О белом черте Келе. Чукотская легенда
Страница 1 из 1
О белом черте Келе. Чукотская легенда
Чукотская легенда
Кель, белый чукотский черт, играет так. Он берет снег в пригоршни и, скупо улыбаясь, дует на него. Снег летит. Тогда начинается на Чукотской земле белый крутень, снежное кипение, ледяной шторм. Великий ветер носится в неистовой исступленной пляске со стонами и свистами, словно все жившие на земле собрались на шабаш и бьют в ярары — священные бубны. <...>
Во время пурги чукча не молится богу, мысли чукчи отданы Келю. <...> Кель — белый чукотский черт, владыка белого мира — боится всего черного. Он бессилен, когда оттаивает черная земля, поэтому заботливая жена всегда мажет лицо уезжающего мужа сажей.
Старый чукча-охотник в яранге рассказывает русскому гостю чукотские были, а за стенками моржового вигвама бесится пышная пурга — игрище белого Келя. <...>
— Я слышал от моего деда, а мой дед узнал от своего деда. Триста раз приходила с Ледовитого океана полярная ночь, триста раз прилетали птицы с юга — с тех пор. Тогда первый раз увидели люди Келя. Он пришел и назвал себя казаком. Он жил среди людей и снова пропал.
При полыхании северных сияний в дикарских вигвамах живет легенда о русском казаке Семене Дежневе, в 1648 году обогнувшем Чукотский полуостров и открывшем русским глазам чукотские земли. <...>
О Келе, голубых песцах и полярных ночах рассказывает мне, гостю, старый охотник, хозяин моржовой юрты. <...>
— Триста раз приходила весна. Триста раз кричали прилетевшие с юга птицы. Только раз приходил Кель и называл себя казаком. Теперь Кель снова пришел. Его зовут сыном Бай, и он живет в Уэлене. <...>
Кель рос как маленький чукча. Мать нежно обнюхивала его. Он повизгивал по-песьи. Люди смотрели и завидовали Бай, матери будущего китобоя. Когда мальчик подрос, все увидели, что он упрям, силен и дерзок, как мужчины, приезжающие на шхунах. Семилетним мальчуганом Кель впервые участвовал в охоте. А когда ему минуло двенадцать лет, он ушел из яранги в факторию*. <...> Тогда он не был еще признан Келем. Это ошеломляющее признание и неожиданная слава пришли весной, когда сына красавицы Бай потянуло на охоту. Он пропадал из фактории два дня и вернулся с одной шкуркой голубого песца. Шкурка была весенней, не ценной, но будущий Кель удачно продал ее и, получив расчет, ушел в тундру.
Года полтора о нем не было никаких вестей. Потом охотники увидели необычную картину. На морском берегу стояла хижина. Вокруг хижины расстилалось дикое место, обнесенное рвом и стеной из камней. Около хижины стоял Кель, а неподалеку резвились детеныши голубого песца. Затаив дыхание, охотники простояли час, а может быть, и два. Они видели взрослых голубых песцов, более пугливых и диких, чем детеныши, но все-таки прирученных загадочным Келем. Охотники ушли так же тихо, как и пришли. Но с этой весны пошел по тундре слух о пришествии Келя, которому послушны гордые, пугливые, драгоценные звери.
Мифы народов мира: О белом черте Келе, чукотская легенда
Чукчи — охотники и звероловы. Они могли допустить, что сын красавицы Бай любит есть хлеб и постиг грамоту русских. Но его дружба с самыми пугливыми из зверей тундры была выше их понимания. Чукчи ходили к шаманам. Шаманы сказали, что это второе пришествие Келя. Так создалась легенда о Келе. <...>
Кель, белый чукотский черт, играет так. Он берет снег в пригоршни и, скупо улыбаясь, дует на него. Снег летит. Тогда начинается на Чукотской земле белый крутень, снежное кипение, ледяной шторм. Великий ветер носится в неистовой исступленной пляске со стонами и свистами, словно все жившие на земле собрались на шабаш и бьют в ярары — священные бубны. <...>
Во время пурги чукча не молится богу, мысли чукчи отданы Келю. <...> Кель — белый чукотский черт, владыка белого мира — боится всего черного. Он бессилен, когда оттаивает черная земля, поэтому заботливая жена всегда мажет лицо уезжающего мужа сажей.
Старый чукча-охотник в яранге рассказывает русскому гостю чукотские были, а за стенками моржового вигвама бесится пышная пурга — игрище белого Келя. <...>
— Я слышал от моего деда, а мой дед узнал от своего деда. Триста раз приходила с Ледовитого океана полярная ночь, триста раз прилетали птицы с юга — с тех пор. Тогда первый раз увидели люди Келя. Он пришел и назвал себя казаком. Он жил среди людей и снова пропал.
При полыхании северных сияний в дикарских вигвамах живет легенда о русском казаке Семене Дежневе, в 1648 году обогнувшем Чукотский полуостров и открывшем русским глазам чукотские земли. <...>
О Келе, голубых песцах и полярных ночах рассказывает мне, гостю, старый охотник, хозяин моржовой юрты. <...>
— Триста раз приходила весна. Триста раз кричали прилетевшие с юга птицы. Только раз приходил Кель и называл себя казаком. Теперь Кель снова пришел. Его зовут сыном Бай, и он живет в Уэлене. <...>
Кель рос как маленький чукча. Мать нежно обнюхивала его. Он повизгивал по-песьи. Люди смотрели и завидовали Бай, матери будущего китобоя. Когда мальчик подрос, все увидели, что он упрям, силен и дерзок, как мужчины, приезжающие на шхунах. Семилетним мальчуганом Кель впервые участвовал в охоте. А когда ему минуло двенадцать лет, он ушел из яранги в факторию*. <...> Тогда он не был еще признан Келем. Это ошеломляющее признание и неожиданная слава пришли весной, когда сына красавицы Бай потянуло на охоту. Он пропадал из фактории два дня и вернулся с одной шкуркой голубого песца. Шкурка была весенней, не ценной, но будущий Кель удачно продал ее и, получив расчет, ушел в тундру.
Года полтора о нем не было никаких вестей. Потом охотники увидели необычную картину. На морском берегу стояла хижина. Вокруг хижины расстилалось дикое место, обнесенное рвом и стеной из камней. Около хижины стоял Кель, а неподалеку резвились детеныши голубого песца. Затаив дыхание, охотники простояли час, а может быть, и два. Они видели взрослых голубых песцов, более пугливых и диких, чем детеныши, но все-таки прирученных загадочным Келем. Охотники ушли так же тихо, как и пришли. Но с этой весны пошел по тундре слух о пришествии Келя, которому послушны гордые, пугливые, драгоценные звери.
Мифы народов мира: О белом черте Келе, чукотская легенда
Чукчи — охотники и звероловы. Они могли допустить, что сын красавицы Бай любит есть хлеб и постиг грамоту русских. Но его дружба с самыми пугливыми из зверей тундры была выше их понимания. Чукчи ходили к шаманам. Шаманы сказали, что это второе пришествие Келя. Так создалась легенда о Келе. <...>
Похожие темы
» ОБРАЗОВАНИЕ ПРОЛИВА (Чукотская легенда)
» ЛЯВТЫЛЕВАЛ (Чукотская легенда)
» Шаманящий во сне. Чукотская Легенда
» Качап (Чукотская легенда)
» БОГ И МАЛЬЧИК. ЧУКОТСКАЯ ЛЕГЕНДА
» ЛЯВТЫЛЕВАЛ (Чукотская легенда)
» Шаманящий во сне. Чукотская Легенда
» Качап (Чукотская легенда)
» БОГ И МАЛЬЧИК. ЧУКОТСКАЯ ЛЕГЕНДА
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения