Ерэн хад — 90 хатов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Буряты и монголы
Страница 1 из 1
Ерэн хад — 90 хатов
Ерэн хад — 90 хатов, под которыми подразумеваются хозяева девяноста горных вершин Восточных Саян, Тункинских Альп и других мест Прибайкалья, трактуемые в бурятской шаманской мифологии как сыновья и внуки Буха-нойона. Все 90 хатов никогда полностью не перечисляются. Известны только имена наиболее выдающихся из них, считающихся, согласно одной версии мифа, девятью сыновьями Буха-нойона, выросшими на небе с девятью отлитыми печатями, спустившимися на землю в качестве покровителей разных мест
ностей.
Старший из них — Буга-нойон избрал свое местопребывание у истока р. Нижней Ангары, стал обладателем «саженного кортика, восседал на краю аршинного указаи сочинял различные законы»; следующий за ним — нойон Шаргай, ведающий обучением шаманов и раздающий им жодоо на правах жреца, стал хозяином местности Мойон (Черемушки); третий — по имени Хомхой-зарин — стал хозяином местности Хужир; четвертый — нойон Тульма — хозяином г. Балаганска (Тура); пятый — нойон Эмнэх — хозяином г. Иркутска (Эрхут); шестой — Больё-зарип — хозяином местности Больё; седьмой — хозяином местности Торы (Тунка)... девятый — Хан-Шаргай-нойон, пребывающий в местности Шабар (в Тунке), считался судьей, примирителем враждовавших между собой западных и восточных хатов.
Культ Ерэн хад по своему происхожде нию относится к дошаманистическим культам, связанным с почитанием духов родовых или племенных гор, истоков рек и т. п. Но со вре мени социального расслоения бурятских родовых общин и появления в них нойонатской и шаманской аристократии древний миф об Ерэн хад был модифицирован в духе шаманизма, в результате чего он превратился в дифирамб, воспеваемый во славу родоправителей, тесно связанных с местной царской администрацией, и во славу самих шаманов, нередко совмещавших в одном лице должность жреца и нойона той или иной местности, находящейся вблизи бывших племенных гор, рек и т. д.
ностей.
Старший из них — Буга-нойон избрал свое местопребывание у истока р. Нижней Ангары, стал обладателем «саженного кортика, восседал на краю аршинного указаи сочинял различные законы»; следующий за ним — нойон Шаргай, ведающий обучением шаманов и раздающий им жодоо на правах жреца, стал хозяином местности Мойон (Черемушки); третий — по имени Хомхой-зарин — стал хозяином местности Хужир; четвертый — нойон Тульма — хозяином г. Балаганска (Тура); пятый — нойон Эмнэх — хозяином г. Иркутска (Эрхут); шестой — Больё-зарип — хозяином местности Больё; седьмой — хозяином местности Торы (Тунка)... девятый — Хан-Шаргай-нойон, пребывающий в местности Шабар (в Тунке), считался судьей, примирителем враждовавших между собой западных и восточных хатов.
Культ Ерэн хад по своему происхожде нию относится к дошаманистическим культам, связанным с почитанием духов родовых или племенных гор, истоков рек и т. п. Но со вре мени социального расслоения бурятских родовых общин и появления в них нойонатской и шаманской аристократии древний миф об Ерэн хад был модифицирован в духе шаманизма, в результате чего он превратился в дифирамб, воспеваемый во славу родоправителей, тесно связанных с местной царской администрацией, и во славу самих шаманов, нередко совмещавших в одном лице должность жреца и нойона той или иной местности, находящейся вблизи бывших племенных гор, рек и т. д.
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Буряты и монголы
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения