ОБРАЗЫ ВЫСШЕГО БОЖЕСТВА АЙЫЫ В ОЛОНХО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ ЯКУТОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
ОБРАЗЫ ВЫСШЕГО БОЖЕСТВА АЙЫЫ В ОЛОНХО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ ЯКУТОВ
О. К Павлова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
ОБРАЗЫ ВЫСШЕГО БОЖЕСТВА АЙЫЫ В ОЛОНХО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ ЯКУТОВ
Введение
Актуальным направлением в якутской фольклористике в последние годы стало изучение региональных традиций олонхо. Ранее в сказительском искусстве якутов профессор В. В. Илларионов выделил три ареала эпических традиций: вилюйскую, центральную и северную [1]. Бытование, сюжетно-композиционная структура и образы олонхо вилюйской региональной традиции были изучены А. А. Кузьминой [2]. Н. А. Оросиной исследованы форма бытования, основные образы и мотивы таттинской локальной «школы» олонхо, которая входит в центральную региональную традицию [3]. В якутском сказительстве северная региональная традиция состоит из северо-восточной и северо-западной эпической традиции. Северо-восточная традиция выступает как отдельная ветвь эпической традиции якутского сказительства. В данную традицию входят момская, абыйская, верхоянская и среднеколымская локальные традиции. В отличие от центральной и вилюйской традиций, данная традиция имеет черты архаического эпоса. Также, сюжетам олонхо северо-восточной традиции характерны сказочные мотивы, в них представлены образы главных героев-охотников, удаганок, мифологических противников и тунгусского богатыря.
В данной статье на материале текстов олонхо северо-восточной эпической традиции рассматриваются образы высшего божества айыы - главного бога в иерархии якутских божеств. В якутской мифологии представляется целый пантеон верховных божеств. Слово пантеон происходит от греческого слова Πάνθειον, что переводится как храм всех богов. Пантеон - это группа богов, принадлежащих к одной религии или мифологии. Как утверждает А. Е. Кулаковский, «небо надо считать не трех, восьми и девятиярусным, а просто многоярусным». По представлениям якутов, вселенная разделена на три части: Верхний, Срединный и Нижний миры. Верхний мир состоит из несколько ярусов, где живут божества айыы. Имя высшего божества айыы в материалах фольклорных текстов дается в нескольких вариантах, что иногда приводит к различным интерпретациям его образа. Существует даже мнение, что отдельные варианты имен ранее принадлежали различным божествам.
Образы высшего божества в трудах исследователей
Нами были рассмотрены научные труды исследователей истории, этнографии и фольклора якутов. Исследователи наиболее часто упоминают образ божества Юрюнг Айыы Тойон. Например, в трудах Н. П. Припузова, И. А. Худякова [5], В. М. Ионова [6], Н. А. Алексеева [7] и др. Э. К. Пекарский имя божества Юрюнг Айыы Тойон объяснял как «верховное существо, стоящее выше всех айыы, добрый дух, создатель мира, управляющий всею вселенной, творчески-ниспосылающий детей и оказывающий общее влияние на плодородие земли, размножение скота и т. д.» [8, с. 48].
Образ божества Юрюнг Аар Тойон упоминается в трудах Н. Ф. Остолопова, Р. К. Маака, Э. К. Пекарского и др. Р. К. Маак писал о том, что «по понятиям якутов, верховный правитель мира и жизни на земле есть Ар тойон (Ар-айы тойон); он орошает землю и, следовательно, виновник обилия корма» [9, с. 287]. Э. К. Пекарский давал следующее толкование имени божества Юрюнг Аар Тойон «Аар Тойон ага или просто Аар Тойон (чистый господин, Высший Господь), Юрюнг Аар, Юрюнг Аар Тойон (Белый Небожитель господь), Аар Айыы тойон всевышнее божество, повелитель всех духов, тварей и верховный правитель мира, создатель жизни на земле, орошающий землю и являющийся, следовательно, виновником обилия корма; по понятиям иных якутов: творец мира, верховное божество существо, тождественное с Юрюнг Айыы». Значит, Э. К. Пекарский считал, что божество Юрюнг Аар Тойон по функциональной предназначенности тождественен с Юрюнг Айыы, иными словами это варианты имен одного и того же божества.
Рис. 1. Верхний мир (Художник Т. А. Степанов).
Следует отметить, что несколько исследователей упоминали образы обеих божеств. Например, Я. И. Линденау в своих историко-этнографических материалах описывает божества Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон. В материалах описывается праздник Ысыах, где шаман проводит обряд благопожелания и называет имена божеств: "Булугас харахтаах, хапта§ай тыл-лаах таба атаннах Аар Тойон" 'Лукавыми глазами недозрительной плоским языкам несказанной ревнительной всесильной владетель' (перевод Я. И. Линденау), Ус саханы увдуппут Урук Айыы Тойон 'Три человека или якутов создавший белый, удивительный Бог' (перевод Я. И. Линденау) [10, с. 37]. Необходимо отметить, что первым упоминается божество Аар Тойон, потом шаман называет имя Юрюнг Айыы Тойона и его жену Кюбэй Хотун, затем всех божеств Верхнего мира. По мнению А. Е. Кулаковского, Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон - это единый образ высшего божества. Он отмечал, что «с введением христианства понятие о главном и добром боге Юрюнг Аар Тойон смешалось с понятием о христианском боге (Юрюнг Айыы Тойон - О. П.), у которого функции оказались тождественными с функциями первого, по крайней мере, в существенном - в отношении создании мира, доброты и справедливости». Значит, он предполагал, что влияние христианства привело к исчезновению главного божества Юрюнг Аар Тойон, и его место занял Юрюнг Айыы Тойон. Такого же мнения придерживался этнограф А. И. Гоголев. Он утверждал о том, что образ божества солнца Юрюнг Айыы Тойон в ХХ в. сливается с функциями Аар Айыы Тойона. Л. С. Ефимова отметила, что «по поводу верховного божества айыы у якутских исследователей имеются различные мнения. Так, статус верховного божества имеют Юрюнг Аар тойон и Юрюнг Айыы тойон. Для выяснения идентичности Юрюнг Аар тойон и Юрюнг Айыы тойон были привлечены материалы нескольких жанров якутского фольклора: хороводные песни якутов, олонхо и народные песни. Из анализа мифологических образов выяснилось, что оба божества имеют одни и те же эпитеты» [12, с. 37-38]. Исследователь приходит к выводу, что Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон -это один и тот же образ. Итак, изучение текстовых материалов фольклора якутов предполагает, что божества Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон - это один единый образ.
В. Е. Васильев изучил древние истоки культа божеств айыы. Исследователь отмечает то, что «культ божеств айыы не представляет собой отдельно забытую религию, отдельную от шаманизма. Данный культ органично входил в общую систему религиозно-мифологического мировоззрения саха и являлся основным элементом якутского шаманизма» [13, с. 18]. В. Е. Васильев в автореферате диссертации выдвигал тезис о том, что культ айыы имеет исконно тюрко-мон-гольские корни.
Исследователями были упомянуты еще два образа высших божеств Верхнего мира: Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. Интересным представляется образ Аар Айыы Тойон 'Священный, Божественный Господин', который упоминается в трудах Р. К. Маака, Э. К. Пекарского и В. Ф. Трощанского. Возможно, что образы божеств Айыы Тойон и Аар Тойон объединились в божество Аар Айыы Тойон. В трудах В. Л. Серошевского, Л. А. Афанасьева - Тэрис и А. И. Гоголева встречается образ божества Айыы Тангара 'Небесное Божество'. Исследователи полагали, что главой Верхнего мира могло быть божество Айыы Тангара. Слово тангара в словаре Э. К. Пекарского имеет следующее обозначение: ««тангара [ср. Тюрк. таҥры, танры, тары, тȁҥрi, тȁҥгрi, тȁҥȁрȁ, бур. teŋere, teŋeri, teŋer, монг. “тэҥрi, тҥрi” небо, бог; чув. турă]. 1. Видимое небо (ср. халлаан); небо, как божество; 2. Общее название добрых существ, добрый дух, бог, богиня, божество языческое; главное божество, живущее на седьмом небе…» В. Е. Васильев дает интересный этимологический анализ слову тангра: «Тюрколог Н. К. Антонов отмечал близость термина к огузским и булгарским танры, танри, танра и разделял на составные части: тан и эри, предлагая вариант значения как "муж зари". Более подробный анализ термина тэнри приводил Б. И. Татаринцев. Так, автор ставил в один этимологический ряд термины: таҥры, таҕара, тигир, тегре, тегри, теҥир, деери и др. Учитывая мнения Г. Дёрфера, Б. Я. Владимирцова, В. И. Цинциус, он считал тенри тюркским словом, восходящим к общеалтайским параллелям дэги-, дэг- 'подниматься', 'летать', 'летучий', 'птица'» [15, с. 42]. Продолжая предыдущий тезис об исконно якутском генезисе творцов айыы, автор анализирует в этом ключе этимологию термина тангара и приходит к аналогичному мнению о тюрко-монгольских корнях культа неба у народа саха. Значит, в научных трудах исследователей глава Верхнего мира имел несколько образов: Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара.
Образы божеств в якутских олонхо
Мы изучили тексты олонхо трех региональных традиций (центральный, вилюйский и северо-восточный). Образ Юрюнг Айыы Тойон наиболее характерен в текстах олонхо вилюйской традиции якутов (в 5 текстах из . В отличие от вилюйской традиции в центральной эпической традиции преобладает образ божества Юрюнг Аар Тойон. Он упоминается в 5 текстах из 6 рассмотренных олонхо. В северо-восточной эпической традиции преобладает образ божества Юрюнг Айыы Тойон (в 6 текстах из 14). Этот образ характерен в текстах олонхо момской, абый-ской, верхоянской и среднеколымской локальных традиций. Образ божества Юрюнг Аар Тойон представлен в трех текстах северо-восточной традиции. Данный образ упоминается в текстах олонхо верхоянской локальной традиции «Хаан Джаргыстай» [16], «Аалыа Бэргэн» и сред-неколымской локальной традиции «Юс уоллаах Лабангхачаан огонньор».
Образы божеств в олонхо северо-восточной традиции
Необходимо подробно изучить образы Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон в текстах олонхо северо-восточной эпической традиции. Для этого мы рассмотрим эпитеты и функциональную предназначенность божеств айыы.
Сначала проанализируем эпитеты божеств айыы в текстах олонхо исследуемой традиции.
Таблица 1
Эпитеты божества Юрюнг Аар Тойон Эпитеты божества Юрюнг Айыы Тойон
1 уут-таас олбохтоох букв. 'с молочно-камен-ным седалищем' уут-таас олбохтоох букв. 'с молочно-каменным седалищем'
2 урун былыт уктэллээх букв. 'с подножьем из светлого облака' ууттээх таас уктэллээх букв. 'с беломолочным каменным подножьем'
3 үрүҥ көмүс үктэллээх букв. 'с серебряным подножьем'
4 килбэйэр уолуктаах букв. 'со сверкающей грудью' ус хос хоноруулаах букв. 'с тремя переносицами'
5 чэлгийэр чэчэгэйдээх букв. 'с [чэлгийэр от слова чэлгий - синеть или от слова чэлгийэн - просторное и открытое место, где гуляет ветер] букв. 'с широким виском' [10, ст. 3600, 3601] укэр куйаас тыыннаах букв. 'имеющий нежное, тихое, знойное дыхание' [10, ст. 2951]
6 чалгыйар чабыр^айдаах букв. 'с пульсирующим [чалгыйар от слова чалгый (возможно, что чал-гый вариант слова чэлгий)] виском' уут айыы тыыннаах букв. 'имеющий молочное, божественное дыхание'
7 үүс тыһа үргүлдьүлээх букв. ‘имеющий торбаса с отделкой из лапок рыси’
8 өлө былыт моонньохтоох букв. ‘с обручем подобно огромным тучам’
В данной таблице (см. табл. 1) видно, что божества Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон носят одинаковые эпитеты YYт-таас олбохтоох 'с молочно-каменным седалищем' (пример 1). Далее Юрюнг Айыы Тойон имеет эпитеты үүт-таас олбохтоох 'с беломолочным каменным подножьем' и үрүҥ көмүс үктэллээх 'с серебряными ступенями' (примеры 2 и 3). В отличие от него образ божества Юрюнг Аар Тойон представлен эпитетом үрүҥ былыт үктэллээх 'с подножьем из светлого облака' . В остальных примерах божеств имеют разные эпитеты. Необходимо отметить, что эпитеты божества Юрюнг Айыы Тойон количественно преобладали. В результате сравнения эпитетов обеих божеств мы делаем следующий вывод: божества айыы имели различные эпитеты. Только в одном примере эпитеты божеств были одинаковыми.
Далее изучим функции божеств Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон. В текстах олонхо исследуемой традиции Юрюнг Аар Тойон наделен единственной и главной функцией - управление судьбами жителей Срединного мира. Например, в тексте олонхо среднеколымской локальной традиции Юрюнг Аар Тойон повелевает выдать девушку Харахчын Куо за богатыря Мэриэт Бэргэн. Следовательно, главной и важной функцией обладал Юрюнг Аар Тойон. В отличие от него божество Юрюнг Айыы Тойон помогал и защищал жителей Срединного мира. В текстах олонхо вилюйской региональной традиции Юрюнг Айыы Тойон управляет судьбами жителей Верхнего и Срединного миров, а также спускает богатырей айыы в Срединный мир [2]. В текстах олонхо исследуемой традиции образ Юрюнг Айыы Тойон обладает различными функциями. Одной из его функций является защита жителей Срединного мира. Например, в тексте олонхо момской локальной традиции «Кётёр Мюлгюн» Юрюнг Айыы Тойон помогает главному герою. Он отправляет в Срединный мир богатыря айыы для решения людских проблем: Көс усталаах, күннүк туоралаах, үүт кэрэ аттаах, тостор үрүҥ таҥастаах Айыы бухатыырын, нөрүөннээх көхсүгэр диэри, өҥөйөн турбут букв. 'богатырь айыы с молочным конем выглядывает'. В олонхо среднеколымской локальной традиции «Эрбэхчин Бэргэн» Юрюнг Айыы Тойон посылает в Срединный мир богатырского коня для главного героя: Орто бороҥ дайдыга олорор – Эрбэхчин Мэргэн холлоох буутун сүгэ сылдьар, үс сүүс сыл үйэлээх, аналлаах-мэҥэлээх ата буолаар диэбиттэрэ букв. 'дали указ стать богатырским конем Эрбэхчин Мэргэна, живущего в Срединном мире' [18, с. 74]. Юрюнг Айыы Тойон дарует богатство жителям Срединного мира. Например, в тексте олонхо абыйской локальной традиции «Эр Соготох» сказителя Г. Ф. Никулина божество Юрюнг Айыы Тойон посылает главному герою коров и кобыл для разведения хозяйства. Значит, главной и важной функцией обладал божество Юрюнг Аар Тойон. Божество Юрюнг Айыы Тойон оберегал жителей Срединного мира.
Заключение
Таким образом, в трудах исследователей фольклора, этнографии и истории упоминаются четыре образа божеств: Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. В текстах олонхо трех региональных традиций (центральной, вилюйской и северо-восточной) были характерны только два образа божеств - Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон. Божество Юрюнг Айыы Тойон наиболее часто упоминается в олонхо вилюйской (в 5 текстах из и северо-восточной эпических традиций (в 6 текстах из 14). В отличие от других традиций в олонхо центральной эпической традиции преобладают образы божеств Юрюнг Аар Тойон (в 5 текстах из 6). Подробно рассмотрены образы божеств Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон в текстах олонхо северо-восточной традиции. Для изучения данных образов были проанализированы эпитеты и функциональная предназначенность высших божеств. Их описывали различными эпитетами. Только в одном примере божества Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон носили одинаковые эпитеты. Высшие божества айыы имели разные функции. Юрюнг Аар Тойон обладал главной и важной функцией - управлял судьбами жителей Срединного мира. В отличие от него божество Юрюнг Айыы Тойон только защищал жителей Срединного мира и помогал. В результате исследования мы приходим к выводу, что мифологический образ высшего божества айыы в северо-восточной эпической традиции якутов представлен двумя отдельными образами - Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон, отличающимися по функциональному назначению и характеризующимися различными эпитетами.
Источник
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
ОБРАЗЫ ВЫСШЕГО БОЖЕСТВА АЙЫЫ В ОЛОНХО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ ТРАДИЦИИ ЯКУТОВ
Введение
Актуальным направлением в якутской фольклористике в последние годы стало изучение региональных традиций олонхо. Ранее в сказительском искусстве якутов профессор В. В. Илларионов выделил три ареала эпических традиций: вилюйскую, центральную и северную [1]. Бытование, сюжетно-композиционная структура и образы олонхо вилюйской региональной традиции были изучены А. А. Кузьминой [2]. Н. А. Оросиной исследованы форма бытования, основные образы и мотивы таттинской локальной «школы» олонхо, которая входит в центральную региональную традицию [3]. В якутском сказительстве северная региональная традиция состоит из северо-восточной и северо-западной эпической традиции. Северо-восточная традиция выступает как отдельная ветвь эпической традиции якутского сказительства. В данную традицию входят момская, абыйская, верхоянская и среднеколымская локальные традиции. В отличие от центральной и вилюйской традиций, данная традиция имеет черты архаического эпоса. Также, сюжетам олонхо северо-восточной традиции характерны сказочные мотивы, в них представлены образы главных героев-охотников, удаганок, мифологических противников и тунгусского богатыря.
В данной статье на материале текстов олонхо северо-восточной эпической традиции рассматриваются образы высшего божества айыы - главного бога в иерархии якутских божеств. В якутской мифологии представляется целый пантеон верховных божеств. Слово пантеон происходит от греческого слова Πάνθειον, что переводится как храм всех богов. Пантеон - это группа богов, принадлежащих к одной религии или мифологии. Как утверждает А. Е. Кулаковский, «небо надо считать не трех, восьми и девятиярусным, а просто многоярусным». По представлениям якутов, вселенная разделена на три части: Верхний, Срединный и Нижний миры. Верхний мир состоит из несколько ярусов, где живут божества айыы. Имя высшего божества айыы в материалах фольклорных текстов дается в нескольких вариантах, что иногда приводит к различным интерпретациям его образа. Существует даже мнение, что отдельные варианты имен ранее принадлежали различным божествам.
Образы высшего божества в трудах исследователей
Нами были рассмотрены научные труды исследователей истории, этнографии и фольклора якутов. Исследователи наиболее часто упоминают образ божества Юрюнг Айыы Тойон. Например, в трудах Н. П. Припузова, И. А. Худякова [5], В. М. Ионова [6], Н. А. Алексеева [7] и др. Э. К. Пекарский имя божества Юрюнг Айыы Тойон объяснял как «верховное существо, стоящее выше всех айыы, добрый дух, создатель мира, управляющий всею вселенной, творчески-ниспосылающий детей и оказывающий общее влияние на плодородие земли, размножение скота и т. д.» [8, с. 48].
Образ божества Юрюнг Аар Тойон упоминается в трудах Н. Ф. Остолопова, Р. К. Маака, Э. К. Пекарского и др. Р. К. Маак писал о том, что «по понятиям якутов, верховный правитель мира и жизни на земле есть Ар тойон (Ар-айы тойон); он орошает землю и, следовательно, виновник обилия корма» [9, с. 287]. Э. К. Пекарский давал следующее толкование имени божества Юрюнг Аар Тойон «Аар Тойон ага или просто Аар Тойон (чистый господин, Высший Господь), Юрюнг Аар, Юрюнг Аар Тойон (Белый Небожитель господь), Аар Айыы тойон всевышнее божество, повелитель всех духов, тварей и верховный правитель мира, создатель жизни на земле, орошающий землю и являющийся, следовательно, виновником обилия корма; по понятиям иных якутов: творец мира, верховное божество существо, тождественное с Юрюнг Айыы». Значит, Э. К. Пекарский считал, что божество Юрюнг Аар Тойон по функциональной предназначенности тождественен с Юрюнг Айыы, иными словами это варианты имен одного и того же божества.
Рис. 1. Верхний мир (Художник Т. А. Степанов).
Следует отметить, что несколько исследователей упоминали образы обеих божеств. Например, Я. И. Линденау в своих историко-этнографических материалах описывает божества Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон. В материалах описывается праздник Ысыах, где шаман проводит обряд благопожелания и называет имена божеств: "Булугас харахтаах, хапта§ай тыл-лаах таба атаннах Аар Тойон" 'Лукавыми глазами недозрительной плоским языкам несказанной ревнительной всесильной владетель' (перевод Я. И. Линденау), Ус саханы увдуппут Урук Айыы Тойон 'Три человека или якутов создавший белый, удивительный Бог' (перевод Я. И. Линденау) [10, с. 37]. Необходимо отметить, что первым упоминается божество Аар Тойон, потом шаман называет имя Юрюнг Айыы Тойона и его жену Кюбэй Хотун, затем всех божеств Верхнего мира. По мнению А. Е. Кулаковского, Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон - это единый образ высшего божества. Он отмечал, что «с введением христианства понятие о главном и добром боге Юрюнг Аар Тойон смешалось с понятием о христианском боге (Юрюнг Айыы Тойон - О. П.), у которого функции оказались тождественными с функциями первого, по крайней мере, в существенном - в отношении создании мира, доброты и справедливости». Значит, он предполагал, что влияние христианства привело к исчезновению главного божества Юрюнг Аар Тойон, и его место занял Юрюнг Айыы Тойон. Такого же мнения придерживался этнограф А. И. Гоголев. Он утверждал о том, что образ божества солнца Юрюнг Айыы Тойон в ХХ в. сливается с функциями Аар Айыы Тойона. Л. С. Ефимова отметила, что «по поводу верховного божества айыы у якутских исследователей имеются различные мнения. Так, статус верховного божества имеют Юрюнг Аар тойон и Юрюнг Айыы тойон. Для выяснения идентичности Юрюнг Аар тойон и Юрюнг Айыы тойон были привлечены материалы нескольких жанров якутского фольклора: хороводные песни якутов, олонхо и народные песни. Из анализа мифологических образов выяснилось, что оба божества имеют одни и те же эпитеты» [12, с. 37-38]. Исследователь приходит к выводу, что Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон -это один и тот же образ. Итак, изучение текстовых материалов фольклора якутов предполагает, что божества Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон - это один единый образ.
В. Е. Васильев изучил древние истоки культа божеств айыы. Исследователь отмечает то, что «культ божеств айыы не представляет собой отдельно забытую религию, отдельную от шаманизма. Данный культ органично входил в общую систему религиозно-мифологического мировоззрения саха и являлся основным элементом якутского шаманизма» [13, с. 18]. В. Е. Васильев в автореферате диссертации выдвигал тезис о том, что культ айыы имеет исконно тюрко-мон-гольские корни.
Исследователями были упомянуты еще два образа высших божеств Верхнего мира: Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. Интересным представляется образ Аар Айыы Тойон 'Священный, Божественный Господин', который упоминается в трудах Р. К. Маака, Э. К. Пекарского и В. Ф. Трощанского. Возможно, что образы божеств Айыы Тойон и Аар Тойон объединились в божество Аар Айыы Тойон. В трудах В. Л. Серошевского, Л. А. Афанасьева - Тэрис и А. И. Гоголева встречается образ божества Айыы Тангара 'Небесное Божество'. Исследователи полагали, что главой Верхнего мира могло быть божество Айыы Тангара. Слово тангара в словаре Э. К. Пекарского имеет следующее обозначение: ««тангара [ср. Тюрк. таҥры, танры, тары, тȁҥрi, тȁҥгрi, тȁҥȁрȁ, бур. teŋere, teŋeri, teŋer, монг. “тэҥрi, тҥрi” небо, бог; чув. турă]. 1. Видимое небо (ср. халлаан); небо, как божество; 2. Общее название добрых существ, добрый дух, бог, богиня, божество языческое; главное божество, живущее на седьмом небе…» В. Е. Васильев дает интересный этимологический анализ слову тангра: «Тюрколог Н. К. Антонов отмечал близость термина к огузским и булгарским танры, танри, танра и разделял на составные части: тан и эри, предлагая вариант значения как "муж зари". Более подробный анализ термина тэнри приводил Б. И. Татаринцев. Так, автор ставил в один этимологический ряд термины: таҥры, таҕара, тигир, тегре, тегри, теҥир, деери и др. Учитывая мнения Г. Дёрфера, Б. Я. Владимирцова, В. И. Цинциус, он считал тенри тюркским словом, восходящим к общеалтайским параллелям дэги-, дэг- 'подниматься', 'летать', 'летучий', 'птица'» [15, с. 42]. Продолжая предыдущий тезис об исконно якутском генезисе творцов айыы, автор анализирует в этом ключе этимологию термина тангара и приходит к аналогичному мнению о тюрко-монгольских корнях культа неба у народа саха. Значит, в научных трудах исследователей глава Верхнего мира имел несколько образов: Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара.
Образы божеств в якутских олонхо
Мы изучили тексты олонхо трех региональных традиций (центральный, вилюйский и северо-восточный). Образ Юрюнг Айыы Тойон наиболее характерен в текстах олонхо вилюйской традиции якутов (в 5 текстах из . В отличие от вилюйской традиции в центральной эпической традиции преобладает образ божества Юрюнг Аар Тойон. Он упоминается в 5 текстах из 6 рассмотренных олонхо. В северо-восточной эпической традиции преобладает образ божества Юрюнг Айыы Тойон (в 6 текстах из 14). Этот образ характерен в текстах олонхо момской, абый-ской, верхоянской и среднеколымской локальных традиций. Образ божества Юрюнг Аар Тойон представлен в трех текстах северо-восточной традиции. Данный образ упоминается в текстах олонхо верхоянской локальной традиции «Хаан Джаргыстай» [16], «Аалыа Бэргэн» и сред-неколымской локальной традиции «Юс уоллаах Лабангхачаан огонньор».
Образы божеств в олонхо северо-восточной традиции
Необходимо подробно изучить образы Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон в текстах олонхо северо-восточной эпической традиции. Для этого мы рассмотрим эпитеты и функциональную предназначенность божеств айыы.
Сначала проанализируем эпитеты божеств айыы в текстах олонхо исследуемой традиции.
Таблица 1
Эпитеты божества Юрюнг Аар Тойон Эпитеты божества Юрюнг Айыы Тойон
1 уут-таас олбохтоох букв. 'с молочно-камен-ным седалищем' уут-таас олбохтоох букв. 'с молочно-каменным седалищем'
2 урун былыт уктэллээх букв. 'с подножьем из светлого облака' ууттээх таас уктэллээх букв. 'с беломолочным каменным подножьем'
3 үрүҥ көмүс үктэллээх букв. 'с серебряным подножьем'
4 килбэйэр уолуктаах букв. 'со сверкающей грудью' ус хос хоноруулаах букв. 'с тремя переносицами'
5 чэлгийэр чэчэгэйдээх букв. 'с [чэлгийэр от слова чэлгий - синеть или от слова чэлгийэн - просторное и открытое место, где гуляет ветер] букв. 'с широким виском' [10, ст. 3600, 3601] укэр куйаас тыыннаах букв. 'имеющий нежное, тихое, знойное дыхание' [10, ст. 2951]
6 чалгыйар чабыр^айдаах букв. 'с пульсирующим [чалгыйар от слова чалгый (возможно, что чал-гый вариант слова чэлгий)] виском' уут айыы тыыннаах букв. 'имеющий молочное, божественное дыхание'
7 үүс тыһа үргүлдьүлээх букв. ‘имеющий торбаса с отделкой из лапок рыси’
8 өлө былыт моонньохтоох букв. ‘с обручем подобно огромным тучам’
В данной таблице (см. табл. 1) видно, что божества Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон носят одинаковые эпитеты YYт-таас олбохтоох 'с молочно-каменным седалищем' (пример 1). Далее Юрюнг Айыы Тойон имеет эпитеты үүт-таас олбохтоох 'с беломолочным каменным подножьем' и үрүҥ көмүс үктэллээх 'с серебряными ступенями' (примеры 2 и 3). В отличие от него образ божества Юрюнг Аар Тойон представлен эпитетом үрүҥ былыт үктэллээх 'с подножьем из светлого облака' . В остальных примерах божеств имеют разные эпитеты. Необходимо отметить, что эпитеты божества Юрюнг Айыы Тойон количественно преобладали. В результате сравнения эпитетов обеих божеств мы делаем следующий вывод: божества айыы имели различные эпитеты. Только в одном примере эпитеты божеств были одинаковыми.
Далее изучим функции божеств Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон. В текстах олонхо исследуемой традиции Юрюнг Аар Тойон наделен единственной и главной функцией - управление судьбами жителей Срединного мира. Например, в тексте олонхо среднеколымской локальной традиции Юрюнг Аар Тойон повелевает выдать девушку Харахчын Куо за богатыря Мэриэт Бэргэн. Следовательно, главной и важной функцией обладал Юрюнг Аар Тойон. В отличие от него божество Юрюнг Айыы Тойон помогал и защищал жителей Срединного мира. В текстах олонхо вилюйской региональной традиции Юрюнг Айыы Тойон управляет судьбами жителей Верхнего и Срединного миров, а также спускает богатырей айыы в Срединный мир [2]. В текстах олонхо исследуемой традиции образ Юрюнг Айыы Тойон обладает различными функциями. Одной из его функций является защита жителей Срединного мира. Например, в тексте олонхо момской локальной традиции «Кётёр Мюлгюн» Юрюнг Айыы Тойон помогает главному герою. Он отправляет в Срединный мир богатыря айыы для решения людских проблем: Көс усталаах, күннүк туоралаах, үүт кэрэ аттаах, тостор үрүҥ таҥастаах Айыы бухатыырын, нөрүөннээх көхсүгэр диэри, өҥөйөн турбут букв. 'богатырь айыы с молочным конем выглядывает'. В олонхо среднеколымской локальной традиции «Эрбэхчин Бэргэн» Юрюнг Айыы Тойон посылает в Срединный мир богатырского коня для главного героя: Орто бороҥ дайдыга олорор – Эрбэхчин Мэргэн холлоох буутун сүгэ сылдьар, үс сүүс сыл үйэлээх, аналлаах-мэҥэлээх ата буолаар диэбиттэрэ букв. 'дали указ стать богатырским конем Эрбэхчин Мэргэна, живущего в Срединном мире' [18, с. 74]. Юрюнг Айыы Тойон дарует богатство жителям Срединного мира. Например, в тексте олонхо абыйской локальной традиции «Эр Соготох» сказителя Г. Ф. Никулина божество Юрюнг Айыы Тойон посылает главному герою коров и кобыл для разведения хозяйства. Значит, главной и важной функцией обладал божество Юрюнг Аар Тойон. Божество Юрюнг Айыы Тойон оберегал жителей Срединного мира.
Заключение
Таким образом, в трудах исследователей фольклора, этнографии и истории упоминаются четыре образа божеств: Юрюнг Аар Тойон, Юрюнг Айыы Тойон, Аар Айыы Тойон и Айыы Тангара. В текстах олонхо трех региональных традиций (центральной, вилюйской и северо-восточной) были характерны только два образа божеств - Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон. Божество Юрюнг Айыы Тойон наиболее часто упоминается в олонхо вилюйской (в 5 текстах из и северо-восточной эпических традиций (в 6 текстах из 14). В отличие от других традиций в олонхо центральной эпической традиции преобладают образы божеств Юрюнг Аар Тойон (в 5 текстах из 6). Подробно рассмотрены образы божеств Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон в текстах олонхо северо-восточной традиции. Для изучения данных образов были проанализированы эпитеты и функциональная предназначенность высших божеств. Их описывали различными эпитетами. Только в одном примере божества Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон носили одинаковые эпитеты. Высшие божества айыы имели разные функции. Юрюнг Аар Тойон обладал главной и важной функцией - управлял судьбами жителей Срединного мира. В отличие от него божество Юрюнг Айыы Тойон только защищал жителей Срединного мира и помогал. В результате исследования мы приходим к выводу, что мифологический образ высшего божества айыы в северо-восточной эпической традиции якутов представлен двумя отдельными образами - Юрюнг Аар Тойон и Юрюнг Айыы Тойон, отличающимися по функциональному назначению и характеризующимися различными эпитетами.
Источник
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения