Женские божества «Я’Миня», «Я’Мюня», «Я’Небя»
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования ненцев
Страница 1 из 1
Женские божества «Я’Миня», «Я’Мюня», «Я’Небя»
Эти образы передают представления ненцев о том, как устроен мир и как соотносятся между собою отдельные его части: «Я’Миня» – Верхний мир. Это мир богов и света. «Я’Небя» – Средний мир (земля, мир людей). «Я’Мюня» – Нижний мир, где обитают подземные существа, враждебные людям, и темные силы.
Функции покровительницы женщин «Я’Миня» получила под влиянием русского и коми-зырянского населения в конце XVIII – начале XIX в. Богиня «Я’Миня» давала душу новорожденному, влияла в последующем на здоровье и благополучное развитие ребенка, который находился под ее покровительством. Свое решение о том, какой быть судьбе, она записывала в особую книгу – «Ил’падар»; «По верованиям хасово каждому человеку положено прожить определенное количество времени и совершить определенные деяния. Все это изложено на личном листке каждого», – писал Л. Костиков.
Образ богини «Я’Небя» занимает особое положение в мифологии и происхождение ее не ясно, во всяком случае – неоднозначное.
Даже в современной мифологии в образе «Я’Небя» соединены несколько главных черт, характеризующих ее как представительницу
мира богов. Во-первых, она всегда старуха, обладающая сверхъестественными возможностями, которыми владеют лишь боги. «Я’Небя» управляет природой, у нее тесные связи со стихиями воздуха и воды. Во-вторых, она имеет связь с подземным миром. За нарушения
известных ей законов она наказывает, т. е. вершит правосудие. Словом, она выступает в качестве триединой богини – «Я’Миня», «Я’Мю�
ня», «Я’Небя». Она – Мать-Природа, живая биосфера планеты и сила элементов. Культ «Я’Небя» мы относим к общененецким.
Функции покровительницы женщин «Я’Миня» получила под влиянием русского и коми-зырянского населения в конце XVIII – начале XIX в. Богиня «Я’Миня» давала душу новорожденному, влияла в последующем на здоровье и благополучное развитие ребенка, который находился под ее покровительством. Свое решение о том, какой быть судьбе, она записывала в особую книгу – «Ил’падар»; «По верованиям хасово каждому человеку положено прожить определенное количество времени и совершить определенные деяния. Все это изложено на личном листке каждого», – писал Л. Костиков.
Образ богини «Я’Небя» занимает особое положение в мифологии и происхождение ее не ясно, во всяком случае – неоднозначное.
Даже в современной мифологии в образе «Я’Небя» соединены несколько главных черт, характеризующих ее как представительницу
мира богов. Во-первых, она всегда старуха, обладающая сверхъестественными возможностями, которыми владеют лишь боги. «Я’Небя» управляет природой, у нее тесные связи со стихиями воздуха и воды. Во-вторых, она имеет связь с подземным миром. За нарушения
известных ей законов она наказывает, т. е. вершит правосудие. Словом, она выступает в качестве триединой богини – «Я’Миня», «Я’Мю�
ня», «Я’Небя». Она – Мать-Природа, живая биосфера планеты и сила элементов. Культ «Я’Небя» мы относим к общененецким.
Хан Калмык- Сообщения : 947
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» «Я’Миня», «Я’Мюня», «Я’Небя»
» Женские божества земли и их роль в формировании традиционной обрядности бурят конца XIX — начала ХХ в.
» ЖЕНСКИЕ БОГИНИ ИНКОВ
» Божества и духи верхнего мира. Общая картина
» Божества и духи среднего мира. Общая картина
» Женские божества земли и их роль в формировании традиционной обрядности бурят конца XIX — начала ХХ в.
» ЖЕНСКИЕ БОГИНИ ИНКОВ
» Божества и духи верхнего мира. Общая картина
» Божества и духи среднего мира. Общая картина
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования ненцев
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения