Предания об идолах с острова Вайгач
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования ненцев
Страница 1 из 1
Предания об идолах с острова Вайгач
Наиболее почитаемые из них находились в трех местах острова: на северо-восточной оконечности Вайгача - мысе Конец Земли (Ямал-Сале); в средней части острова - на Священной Горе (Хэхэм-Пэ), расположенной возле Священного озера (Хэхэн-То), и на одном из мысов южной оконечности Вайгача.
Каждое капище было специально выбрано в тех местах, где мрачные или величаво-торжественные формы окружающего ландшафта сильно действовали на воображение паломников, заставляя их поверить, что эти действительно необычные места служат обиталищем всесильных духов. Сам же ансамбль многочисленных идолов, в определенном порядке расставленных на капище, представлял сложное, своего рода грандиозное и величественное сооружение.
Вот как один мореплаватель, посетивший в XVI веке остров Вайгач, описывает капище на мысе Конец Земли:
«Бури, завывающие в пещерах мыса, наводили суеверный страх на самоедов и внушали особое благоговение к стоящему на мысе главно
му идолу. Он был деревянный, трехгранный, высокий, тонкий, о семи лицах, которые были вырезаны на двух отлогих узких гранях. С южной стороны этого идола были поставлены в полукружии, в несколько рядов, 20 средней величины и 400 маленьких деревянных идолов...
Все они составляли как бы свиту главного идола».
К идолам обращались обычно с какой-нибудь просьбой, подкре пляя ее приношением жертвы. Наиболее распространенной и считавшейся самой действительной была бескровная жертва оленя.
Двое мужчин вставали с боков обреченного животного; взяв в руки тынзей (аркан), они накидывали петлю на его шею и тянули каждый
в свою сторону. Моментально задушенный олень, выкатив глаза и судорожно подогнув задние ноги, тяжело опускался на землю. Затем снимали шкуру и садились в кружок есть еще теплое мясо. Кровью убитого оленя мазали рот и глаза идола. Мясо съедали, шкуру забирал хозяин, но голову оленя непременно оставляли на капище.
Поэтому возле каждого из них были навалены большие кучи рогатых оленьих черепов.
Если паломник не имел возможности убить оленя, он мог развести костер, сварить кусок мяса и съесть его. Но предварительно надо было помазать бульоном рты идолов и на землю возле каждого вы плеснуть немного супа и пожить кусочек мяса. Тогда считалось, что паломник кормил идолов, ел вместе с ними.
Наконец, можно было «одевать» идолов, подносить им вещевые подарки. Они состояли либо из узких ленточек яркого цветного сукна, которым ненцы искусно отделывают свою меховую одежду, либо из старательно сшитых по обету маленьких, как для куклы, суконных
одежд. Ленточки привязывали к туловищу идола, одежду клали под камень возле него.
В 1828 году «командированный», как не без юмора называют его ненцы, священник посетил Вайгач. Он объездил все наиболее из
вестные капища острова и уничтожил их. Так идолы, расположенные на высоком обрывистом мысе южной части Вайгача, были сброшены
в быстрые воды Югорского Шара. Идолы на Священной Горе, что в средней части острова, были сожжены. Подверглись сожжению так
же идолы на мысе Конец Земли, описанные в приведенной выше цитате. Позже там был поставлен большой дубовый крест. Как злорадно рассказывали окрестные ненцы, священник, выполнявший эту миссию, по возвращении в Архангельск тяжело заболел. Его кости «заживо гнили»; он слег в постель и, промучившись несколько лет, умер. Так, по мнению ненцев, всесильные вайгачские духи отомстили человеку посмевшему надругаться над ними.
Появление этой легенды свидетельствует о том, насколько «искренним» был официальный акт принятие ненцами христианства.
На некоторых капищах продолжали оставаться идолы; им по-прежнему поклонялись и приносили жертву. Но теперь они находились не на виду, не на поверхности, а были закопаны в землю, где стояли. Часто возникали курьезные ситуации: шел ненец на мыс Конец Земли, где темнел большой крест, и подолгу сидел там. Казалось, он молится. А на самом деле - приносил жертву и просил помощи у закопанных возле креста идолов.
В связи с уничтожением вайгачских капищ возникло много новых легенд об идолах. В них рассказывалось о том, как духи спасались от гибели и переносились на новые места. Так при сожжении капища на Священной Горе, людей поразил, якобы, с треском вылетевший из костра клубок пламени. Промчавшись над головами, он скрылся в тундре. Вскоре на небольшом холме, формой напоминавшем голову человека, был найден старый шаманский бубен. Это объяснили как знак, подаваемый духами. Новому капищу, где обрели свое второе
жилище духи со Священной Горы, поклонялись вплоть до середины 20-х годов XX века.
Цит. по "Духи Тундры. Эпические, родовые и шаманские сказания Нёлёко Вылко из собрания М.С. Синицына, записанные на острове Вайгач в 1948-1949 гг." (О. Диксон)
Каждое капище было специально выбрано в тех местах, где мрачные или величаво-торжественные формы окружающего ландшафта сильно действовали на воображение паломников, заставляя их поверить, что эти действительно необычные места служат обиталищем всесильных духов. Сам же ансамбль многочисленных идолов, в определенном порядке расставленных на капище, представлял сложное, своего рода грандиозное и величественное сооружение.
Вот как один мореплаватель, посетивший в XVI веке остров Вайгач, описывает капище на мысе Конец Земли:
«Бури, завывающие в пещерах мыса, наводили суеверный страх на самоедов и внушали особое благоговение к стоящему на мысе главно
му идолу. Он был деревянный, трехгранный, высокий, тонкий, о семи лицах, которые были вырезаны на двух отлогих узких гранях. С южной стороны этого идола были поставлены в полукружии, в несколько рядов, 20 средней величины и 400 маленьких деревянных идолов...
Все они составляли как бы свиту главного идола».
К идолам обращались обычно с какой-нибудь просьбой, подкре пляя ее приношением жертвы. Наиболее распространенной и считавшейся самой действительной была бескровная жертва оленя.
Двое мужчин вставали с боков обреченного животного; взяв в руки тынзей (аркан), они накидывали петлю на его шею и тянули каждый
в свою сторону. Моментально задушенный олень, выкатив глаза и судорожно подогнув задние ноги, тяжело опускался на землю. Затем снимали шкуру и садились в кружок есть еще теплое мясо. Кровью убитого оленя мазали рот и глаза идола. Мясо съедали, шкуру забирал хозяин, но голову оленя непременно оставляли на капище.
Поэтому возле каждого из них были навалены большие кучи рогатых оленьих черепов.
Если паломник не имел возможности убить оленя, он мог развести костер, сварить кусок мяса и съесть его. Но предварительно надо было помазать бульоном рты идолов и на землю возле каждого вы плеснуть немного супа и пожить кусочек мяса. Тогда считалось, что паломник кормил идолов, ел вместе с ними.
Наконец, можно было «одевать» идолов, подносить им вещевые подарки. Они состояли либо из узких ленточек яркого цветного сукна, которым ненцы искусно отделывают свою меховую одежду, либо из старательно сшитых по обету маленьких, как для куклы, суконных
одежд. Ленточки привязывали к туловищу идола, одежду клали под камень возле него.
В 1828 году «командированный», как не без юмора называют его ненцы, священник посетил Вайгач. Он объездил все наиболее из
вестные капища острова и уничтожил их. Так идолы, расположенные на высоком обрывистом мысе южной части Вайгача, были сброшены
в быстрые воды Югорского Шара. Идолы на Священной Горе, что в средней части острова, были сожжены. Подверглись сожжению так
же идолы на мысе Конец Земли, описанные в приведенной выше цитате. Позже там был поставлен большой дубовый крест. Как злорадно рассказывали окрестные ненцы, священник, выполнявший эту миссию, по возвращении в Архангельск тяжело заболел. Его кости «заживо гнили»; он слег в постель и, промучившись несколько лет, умер. Так, по мнению ненцев, всесильные вайгачские духи отомстили человеку посмевшему надругаться над ними.
Появление этой легенды свидетельствует о том, насколько «искренним» был официальный акт принятие ненцами христианства.
На некоторых капищах продолжали оставаться идолы; им по-прежнему поклонялись и приносили жертву. Но теперь они находились не на виду, не на поверхности, а были закопаны в землю, где стояли. Часто возникали курьезные ситуации: шел ненец на мыс Конец Земли, где темнел большой крест, и подолгу сидел там. Казалось, он молится. А на самом деле - приносил жертву и просил помощи у закопанных возле креста идолов.
В связи с уничтожением вайгачских капищ возникло много новых легенд об идолах. В них рассказывалось о том, как духи спасались от гибели и переносились на новые места. Так при сожжении капища на Священной Горе, людей поразил, якобы, с треском вылетевший из костра клубок пламени. Промчавшись над головами, он скрылся в тундре. Вскоре на небольшом холме, формой напоминавшем голову человека, был найден старый шаманский бубен. Это объяснили как знак, подаваемый духами. Новому капищу, где обрели свое второе
жилище духи со Священной Горы, поклонялись вплоть до середины 20-х годов XX века.
Цит. по "Духи Тундры. Эпические, родовые и шаманские сказания Нёлёко Вылко из собрания М.С. Синицына, записанные на острове Вайгач в 1948-1949 гг." (О. Диксон)
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования ненцев
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения