномену, был опубликован в 1949 г. в сборнике Музея антропологии и этнографии; характерно, что статья Е.Д. Прокофьевой «Мамонт по представлениям селькупов» занимает меньше одной печатной страницы [1949Ь, с. 159]. Согласно ее материалам, в основном собранным у представителей северной группы селькупов, мамонт охранял вход в подземный мир, в «землю покойников»: его называли «покойников землю охраняющий мамонт». В ряде случаев образ подземного мамонта сливался с образом медведя (мамонт-медведь), поскольку последний был главным духом подземного мира. Известен был также образ мамонта-щуки — гигантской рыбы, покрытой выросшим от старости мхом, которая могла даже «съесть» человека. Мамонты-щуки обычно жили в так называемых чертовых озерах (позыль-то). Духом-помощником мамонта считалась выдра; шаманы нередко называли выдру мамонтом [Там же].

В статье, посвященной костюму селькупского шамана, Е.Д. Прокофьевой приведен схематичный рисунок шаманского нагрудника М. Безруких, внизу которого «имеется изображение мамонта кошар»1. Селькупы верили, что мамонт живет в «подземном мире» и является могучим покровителем шамана [Прокофьева, 1949а, с. 358].

Краткие сведения о мамонтах собраны у северных селькупов Г.И. Пелих. Один из ее информаторов, Н.И. Чекурмин (д. Фарково), рассказывал: «На небе есть такой, как мамонт. Зверь такой, а не человек. Как медведь ревет. Это туча черная идет. Там есть у него и стрелы, и всякое. Я одна большой видел, одна маленький» [ТЭЭ, 1970, т. 8, л. 41].

Капага — подземное чудовище смешанной породы, «щука-мамонт»; он в земле живет, «землю поднимает» [Селькупская мифология, 1998, с. 33, 34]. Железное изображение калаги закреплено кожаным шнурком на лицевой стороне лопатки к бубну2, которая была получена от А.И. Чекурмина (бассейн р. Таз, Чертово озеро; экспедиция ИИФФ СО АН СССР 1979 г., участники Г.И. Пелих, И.Н. Гемуев, А.В. Бауло). Рисунок лопатки опубликован [Там же, с. 34].

На шаманском прикладе И.С. Безруких изображение мамонта выполнено из куска ткани темной окраски, в этом плане важно замечание Г.И. Пелих о том, что в селькупской шаманской символике большое значение имеет цвет предмета-приклада тому или иному духу. «Черной краской — это черт, который в земле живет» [Пелих, 1980, с. 16].

Нарымские селькупы различали два вида мамонтов: сурп-козар 'зверь-мамонт' и квопи-ко-зар 'рыба-мамонт'. Первый походил на лося, который, дожив до старости, превращался в мамонта, при этом вместо рогов у него вырастали клыки; сурп-козар был способен жить как на суше, так и под водой. Кволи-козар своим видом напоминал огромных размеров щуку. Селькупы, проживавшие в бассейне р. Парабели, считали мамонта своим предком [Иванов, 1949, с. 136]. Полагали, что мамонта, живущего под землей, можно добыть, выстрелив стрелой-томаром в очаг. Добыв таким способом мамонта, кормили им черта [Мифология селькупов, 2004, с. 151, 154]. Таким образом, относительно двух нашитых на ленту изображений можно высказать предположение, что здесь либо представлено превращение лося после его смерти в мамонта, либо это некое столкновение лося и мамонта.

Железные фигуры, которые присутствуют на большинстве известных шаманских костюмов селькупов, скорее всего, относятся к категории мырак: это дух, заключенный в какой-либо железный предмет [Селькупская мифология, 1998, с. 69]. Известно, например, что железная фигурка лебедя приносилась в жертву духу при заболевании члена семьи или при другом каком-либо несчастье с

К сожалению, по рисунку непонятно, как выглядело это изображение.

Хранится в фондах МИКНС, № 1232 осн.ф.

целью умилостивления духа [Иванов, 1970, с. 123]. По словам одного из информаторов Г.И. Пелих, Д.П. Кусамина (д. Фарково): «Мырак — у каждого свой мырак, глухарь может быть. У меня лебедь и орел. Орел с не гнутой шеей, лебедь с гнутой шеей» [ТЭЭ, 1970, т. 9, л. 38].

К сожалению, мы не владеем информацией о том, какую роль играли изображения мамонта, лося, птиц и животных в верованиях И.С. Безруких, однако в любом случае перед нами — уникальный культовый атрибут селькупского шамана, демонстрирующий крайне редкий сюжет включения подземного существа — мамонта — в религиозно-обрядовую практику небольшого северного народа.

АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА Ris_110

АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА Ris_210

АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА Ris_310


Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2074
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА Empty Re: АТРИБУТ СЕЛЬКУПСКОГО ШАМАНА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МАМОНТА

Сообщение автор Хан Калмык Сб Дек 30, 2023 10:44 pm

Необычный атрибут
Хан Калмык
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 896
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения