Собака в традициях якутов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Собака в традициях якутов
Согласно якутским мифам и верованиям, собаки созданы добрыми божествами айыы. Айыы создали землю красивой и ровной, но злой дух Абасы затоптал и исцарапал её. Следы его деяний остались в виде рек, озёр и гор. Вслед за сотворением земли Юрюнг-айы-тойон создал человека. Для этого он сделал статуи людей и поместил их в каменный дом, около которого поставил сторожа и велел ему не пускать в дом злого духа. Последний подкупил сторожа, пообещав дать ему тёплую шубу. Войдя в дом, злой дух испачкал нечистотами статуи людей. Юрюнг-айы-тойон, увидев содеянное, превратил сторожа в собаку, а статуи вывернул наизнанку. С тех пор люди внутри полны грязи.
У каждого вида домашнего животного бывает свой Айыысыт — богиня-покровительница. Из них Айыысыт-Норулуйа богиня-покровительница собак и лис может дарить детей женщине. Чтобы привлечь расположение Айыысыт-Норулуйа, женщина должна хорошо обращаться с собакой при её родах, кормить и ласкать её.
Богиня Айыысыт-Норулуйа оставляет дом родительницы на третий день после родов. Её проводы празднуются весьма торжественно и крайне оригинально, и при этом исключительно одними женщинами.
Айыысыт — богиня-покровительница, более других божеств, принимающие участие в жизни человека, потому более других почитаемые. Живут они на нижнем восточном небе и спускаются oттуда, окруженные ореолом света, в виде богато одетых пожилых женщин.
Айыысыт-Норулуйа является при родах и помогает благополучному разрешению от бремени. Она имеет власть дарить или не дарить ребенка
— А. Е. Кулаковский «Сверхъестественные существа» Научные труды. Якутск, 1918 год
В мифах утверждалось, что шаманы могли принимать облик зверей и птиц, например, показываться в виде медведей, собак, летать, став орлом, соколом, вороном и т. п.
На ритуальной одежде якутских шаманов встречаются металлические изображения духов-помощников в виде собаки. Этот дух считался собакой шамана и посылался им на разведку. Юкагиры и якуты считали, что тени умерших людей находятся на нижней земле. Через некоторое время тени возвращаются на среднюю землю, чтобы вновь обрести тело.
У народов северо-восточной Сибири дорогим подарком являлся щенок — потенциальный кормилец семьи, поскольку из него могла вырасти хорошая охотничья собака. Взрослую охотничью собаку дарили редко, только в исключительных случаях, так как в таежной жизни роль собаки была очень велика. Если человек подарил другому собаку, тот в замен должен был отдать якутский нож и ничего другого с надеждой, что зубы у собаки будут такие же острые, как якутский нож.
По поверьям якутов, собака обладала способностью видеть и чувствовать нечистую силу.
С одной стороны, «не любят, когда собака ночью долго и протяжно воет. От такой собаки следует избавиться, так как считается, что она привлекает внимание нечистых сил и приводит таким образом в дом болезнь-пропажу», а с другой — «когда собака по ночам бегает вокруг дома и, злобно рыча, лает, то её считают собакой с охраняющим свойством (ымыылаах ыт) и ни за что никому не отдадут». «Если собака во сне чихает, то произносят следующие слова: „В нос попала морская вода, в ноздрю попал тальник Татты…“ и три раза стучат по предпечи, затем будят собаку. Если так не сделать, то домашние заболеют простудой». Собака также предсказывала счастье, богатство, женитьбу, рождение детей и т. д.
— Р. И. Бравина «Концепция жизни и смерти в культуре этноса. На материале традиций Саха», Новосибирск 2005 год
Домашние животные, как и огонь, могли «предупредить» хозяев о грозящей опасности:
У якутов человек узнавал о приближении к жилищу злого духа абаасы по особому сопению в хлеву коров или по чиханию собак и телят. Получив такое предупреждение, человек предпринимал ответные предохранительные меры, например, трижды плевал в левую сторону и бил слишком близко подошедшего духа ладонью, вывернутой наружу. Как стремление «отогнать» злую силу интерпретировалось поведение особых собак, которые, даже находясь внутри юрты, чуяли приближение злого духа, поднимали яростный лай и таким образом отгоняли его. Такие собаки, обычно с «дополнительными глазами» — белыми пятнами над бровями, считались «собаками-шаманами», охраняющими хозяев (монголы называли их «четырехглазыми»).
— А.А. Попов "Материалы по религии якутов б. Вилюйского округа", Якутск 1949 год
У Якутов бытовало поверье о носителях счастья и благополучия. Вот как об этом пишет в своей книге С.И.Николаев-Сомоготто:
Идея о живых носителях счастья и благополучия распространялась и на живность, которых называли «уруулаах» и «суоху тордо». Рассказывали о том, как ушло счастье в живности после погибели и продажи «уруулаах» и «суоху тордо». Поверившие в чудо превращали то животное в живую святыню «ытык суоху». Таковыми становились лошадь, корова, олень, собака. У таких животных не обрезывали хвост, гриву, рога. Их не понукивали, не стегали плетью. В особые дни их украшали салама: тряпичной и лентами. Рядом с такими «ытык», в семье могли встречаться и шаманские «толук ытык» (тыын толук ытык), по-эвенски «ыдьык». Это были животные, на которых шаман «перенес» тот или иной смертельный недуг их хозяина. Таковыми могли стать любые виды домашних животных. Считалось, пока здравствует то животное, здравствовать должен был и его хозяин. Относились к таким животным как к человеку, то есть как к их хозяину. В подобном же положении находились и матерые: «мать-корова» (ийэ ынах), «мать-кобылица» (ийэ биэ), «мать-собака» (ийэ ыт)
— С.И.Николаев-Сомоготто "Обычаи народов Саха" Якутск, 1996 год
У каждого вида домашнего животного бывает свой Айыысыт — богиня-покровительница. Из них Айыысыт-Норулуйа богиня-покровительница собак и лис может дарить детей женщине. Чтобы привлечь расположение Айыысыт-Норулуйа, женщина должна хорошо обращаться с собакой при её родах, кормить и ласкать её.
Богиня Айыысыт-Норулуйа оставляет дом родительницы на третий день после родов. Её проводы празднуются весьма торжественно и крайне оригинально, и при этом исключительно одними женщинами.
Айыысыт — богиня-покровительница, более других божеств, принимающие участие в жизни человека, потому более других почитаемые. Живут они на нижнем восточном небе и спускаются oттуда, окруженные ореолом света, в виде богато одетых пожилых женщин.
Айыысыт-Норулуйа является при родах и помогает благополучному разрешению от бремени. Она имеет власть дарить или не дарить ребенка
— А. Е. Кулаковский «Сверхъестественные существа» Научные труды. Якутск, 1918 год
В мифах утверждалось, что шаманы могли принимать облик зверей и птиц, например, показываться в виде медведей, собак, летать, став орлом, соколом, вороном и т. п.
На ритуальной одежде якутских шаманов встречаются металлические изображения духов-помощников в виде собаки. Этот дух считался собакой шамана и посылался им на разведку. Юкагиры и якуты считали, что тени умерших людей находятся на нижней земле. Через некоторое время тени возвращаются на среднюю землю, чтобы вновь обрести тело.
У народов северо-восточной Сибири дорогим подарком являлся щенок — потенциальный кормилец семьи, поскольку из него могла вырасти хорошая охотничья собака. Взрослую охотничью собаку дарили редко, только в исключительных случаях, так как в таежной жизни роль собаки была очень велика. Если человек подарил другому собаку, тот в замен должен был отдать якутский нож и ничего другого с надеждой, что зубы у собаки будут такие же острые, как якутский нож.
По поверьям якутов, собака обладала способностью видеть и чувствовать нечистую силу.
С одной стороны, «не любят, когда собака ночью долго и протяжно воет. От такой собаки следует избавиться, так как считается, что она привлекает внимание нечистых сил и приводит таким образом в дом болезнь-пропажу», а с другой — «когда собака по ночам бегает вокруг дома и, злобно рыча, лает, то её считают собакой с охраняющим свойством (ымыылаах ыт) и ни за что никому не отдадут». «Если собака во сне чихает, то произносят следующие слова: „В нос попала морская вода, в ноздрю попал тальник Татты…“ и три раза стучат по предпечи, затем будят собаку. Если так не сделать, то домашние заболеют простудой». Собака также предсказывала счастье, богатство, женитьбу, рождение детей и т. д.
— Р. И. Бравина «Концепция жизни и смерти в культуре этноса. На материале традиций Саха», Новосибирск 2005 год
Домашние животные, как и огонь, могли «предупредить» хозяев о грозящей опасности:
У якутов человек узнавал о приближении к жилищу злого духа абаасы по особому сопению в хлеву коров или по чиханию собак и телят. Получив такое предупреждение, человек предпринимал ответные предохранительные меры, например, трижды плевал в левую сторону и бил слишком близко подошедшего духа ладонью, вывернутой наружу. Как стремление «отогнать» злую силу интерпретировалось поведение особых собак, которые, даже находясь внутри юрты, чуяли приближение злого духа, поднимали яростный лай и таким образом отгоняли его. Такие собаки, обычно с «дополнительными глазами» — белыми пятнами над бровями, считались «собаками-шаманами», охраняющими хозяев (монголы называли их «четырехглазыми»).
— А.А. Попов "Материалы по религии якутов б. Вилюйского округа", Якутск 1949 год
У Якутов бытовало поверье о носителях счастья и благополучия. Вот как об этом пишет в своей книге С.И.Николаев-Сомоготто:
Идея о живых носителях счастья и благополучия распространялась и на живность, которых называли «уруулаах» и «суоху тордо». Рассказывали о том, как ушло счастье в живности после погибели и продажи «уруулаах» и «суоху тордо». Поверившие в чудо превращали то животное в живую святыню «ытык суоху». Таковыми становились лошадь, корова, олень, собака. У таких животных не обрезывали хвост, гриву, рога. Их не понукивали, не стегали плетью. В особые дни их украшали салама: тряпичной и лентами. Рядом с такими «ытык», в семье могли встречаться и шаманские «толук ытык» (тыын толук ытык), по-эвенски «ыдьык». Это были животные, на которых шаман «перенес» тот или иной смертельный недуг их хозяина. Таковыми могли стать любые виды домашних животных. Считалось, пока здравствует то животное, здравствовать должен был и его хозяин. Относились к таким животным как к человеку, то есть как к их хозяину. В подобном же положении находились и матерые: «мать-корова» (ийэ ынах), «мать-кобылица» (ийэ биэ), «мать-собака» (ийэ ыт)
— С.И.Николаев-Сомоготто "Обычаи народов Саха" Якутск, 1996 год
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» НОВЫЙ ГОД В ШАМАНСКИХ ТРАДИЦИЯХ
» Чайки у Якутов
» Тотемы у якутов в старину
» Шаманизм у якутов и долганов
» Родильные обряды якутов
» Чайки у Якутов
» Тотемы у якутов в старину
» Шаманизм у якутов и долганов
» Родильные обряды якутов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения