ХУНЬ И КЭЛБЭСАМ (Кетская легенда)
Страница 1 из 1
ХУНЬ И КЭЛБЭСАМ (Кетская легенда)
Хунь и кэлбэсам охотиться пошли. Хунь говорит:
— Когда вверх по реке пойдем, пусть вода туда и потечет.
Кэлбэсам говорит:
— Кынь, пусть вода наоборот течет, пусть мы будем грести, тянуть поклажу вверх.
Так и стало.
К своему месту приплыли, в лес вошли. Хунь говорит:
— Пусть, куда идем, под уклон все валится'.
Кэлбэсам говорит:
— Кынь, пусть, куда идем, гора, яр, угор будет.
Так и стало.
Хунь говорит:
— Пусть, когда мы увидим зверя, птицу— белку, пальника, глухаря, — только руку поднимем, пальцем покажем —тот упадет.
Кэлбэсам говорит:
— Кынь, листвень, березу пусть люди берут, лук делают, стрелы; в зверя, птицу стреляют.
Всё в жизни так и получилось. Кэлбэсам сила взяла, ее сила тоже большая.
Роль творцов и культурных героев в этом тексте отводится необычным для темы созидания персонажам— хунь и кэлбэсам. Основная идея произведения— борьба двух противоположных начал: положительного (хунь) и отрицательного (кэлбэсам). Аналогичный миф зафиксирован у манси.
Осенью на охотничьи угодья кеты поднимались в верховья небольших речек-притоков. Хунь здесь пытается повернуть течение вспять, чтобы людям с грузом было легче добираться.
— Когда вверх по реке пойдем, пусть вода туда и потечет.
Кэлбэсам говорит:
— Кынь, пусть вода наоборот течет, пусть мы будем грести, тянуть поклажу вверх.
Так и стало.
К своему месту приплыли, в лес вошли. Хунь говорит:
— Пусть, куда идем, под уклон все валится'.
Кэлбэсам говорит:
— Кынь, пусть, куда идем, гора, яр, угор будет.
Так и стало.
Хунь говорит:
— Пусть, когда мы увидим зверя, птицу— белку, пальника, глухаря, — только руку поднимем, пальцем покажем —тот упадет.
Кэлбэсам говорит:
— Кынь, листвень, березу пусть люди берут, лук делают, стрелы; в зверя, птицу стреляют.
Всё в жизни так и получилось. Кэлбэсам сила взяла, ее сила тоже большая.
Роль творцов и культурных героев в этом тексте отводится необычным для темы созидания персонажам— хунь и кэлбэсам. Основная идея произведения— борьба двух противоположных начал: положительного (хунь) и отрицательного (кэлбэсам). Аналогичный миф зафиксирован у манси.
Осенью на охотничьи угодья кеты поднимались в верховья небольших речек-притоков. Хунь здесь пытается повернуть течение вспять, чтобы людям с грузом было легче добираться.
Похожие темы
» ЕРАТНИК (Кетская легенда)
» БАНГСЕЛЬ (Кетская легенда)
» О ПЕРВОМ ОЛЕНЕ (Кетская легенда)
» О МЕДВЕЖЬЕЙ БЕРЛОГЕ (Кетская легенда)
» ШАМАН И ЗАЙЦЫ (Кетская легенда)
» БАНГСЕЛЬ (Кетская легенда)
» О ПЕРВОМ ОЛЕНЕ (Кетская легенда)
» О МЕДВЕЖЬЕЙ БЕРЛОГЕ (Кетская легенда)
» ШАМАН И ЗАЙЦЫ (Кетская легенда)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения