Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

БАНГСЕЛЬ (Кетская легенда)

Перейти вниз

БАНГСЕЛЬ (Кетская легенда) Empty БАНГСЕЛЬ (Кетская легенда)

Сообщение автор Wizard Вс Ноя 20, 2022 5:23 pm

Бангсель. Кетская легенда

Старик Ыдахат живет. Сын его женат, у него уже ребенок есть.
Старик сыну однажды говорит:
— Пойдем лодку делать!
Они ушли, осину срубили, на части ее разрубили, одну лодку сде­лали.
Старик сыну говорит:
— Сделаем еще вторую! Ложись на дерево, свой рост смерь!
Он лег на дерево, старик ему шею и перерубил, убил его. Старик до­делал лодку и в воду ее столкнул. Во вторую лодку он сына положил, сам сел в другую лодку, а лодку с покойником сзади привязал. Старик уехал.
Бангсель узнала и погналась за ним.
Вперед глядит — чум стоит. Она входит — старуха сидит.
— Бабушка, — она сказала, — пошамань мне. Отца моего сына старик куда-то увез.
Старуха сняла рыболовный крючок с одним жалом, в щучий пу­зырь жиру налила4 и сказала:
— На, если тебе есть захочется, пусть у тебя будет немного еды.
Старуха бубен для нее согрела5 и пошаманила.
Бангсель ушла, к другому чуму пришла, там тоже старуха сидит.
— Бабушка, пошамань мне! — сказала она ей. — Отца моего сына старик куда-то увез.
Старуха дала ей крючок с двумя жалами и щучий пузырь с жиром.
Старуха согрела для нее два бубна.
Бангсель ушла, к третьему чуму подошла, вошла — старуха сидит.
— Бабушка, пошамань мне!
Старуха ей трехжальный крючок и щучий пузырь с жиром дала, три бубна согрела.
Бангсель ушла, в четвертый чум зашла — старуха сидит.
— Бабушка, пошамань мне!
Старуха четырехжальный крючок и щучий пузырь дала, четыре бубна согрела.
Бангсель ушла. Еще чум стоит. Она вошла — старуха сидит.
— Бабушка, пошамань мне!
Бабушка сняла пятижальный крючок и щучий пузырь, дала ей.
Пять бубнов готовит, греет. Она ушла, а старуха запела— шаманить начала.
Еще чум стоит, она вошла — старуха сидит. Шесть бубнов старуха готовит.
— Бабушка, пошамань мне!
Старуха шестижальный крючок дала, шесть бубнов согрела. Ста­руха начала шаманить, а она ушла.
Еще чум стоит, она вошла — старуха сидит.
— Бабушка, пошамань мне!
Старуха семь бубнов приготовила, семижальный крючок дала, щу­чий пузырь дала, семь бубнов согрела. Старуха ей говорит:
— Внучка, иди до седьмого мыса, старик мимо будет проплывать.
Ты с мыса удочку забрось и покойника зацепи.
Старик гребет. Бангсель ушла, на мысу села, одножальную удочку забросила. Старик один раз веслом взмахнул — и леска оборвалась.
Она на втором мысу села, двухжальный крючок забросила. Старик два
раза веслом взмахнул — и леска оборвалась. Она на третьем мысу се­ла, трехжальный крючок забросила. Старик три раза веслом взмах­нул — и леска оборвалась. Она на четвертом мысу села, четырех­жальный крючок забросила. Старик четыре раза веслом взмахнул — и леска оборвалась. Она на пятом мысу села, пятижальный крючок забросила. Старик пять раз веслом взмахнул — и леска оборвалась.
Бангсель мысы враз перешагивает. Она на шестом мысу села, шес­тижальный крючок забросила. Старик шесть раз веслом взмахнул —
и леска оборвалась. Бангсель мысы враз перешагивает. Она на седь­
мом мысу села, семижальный крючок забросила, покойника зацепила,
и веревка у лодки с покойником оборвалась.
Старик забормотал что-то, он заметил, что лодка с покойником оторвалась. Бангсель мужа вытащила, над ним плакать начала, плака­ла, слеза в его ухо упала6. Он в себя пришел.
— О-о, — сказал он, — крепко же я спал. Кто меня разбудил?
— Поверь, не будь меня, старик убил бы тебя ни за что, — она ему ответила.
Они отправились в обратный путь. Дошли до старухи с семью бубнами. Старуха все еще шаманит.
— Бабушка,— она ей говорит,— перестань, сядь, отец сына мне достался!
Муж ей семь бубнов сделал и вокруг нее их поставил. Старуха по­лопала по ним:
— Раньше они плохие были, теперь хороши!
Они к старухе с шестью бубнами пришли. Ее бубны сломались.
—- Бабушка, успокойся, — сказала она, — отец сына мне достался!
Он сделал ей шесть бубнов. Старуха похлопала:
— Раньше плохие были, теперь хороши!
Они ушли, к старухе с пятью бубнами пришли. Ее бубны слома­лись.
— Бабушка,— она ей говорит,-— успокойся, отец сына мне до­стался!
Он сделал пять бубнов. Старуха похлопала по ним:
— Раньше плохие были, теперь хороши!
Они ушли, к старухе с четырьмя бубнами пришли.
—- Бабушка, — она ей говорит, — успокойся, отец сына мне до­стался!
Он изготовил четыре бубна. Старуха по ним похлопала:
— Раньше плохие были, теперь хороши!
Они ушли, к старухе с тремя бубнами пришли.
— Бабушка, успокойся, отец сына мне достался!
Он сделал три бубна. Старуха похлопала по ним:
— Раньше плохие были, теперь хороши!
Они ушли, к старухе с двумя бубнами пришли.
— Бабушка, успокойся, отец сына мне достался!
Он сделал ей два бубна, старуха похлопала по ним:
— Раньше плохие были, теперь хороши!
Они ушли, к старушке с одним бубном пришли. У этой старухи го­лос перехватило, она так только еще тряслась, голоса нет.
— Бабушка, успокойся, отец сына мне достался!
Он сделал один бубен. Старуха похлопала по нему:
— Раньше плохой был, теперь хорош!
Они пошли домой, домой шли, домой пришли. Их чум во все сто­роны раздвинулся — раньше плохой был, теперь хорош!

-------------------------
БАНГСЕЛЬ (женский образ, букв, «земля-олень») — персонаж шаманской мифо­логии, перевоплощенный образ шамана, действующего в пределах земного мира. Текст по сути своей является осмыслением шаманского действа: путешествие по шаманской реке с семью мысами (земное соответствие семи слоям верхнего мира), семикратное возрастание силы (мотив семи бубнов, семи рыболовных крючков с возрастающим, до семи, числом жал на них). Чрезвычайно ценный источник для изучения традиционного мировоззрения кетов.

В своем производственном опыте кеты использовали антропометрические параметры индивида, для которого изделие предназначалось, например его рост, вес, расстояния при разных положениях рук, ног, пальцев и т.д. Изготовленные с учетом этих параметров лыжи, нарты, лодки-долбленки, луки становились как
бы продолжением и дополнением физических возможностей человека и отлича­лись особыми качествами: например, отмечая гибкость и эластичность зимних лыж кетов, местные русские говорили, что они «дышат». В тексте старик Ылахат предлагает сыну отмерить в свой рост часть ствола срубленной осины якобы для того, чтобы изготовить для него лодку-долбленку.
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения