Cвященная рыба в мифологии Горного Алтая
Страница 1 из 1
Cвященная рыба в мифологии Горного Алтая
В мифологии алтайских народов известен образ огромной рыбы Кер-балык. Архаичное "балык" имеет древнюю урало-алтайскую основу bal, bar, связанную с понятием «вода». Рыба эта выступает не только в качестве опоры земли и хозяина вод, но и в качестве хранителя зародышей людей и животных.
В некоторых мифах Ульгень творит мир по повелению Белой матери (Ак эне), обитающей в мировом океане. Он создает землю, небо, всех тварей и трех гигантских рыб кер палык, на которых держится земля. Иногда они рисуются рыбоподобными чудовищами кер тютпа, у которых верхняя губа касается неба, а нижняя – земли. В героическом сказании "Тэмир-бий" кер-ютпа описывается как чудовище, верхняя губа которого "глотает белые облака, как питье, нижняя губа слизывает верхний слой земли". Одно из этих рыбообразных чудовищ посылает холод, осень, и зиму, а второе – тепло, весну и лето. Поднимая и опуская голову, они вызывают колебания земли и наводнения. К средней же рыбе Ульгень привязал аркан, укрепив его конец на небе. При помощи этого устройства он управляет чудовищем. В другом варианте эту функцию выполняет богатырь Мангдышир. Центральную рыбу он зацепил под жабры крюком с арканом, конец которого закрепил на небе. Эта рыба является самой главной, ее голова обращена к северу и, если Мангды Шире ослабит аркан, то земля может, накренившись к северу, превратиться в болото или даже вообще утонуть. В шаманских мифах кер палык – существа подземного мира, и их изображения шаманы помещали на нижней половине бубнов.
Существовали также представления о хозяине среднего мира и животных - духе Гери-Су, обитавшем на вершине горного пика, где располагается молочное озеро. В центре озера возвышается пуп земли, из вершины которого произрастает дерево с золотыми листьями, – ось мира. В озере плавает огромная рыба Кер-Балык, хозяин воды. Внутри ее тела заключены зародыши людей и животных. Своим дыханием рыба передавала зародыши Гер-Су, который через огонь очага посылал зародыши женщинам. Душа умершего в конце долгого странствия попадала в тело Кер-Балыка и по велению Гери-Су спустя некоторое время могла появиться в теле женщины в форме зародыша.
В алтайском героическом эпосе Маадай-Кара говорится: "У схождения земли и неба. У устья семидесяти рек, В заливе Тойбодыма На девяностоаршинной глубине Живут два одинаковых кита, поддерживающих землю...". Тойбодым ("ненасытная") - это подземная река, или море. По представлениям алтайцев мир Эрлика находится под землей, его дворец сделан из черной грязи, а чтобы добраться до области, где живут умершие, надо перейти "по мосту из конского волоса через бездонное черное озеро". Мост охраняют живущие на берегу подземной реки чудовища тютпа (ютпа, дютпа, джюпта). Описания внешнего облика этих чудовищ неясны и варьируются, но все имеют общий признак – принадлежность к водной стихии. Враждебность дютпа по отношению к людям не мешает им, однако, быть проводниками и защитниками шаманов во время путешествия последних в нижний мир.
Синонимами кер-дютпа у алтай-кижи, шорцев, кумандинцев и телеутов являлись кер-балык, улу-арджан.
В одном из вариантов мифа оставшаяся глина, из которой Ульгень создал Эрлика, превратилась в великую рыбу - тайменя.
По мифологическим представлениям кумандинцев кер-бос представлял собой гигантское чудовище, замыкавшее своим телом отверстие в земле, ведущее в подземный мир, откуда могли проникнуть на землю злые духи. Внизу шаманских бубнов рисовались лягушки, ящерицы и кер-бос, кер-балык или улу-арджан. В лягушках, нарисованных в нижней части бубна, кумандинцы видели аки тöй кäр ютпа – страшных живоглотов, лишенных зубов, но способных «проглотить» шамана и затем снова выбросить его из своей пасти. Эти животные относились к числу обитателей подземного мира, которым «владел» Эрлик.
У телеутов одним из духов-помощников шамана был кер-балык - чудовищная рыба с «беловатым ртом». Эта рыба считалась сыном владыки моря Талай Кана, одного из главных персонажей шаманского пантеона телеутов. Она имела эпитет «крепкий обруч шамана». Предпринимая свои путешествия в нижний или верхний мир, шаман три раза мысленно опоясывался ею, видя в ее лице сильного спутника, охраняющего от всяких опасностей в пути. Кер-балык рисовался белой краской. Внутри него иногда проводился красный зигзаг, означавший «внутренности». "Огромные размеры и наличие ног говорят о том, что в лице Кер-балыка следует видеть скорее какое-то крупное пресмыкающееся, чем рыбу".
Источник
В некоторых мифах Ульгень творит мир по повелению Белой матери (Ак эне), обитающей в мировом океане. Он создает землю, небо, всех тварей и трех гигантских рыб кер палык, на которых держится земля. Иногда они рисуются рыбоподобными чудовищами кер тютпа, у которых верхняя губа касается неба, а нижняя – земли. В героическом сказании "Тэмир-бий" кер-ютпа описывается как чудовище, верхняя губа которого "глотает белые облака, как питье, нижняя губа слизывает верхний слой земли". Одно из этих рыбообразных чудовищ посылает холод, осень, и зиму, а второе – тепло, весну и лето. Поднимая и опуская голову, они вызывают колебания земли и наводнения. К средней же рыбе Ульгень привязал аркан, укрепив его конец на небе. При помощи этого устройства он управляет чудовищем. В другом варианте эту функцию выполняет богатырь Мангдышир. Центральную рыбу он зацепил под жабры крюком с арканом, конец которого закрепил на небе. Эта рыба является самой главной, ее голова обращена к северу и, если Мангды Шире ослабит аркан, то земля может, накренившись к северу, превратиться в болото или даже вообще утонуть. В шаманских мифах кер палык – существа подземного мира, и их изображения шаманы помещали на нижней половине бубнов.
Существовали также представления о хозяине среднего мира и животных - духе Гери-Су, обитавшем на вершине горного пика, где располагается молочное озеро. В центре озера возвышается пуп земли, из вершины которого произрастает дерево с золотыми листьями, – ось мира. В озере плавает огромная рыба Кер-Балык, хозяин воды. Внутри ее тела заключены зародыши людей и животных. Своим дыханием рыба передавала зародыши Гер-Су, который через огонь очага посылал зародыши женщинам. Душа умершего в конце долгого странствия попадала в тело Кер-Балыка и по велению Гери-Су спустя некоторое время могла появиться в теле женщины в форме зародыша.
В алтайском героическом эпосе Маадай-Кара говорится: "У схождения земли и неба. У устья семидесяти рек, В заливе Тойбодыма На девяностоаршинной глубине Живут два одинаковых кита, поддерживающих землю...". Тойбодым ("ненасытная") - это подземная река, или море. По представлениям алтайцев мир Эрлика находится под землей, его дворец сделан из черной грязи, а чтобы добраться до области, где живут умершие, надо перейти "по мосту из конского волоса через бездонное черное озеро". Мост охраняют живущие на берегу подземной реки чудовища тютпа (ютпа, дютпа, джюпта). Описания внешнего облика этих чудовищ неясны и варьируются, но все имеют общий признак – принадлежность к водной стихии. Враждебность дютпа по отношению к людям не мешает им, однако, быть проводниками и защитниками шаманов во время путешествия последних в нижний мир.
Синонимами кер-дютпа у алтай-кижи, шорцев, кумандинцев и телеутов являлись кер-балык, улу-арджан.
В одном из вариантов мифа оставшаяся глина, из которой Ульгень создал Эрлика, превратилась в великую рыбу - тайменя.
По мифологическим представлениям кумандинцев кер-бос представлял собой гигантское чудовище, замыкавшее своим телом отверстие в земле, ведущее в подземный мир, откуда могли проникнуть на землю злые духи. Внизу шаманских бубнов рисовались лягушки, ящерицы и кер-бос, кер-балык или улу-арджан. В лягушках, нарисованных в нижней части бубна, кумандинцы видели аки тöй кäр ютпа – страшных живоглотов, лишенных зубов, но способных «проглотить» шамана и затем снова выбросить его из своей пасти. Эти животные относились к числу обитателей подземного мира, которым «владел» Эрлик.
У телеутов одним из духов-помощников шамана был кер-балык - чудовищная рыба с «беловатым ртом». Эта рыба считалась сыном владыки моря Талай Кана, одного из главных персонажей шаманского пантеона телеутов. Она имела эпитет «крепкий обруч шамана». Предпринимая свои путешествия в нижний или верхний мир, шаман три раза мысленно опоясывался ею, видя в ее лице сильного спутника, охраняющего от всяких опасностей в пути. Кер-балык рисовался белой краской. Внутри него иногда проводился красный зигзаг, означавший «внутренности». "Огромные размеры и наличие ног говорят о том, что в лице Кер-балыка следует видеть скорее какое-то крупное пресмыкающееся, чем рыбу".
Источник
Irene поставил(а) лайк
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения