История и значение бурятских национальных украшений
Страница 1 из 1
История и значение бурятских национальных украшений
Украшения у бурят призваны не просто украшать, но и оберегать. Для кочевника украшения были ещё и своего рода «банком», благо, что они не занимали много места. Их легко спрятать на «чёрный» день, чтобы продать или обменять.
Серебро дороже золота
Серебро считается национальным металлом у многих, в том числе и монгольских народов. С древности люди заметили, что серебро обладает антибактериальными свойствами. Отсюда и ценность серебряной посуды и украшений. Именно серебряные (белые) монеты принято подносить духам – хозяевам местностей. Покойника через водоёмы не перевозили. Если это было неизбежно, бросали в воду серебряные монеты. Как известно, до превращения золота в монетарный металл серебро было даже валютным металлом. Именно серебряные месторождения, присоединяя Сибирь к Московии, ценили русские. Бурятские земли были богаты серебром, о чём говорят названия рек и гор: реки Мунгут в Хоринском районе, в Оке, Тунке, Закамне местность Мyнгэн Добо («Серебряный Холм»).
Бедные могли позволить себе изделия из серебра самой низкой пробы. Его называли «польским». Богатые заказчики не скупились на серебро высокой пробы с позолотой. Золотые украшения заказывали редко, потому что золото считалось тяжёлым для человека металлом – «бэендэ хундэ». Поэтому золотые украшения надевали изредка, во время торжеств.
***
Девичьи украшения
Как мы уже писали ранее, девушку можно было узнать не только по причёске и одежде, но и по украшениям. Незамужняя носила одну косу и богато украшала её. Собираясь на игры – наадан, девушка прикрепляла серебряные монеты тоненькими ремешками (тамhан) из кожи косули. Сверху 5-6 монет достоинством в 100 мунгэ (копеек) диаметром примерно 12 см, затем – 4-5 монет стоимостью 50 мунгэ, диаметром 8 см. Внизу утяжеляла косу долларовая монета – яншаа достоинством 100 мунгэ. Яншаа привозили из Монголии, на лицевой стороне была изображена птица Гарууда. Позже использовали российские монеты достоинством в 100 мунгэ с изображением царя Николая.
Прибайкальские и баргузинские бурятки носили юбуун – налобное украшение из серебра или посеребренной пластины, лопатообразной вытянутой формы. Его носили девушки на выданье, прикрепляя к косичкам на висках (hаншаг) и на макушке (саажа). После замужества женщина могла носить юбуун до рождения первого ребёнка.
В будние дни девушки удлиняли волосы, вплетая в них гогшоо – искусственную косу из шёлковой крученой нити чёрного цвета. Из украшений девушки могли носить на широкой шёлковой ленте нагрудные украшения гуу – серебряные медальоны.
До замужества девушки носили гариха – серебряные серёжки в форме кольца диаметром 8-12 см и гладкие серебряные браслеты. На указательном и безымянном пальцах носили от 2 до 4 колечек или серебряный перстень.
***
Камни как украшения
Некоторые историки считают, что в древности у всех монгольских народов украшения были чисто серебряными, без вставок из камней. Они пришли с буддизмом из Тибета. Самые дорогие камни были оюун – бирюза и номин – малахит. Маржаан – коралл и хуба – янтарь красного и жёлтого цветов был дешевле. Многие могли себе позволить целые янтарные ожерелья. Особенно богато украшались камнями украшения замужних женщин. К свадьбе в числе приданого полагался комплект серебряных украшений, с кораллом, янтарём, лазуритом, малахитом и бирюзой. Средний вес полного женского комплекта бурятки составлял около 4-5 кг.
Естественно, что этот комплект девушка, выйдя замуж, надевала только по праздникам. Сделанные для неё украшения оберегали её в замужестве от злых духов.
- Почти для всех бурятских украшений характерна укрупнённость объёмов и орнаментации. Имело место и социальное расслоение общества, когда наличие богатых украшений выделяло особо знатных: в обычаях старины всё должно было быть напоказ, – пишет искусствовед Иннеса Соктоева.
***
Женские украшения
Женские украшения были нескольких видов. Повседневные – кольца, амулеты, браслеты – не снимали даже во время домашней работы.
Основное головное украшение даруулга – коралловый венок из берестяного обруча, обтянутого тканью часто тёмно-синего цвета. На обруч в три ряда нашивали полудрагоценные камни, преимущественно кораллы. В центре среднего ряда располагали самый крупный камень. По бокам шли камни по убывающей величине. Каждый третий камень выделялся цветом или размером. Камни верхнего и нижнего рядов одинаковы по размерам. Такие даруулга особенно богато выглядят у джидинских бурят. Закаменские даруулга немного отличались. На узкую кожаную ленту, обшитую чёрным бархатом, нашивались кораллы и гирлянды мелких коралловых бусин по бокам лица.
Височно-нагрудные украшения
Височно-нагрудные украшения пришивают к головным уборам у виска, и они закрывают собой почти весь верхний перед наряда. В южных районах Бурятии можно было встретить ожерелье с колокольчиками – хонхо. hабига – длинная (50 см) подвеска из пучка мелких коралловых бусин, закреплялась к основаниям височных кос девушек или к головному убору.
Нагрудное украшение хоолопши в современном виде это серебряная или золотая монета на цепочке, которую дарит сторона жениха во время сватовства. В старину носили ладанки гуу – из серебра, в которых хранили тексты молитв или культовые реликвии. Как оберег гуу было обязательным нагрудным украшением женщин.
Парное боковое украшение hанжуурга входило в комплект свадебного украшения. Это почти маникюрный набор из нескольких предметов, подвешенных к круглому серебряному диску или к фигуре льва. На одном боку висели щипчики для выдергивания заноз, ухочистка (хулхуур, холхибшо), зубочистка, игольница. Хори-бурятки подвешивали небольшой женский нож и огниво. Кольца и браслеты носили женщины всех сословий и возрастов. Носили медные браслеты, веря, что они помогают при вывихах, растяжении мышц. Считалось, что душа может покинуть тело через пальцы рук, ног, мочки ушей, глаза, ноздри, рот. Чтобы «закрыть» эти выходы, надевали серьги, кольца, браслеты, цепочки.
***
Как видим, не зря бурятская пословица гласила: «Женщину сначала слышно, потом видно».
Источник: https://www.infpol.ru/news/asia/14009.../
Фото:
Гарнитур «Наследие», из 8 предметов. Избранное.
Мастер Zorikto Zhambalov
Серебро дороже золота
Серебро считается национальным металлом у многих, в том числе и монгольских народов. С древности люди заметили, что серебро обладает антибактериальными свойствами. Отсюда и ценность серебряной посуды и украшений. Именно серебряные (белые) монеты принято подносить духам – хозяевам местностей. Покойника через водоёмы не перевозили. Если это было неизбежно, бросали в воду серебряные монеты. Как известно, до превращения золота в монетарный металл серебро было даже валютным металлом. Именно серебряные месторождения, присоединяя Сибирь к Московии, ценили русские. Бурятские земли были богаты серебром, о чём говорят названия рек и гор: реки Мунгут в Хоринском районе, в Оке, Тунке, Закамне местность Мyнгэн Добо («Серебряный Холм»).
Бедные могли позволить себе изделия из серебра самой низкой пробы. Его называли «польским». Богатые заказчики не скупились на серебро высокой пробы с позолотой. Золотые украшения заказывали редко, потому что золото считалось тяжёлым для человека металлом – «бэендэ хундэ». Поэтому золотые украшения надевали изредка, во время торжеств.
***
Девичьи украшения
Как мы уже писали ранее, девушку можно было узнать не только по причёске и одежде, но и по украшениям. Незамужняя носила одну косу и богато украшала её. Собираясь на игры – наадан, девушка прикрепляла серебряные монеты тоненькими ремешками (тамhан) из кожи косули. Сверху 5-6 монет достоинством в 100 мунгэ (копеек) диаметром примерно 12 см, затем – 4-5 монет стоимостью 50 мунгэ, диаметром 8 см. Внизу утяжеляла косу долларовая монета – яншаа достоинством 100 мунгэ. Яншаа привозили из Монголии, на лицевой стороне была изображена птица Гарууда. Позже использовали российские монеты достоинством в 100 мунгэ с изображением царя Николая.
Прибайкальские и баргузинские бурятки носили юбуун – налобное украшение из серебра или посеребренной пластины, лопатообразной вытянутой формы. Его носили девушки на выданье, прикрепляя к косичкам на висках (hаншаг) и на макушке (саажа). После замужества женщина могла носить юбуун до рождения первого ребёнка.
В будние дни девушки удлиняли волосы, вплетая в них гогшоо – искусственную косу из шёлковой крученой нити чёрного цвета. Из украшений девушки могли носить на широкой шёлковой ленте нагрудные украшения гуу – серебряные медальоны.
До замужества девушки носили гариха – серебряные серёжки в форме кольца диаметром 8-12 см и гладкие серебряные браслеты. На указательном и безымянном пальцах носили от 2 до 4 колечек или серебряный перстень.
***
Камни как украшения
Некоторые историки считают, что в древности у всех монгольских народов украшения были чисто серебряными, без вставок из камней. Они пришли с буддизмом из Тибета. Самые дорогие камни были оюун – бирюза и номин – малахит. Маржаан – коралл и хуба – янтарь красного и жёлтого цветов был дешевле. Многие могли себе позволить целые янтарные ожерелья. Особенно богато украшались камнями украшения замужних женщин. К свадьбе в числе приданого полагался комплект серебряных украшений, с кораллом, янтарём, лазуритом, малахитом и бирюзой. Средний вес полного женского комплекта бурятки составлял около 4-5 кг.
Естественно, что этот комплект девушка, выйдя замуж, надевала только по праздникам. Сделанные для неё украшения оберегали её в замужестве от злых духов.
- Почти для всех бурятских украшений характерна укрупнённость объёмов и орнаментации. Имело место и социальное расслоение общества, когда наличие богатых украшений выделяло особо знатных: в обычаях старины всё должно было быть напоказ, – пишет искусствовед Иннеса Соктоева.
***
Женские украшения
Женские украшения были нескольких видов. Повседневные – кольца, амулеты, браслеты – не снимали даже во время домашней работы.
Основное головное украшение даруулга – коралловый венок из берестяного обруча, обтянутого тканью часто тёмно-синего цвета. На обруч в три ряда нашивали полудрагоценные камни, преимущественно кораллы. В центре среднего ряда располагали самый крупный камень. По бокам шли камни по убывающей величине. Каждый третий камень выделялся цветом или размером. Камни верхнего и нижнего рядов одинаковы по размерам. Такие даруулга особенно богато выглядят у джидинских бурят. Закаменские даруулга немного отличались. На узкую кожаную ленту, обшитую чёрным бархатом, нашивались кораллы и гирлянды мелких коралловых бусин по бокам лица.
Височно-нагрудные украшения
Височно-нагрудные украшения пришивают к головным уборам у виска, и они закрывают собой почти весь верхний перед наряда. В южных районах Бурятии можно было встретить ожерелье с колокольчиками – хонхо. hабига – длинная (50 см) подвеска из пучка мелких коралловых бусин, закреплялась к основаниям височных кос девушек или к головному убору.
Нагрудное украшение хоолопши в современном виде это серебряная или золотая монета на цепочке, которую дарит сторона жениха во время сватовства. В старину носили ладанки гуу – из серебра, в которых хранили тексты молитв или культовые реликвии. Как оберег гуу было обязательным нагрудным украшением женщин.
Парное боковое украшение hанжуурга входило в комплект свадебного украшения. Это почти маникюрный набор из нескольких предметов, подвешенных к круглому серебряному диску или к фигуре льва. На одном боку висели щипчики для выдергивания заноз, ухочистка (хулхуур, холхибшо), зубочистка, игольница. Хори-бурятки подвешивали небольшой женский нож и огниво. Кольца и браслеты носили женщины всех сословий и возрастов. Носили медные браслеты, веря, что они помогают при вывихах, растяжении мышц. Считалось, что душа может покинуть тело через пальцы рук, ног, мочки ушей, глаза, ноздри, рот. Чтобы «закрыть» эти выходы, надевали серьги, кольца, браслеты, цепочки.
***
Как видим, не зря бурятская пословица гласила: «Женщину сначала слышно, потом видно».
Источник: https://www.infpol.ru/news/asia/14009.../
Фото:
Гарнитур «Наследие», из 8 предметов. Избранное.
Мастер Zorikto Zhambalov
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18
Похожие темы
» Змееборческие мотивы в бурятских улигерах
» Стереотипы ритуальной погребальной обрядности бурятских шаманов
» Стереотипы ритуальной погребальной обрядности бурятских шаманов
» История алтайского Хомуса
» Кельты. История и культура
» Стереотипы ритуальной погребальной обрядности бурятских шаманов
» Стереотипы ритуальной погребальной обрядности бурятских шаманов
» История алтайского Хомуса
» Кельты. История и культура
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения