Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ОБРЯД ВЫЗОВА ДОЖДЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ НА ПРИМЕРЕ ШАМАНСКОЙ ПРАКТИКИ КУОРСУННААХ

Перейти вниз

ОБРЯД ВЫЗОВА ДОЖДЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ НА ПРИМЕРЕ ШАМАНСКОЙ ПРАКТИКИ КУОРСУННААХ Empty ОБРЯД ВЫЗОВА ДОЖДЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ НА ПРИМЕРЕ ШАМАНСКОЙ ПРАКТИКИ КУОРСУННААХ

Сообщение автор Хан Калмык Чт Июн 01, 2023 10:27 pm

В системе традиционной культуры народа Саха до настоящего времени сохранились элементы древнейшего, архаического религиозного верования народа (поклонение объектам природы и культам духов и божеств), в основе которого лежат обряды календарного и ритуалы жизненного циклов. Из этих обрядов - основ традиционной культуры, мы рассмотрим обряды вызова дождя из цикла календарного обряда якутов в современном мире, как социально-значимое, обеспечивающего стабильное состояние скотоводческой, оленеводческой и земледельческой культуры народа с учетом природно-климатических и этно-культурных факторов Якутии.

Обряд вызывания дождя испокон веков известен как шаманское ритуальное действие во многих народов мира, занимающихся земледелием и скотоводством. В основе этого шаманского ритуального действия, лежит поклонение к культам-покровителям плодородия. Основной целью практики обряда вызывания дождя был и есть посредством исполнения магических ритуалов вступать в контакт с духами-покровителями или божествами, способными управлять природными стихиями и помочь в достижении производственной цели.

Как считали наши предки, окружающая нас природа (солнце, луна, ветер, дождь, горы, водоемы, растения и животные) наделена жизненной силой и имеют своих духов-покровителей, божеств. Человек как дитя природы состоит в энергетической взаимосвязи с духами, божествами, поддерживающими всеобщий баланс. Однако бывают моменты, когда следуя определенным правилам, можно нарушить этот баланс напрямую взаимодействуя с духовным миром, входить в контакт с иной реальностью, на которую способны практикующие шаманы. Как отмечают исследователи-антропологи, духовные путешествия шаманов, позволяют им улавливать и понимать разного рода сообщения, которые передаются из глубин подсознания и получить доступ ко всем имеющимся знаниям.

На территории Якутии за последние годы участились случаи лесного пожара, так по данным регионального Министерства чрезвычайных происшествий за последние 5 лет произошло: в 2016 году на территории Республики Саха (Якутия) было зарегистрировано -157 лесных пожаров общая площадь пройденного пожаром лесных земель -17,5 тысяч гектар; в 2017 году на территории Республики Саха (Якутия) было зарегистрировано 634 природных пожаров на общей площади 1608 990,44 га (из них 622 701,94 га лесная, 986 288,50 га нелесная); в 2018 году зарегистрировано 630 природных пожаров на общей площади 3 181 719,29 гектар [1, c.8-11] (из них 2 816 860,29 - лесная территория и 364 859 -нелесная); в 2019 году -огнем было охвачено почти 4 млн га, зафиксировано 1865 лесных пожаров; в 2020 году - зафиксировано 2039 лесных пожаров общей площадью 5 млн га [2]. Как мы видим, количество возгораний выросло в последние годы почти в три раза. В эти годы тушение пожаров несколько раз было прекращено на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Саха (Якутия) из-за «трудно-доступности» и «удаленности» территории, а это около 99% горящей территории [3]. По данным комиссии, основной причиной пожаров являются неосторожное обращение с огнем (весенние и осенние палы), сухие грозовые разряды, также в этом играет сама природа Якутии. Так структура лесного массива якутской тайги отличается чрезвычайно высокой горимостью, что определяется особенностью резко континентального климатического условия Севера.

Исходя из вышеуказанной статистики, хотим как один из примеров рассмотреть взаимосвязь практического шаманизма с решением социально значимой проблемы как лесные пожары, а именно один из видов ритуального обряда вызова дождя.

Дореволюционные исследователи религии народа Саха - В.Ф. Трощанский [4], В.М. Ионов [5], С.В. Ястремский [6] отмечали, что якутские шаманы как проводники между божествами, духами и людьми проводили разные обряды и ритуалы календарного и жизненного цикла народа. Известные, очень почитаемые шаманы, как отмечают исследователи, могли обратиться с молением к духам и божествам и с их помощью повелевать природными явлениями [7, с. 155]. В нашем случае, мы рассмотрим один обряд, ныне действующей в современном мире шаманки (удаганки) Одун Элиэны Егоровны (Куорсуннаах).

В середине июля 2019 года к Куорсуннаах уда-5ан обратилась глава поселка Нюрбачан Нюр-бинского района Республики Саха (Якутия) Семенова Мария Николаевна, с просьбой о помощи в тушении природного пожара приблизившегося к населенному пункту. Элиэна Егоровна не отказала в просьбе и находясь в с. Петровка Мегино-Кангаласского района, одевшись в ритуальный костюм (ритуальная одежда вместе со снаряжением и атрибутами играют важную роль при проведении обряда, ведь именно облачившись в свой костюм шаман входит в особое мистическое состояние) провела обряд камлания, с целью вызова дождя в местности поселка Нюрбачан, расположенного в 858 километрах от ее реального местонахождения.

Обряд испрашивания дождя для тушения лесного пожара, был сделан в лесу, в восточном направлении от ее дома, и перед камланием удаган-ка разожгла костер и угостила огонь с 9 оладьями намазанными сливочным маслом, давала светлые конские волосы живого жеребца и преподносила огню коровье молоко, и начала обращение обрядовое заклинание к духам и божествам:

Аал уотум иччитэ Бырдьа Бытык, Хатан Тэмиэрийэ, Тойон эhэккэм! Мин кордоhуубун иhит, Кен^л биэр YPДYKY Айыы-ларбыттан кердеЬюрбер, Айыь^ыт Хотуммар, Иэйэхсит ийэккээммэр, ДьеЬюгей Айыыбар, Хомпоруун Хотой Тойом-мор,

Хара сылгылаах Улуу Су-орунна,

Cyh Дьаа11ын Тойонно, Ypyh Аар Тойонум. Элиэ кыы^а Элиэнэ, Куорсун анньынан, Этиттэрэр этиибин, Санарар санабын, Истэн кулу.

Дух моего огня Седая бородка, Хатан Тэмиэрийэ Господин мой дедушка! Мою просьбу услышь Дай разрешения обратиться к высшим божествам, К госпоже Айыысыт, К матерю Иэйиэхсит, Божеству Джесегей, Господину божественному Орлу, Великому Суоруну который имеет черной масти лошади, Великому господину Дьаасыну, Пресветлый господин мой, Дочь коршуна Елена, С маховым пером, Высказываю, Говорю,

Услышь пожалуйста. [перевод наш - Н.А., Х.С.]

К сожалению, полностью текст обрядового заклинания во время камлания нам не удалось получить, со слов удаганки всего текста она не может вспомнить, так как находилась в состоянии транса и слова просительной части заклинания от божеств, шли не от самой удаганки, т.е. произносились не ей самой, а шли от духа-покровителя шаманки. Данный шаманский феномен Г.В. Ксе-нофонтов в своих трудах, описывает как «куту-руу» [8, с. 18]. Как видно из приведенного текста, само заклинание начинается с зачина, которое обращено к Духу огня-как медиатору между мирами, после текст адресован непосредственно к божествам верхнего мира. Далее со слов удаганки было непосредственно обращение к всевышнему Аар Айыы Тойону, что предполагается нами основной частью обрядового заклинания, с просьбой помочь в тушении пожара настигшего Нюр-бинский район в местности села Нюрбачан, после этого, повторное обращение к Духу огня, с просьбой отступить огонь, и в заключении заклинание закрепление алгыс 'благопожелание' о величании Духа огня.

При беседе с Элиэнэ Егоровной, она не раз упоминает, что это не ее сила и помощь, а она всего лишь посредник - проводник посыла помощи предков. При проведении обряда по вызову дождя, шаманы силой своей воли взойдя в стабильный транс или же состояние «турук», действовали не своим сознанием в психическом и физическом поле, а уже действия шли их духом-помощником. Тут необходимо добавить слова самой удаганки, «...во время проведения обряда камлания именно в этом случае, возможно со стороны другим будет видна картина, что она стоит и камлает (тело находится на месте обряда), однако в это время душа помощника в образе самой удаганки, уже находящейся в трансе, духовно бегает по трем мирам и делает работу. У любого шамана, удаганки есть свои невидимые помощники, которые и помогают в работе во время проведения обряда, в момент, когда посредник (удаганка или шаман) находятся в трансе во время камлания, духи помощники создают движение в природной целостности и вносят определенный желаемый ритм» [9].

По времени, обрядовое действие вызывания дождя был начат примерно в 12:30 ч. дня, сразу после телефонного звонка главы села «Нюрба-чан» Семеновой М.Н. (которая позвонила в 12 часу дня), и продолжался полтора часа. После обряда, в 15 часу дня повторно позвонила М.Н. Семенова с радостной новостью о том, что прошел сильный дождь и полностью потушил пожар. Получается, дождь начался сразу по окончании обряда в 14 часов дня.

Вторая история произошла летом 2020 г. К Одун Элиэне Егоровне обратились жители села Тюнгюлю Мегино-Кангаласского района с просьбой наслать дождь в связи с затяжной засухой. В этом случае, удаганка провела обряд алгыса 'благопожелания' вокруг села Тюнгюлю в 5 местах и испрашивала у духов-покровителей местности наслать дождь. По времени обряд алгыса проходил с 11 до 14 часов дня. В тот же день, ей позвонили и сказали, что примерно в 15 часу прошел дождь, но не сильный. Здесь стоить отметить, что дождь начался через 1 час и не сильный по сравнению с первым обрядом.

Сама удаганка по этому поводу объясняет, что и по времени начала дождя и по силе они отличительны, так как в первом обряде при тушении пожара было проведено шаманское обрядовое действие с камланием, где были задействованы ее духи-помощники всех трех миров, а во втором случае, обряд был проведен только посредством алгыса, т.е. силой слов заклинания с обращением к верхним божествам, поэтому они разнятся как по времени, так и по результату.

Заклинание и благопожелание обращенное к божествам, испрашивание от духов, в целом является древнейшим жанром фольклорной традиции народа Саха, сложившийся вследствие уклада жизни, традиционной культуры и мировоззрения. Как отмечает Ефимова Л.С., содержание алгыса 'благопожелания' и шаманского заклинания могут отличаться поэтически, но основная их художественная форма одинакова [10, с. 65]. Примечательно, что алгыс и заклинание шаманом исполняется в форме речитатива и это все происходит перед огнем, т.е., Дух-покровитель огня выступает как медиатор между шаманом и сверхъестественными силами.

Декабрист А.А. Бестужев-Марлинский, сосланный в первой половине XIX в. в Якутскую область и исследовавший быт и культуру народа Саха, в последующем очень точно описал вызванный шаманом с помощью ритуальных действий дождь и обозначил его термином «призванный», т.е. искусственный дождь. Так же, Элиэна Егоровна отмечает, что всегда имеются причины для наступления каких-либо последствий, будь то пожар или засуха, ведь все взаимосвязано, и вызванный ею дождь он «искусственный», поэтому эффект будет хорош при тушении пожара, но никак не для благородной почвы или хорошей плодотворной растительности.

Таким образом, сравнительный анализ двух по смысловой структуре похожих друг на друга шаманского обряда вызывания/испрашивания дождя, показал, что роль шамана в обряде состоит в качестве связующего звена - коммуникатора между мирами людей, духов и божеств. Образы в заклинании - это божества верхнего мира и Дух огня, который в свою очередь является посредником между шаманом и божествами.

Так же, можно отметить, что вполне возможно использовать практический шаманизм «обряд вызова дождя», для призыва, создания «искусственного» дождя, с целью тушения пожаров лесного массива, подпадающих в категорию ««труднодоступных» и «удаленных», куда практически не может добраться техника и человеческий фактор.

Источник информации
Хан Калмык
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 947
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Irene поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения