КРУГОВЫЕ ТАНЦЫ У БУРЯТ И ИНЫХ НАРОДОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Буряты и монголы
Страница 1 из 1
КРУГОВЫЕ ТАНЦЫ У БУРЯТ И ИНЫХ НАРОДОВ
Исследователи неоднократно отмечали у некоторых сибирских народов интересный обычай танцевать свои круговые танцы вокруг какого-либо объекта. Так, русский исследователь севера Сибири А. Мордвинов, составивший еще в середине XIX в. подробное этнографическое описание тунгусов и долган Туруханского края, писал: «Пляска состоит также в общепринятом круге. Мужчины и женщины, взявшись за руки, попарно или как случится становятся в один круг, в центре которого утверждают палку, и начинают тихо кружиться то в одну, то в другую сторону, переставляя или правую ногу за левую или наоборот и припевая дружно, в такт ударам ног: ёхор-е, ёхор-е, чех, чех, ёхор-е или хай-кан-хачу, хай-кан-хачу».
Летом 1980 г. на территории Таймырского автономного округа Красноярского края работала одна из групп Северной экспедиции Института этнографии АН СССР под руководством хореографа М. Я. Шорницкой, которая собрала обширный и интересный материал по традиционному хореографическому искусству долган и нганасан. Круговой танец долган прежде имел обрядовый характер. Он исполнялся, по словам исследователей, в честь солнца, когда оно впервые появлялось на горизонте после долгой полярной ночи.
Общее название долганского кругового танца, так же как и у якутов,— инкюу («танец»). Но сейчасего чаще называют хейро по первому слову запева.
Долганский танец хейро близок якутскому, эвенкийскому и бурятскому круговым танцам. По словам М. Я. Шорницкой, точно так же, как и бурятский ёохор, он состоит из трех частей: первой — зачина, исполняющегося в медленном темпе; второй — продвижения замкнутого круга по ходу солнца, исполняющегося чуть подвижнее; короткой третьей — отличающейся быстрым темпом. Музыкальный размер танца хейро соответствует 2/4. «Своеобразие,— пишет М. Я. Шорницкая,— долганских танцев состоит в том, что их исполняют вокруг воткнутого в землю хорея (длинный шест, которым при езде на нартах погоняют оленей), а также в сохранении в них поклона — основного движения старинных обрядовых танцев, посвященных духам природы, от которых по древним представлениям зависела удача в охоте, размножение скота и благополучие людей». По словам сотрудницы Якутского Института языка, литературы и истории эвенкийки Г. И. Варламовой, зейские конные тунгусы свой круговой танец танцевали также вокруг шеста. Перед началом танцев они водружали шест, к нему привязывали конскую узду и прочерчивали на земле правильный «циркульный» круг, и вокруг этого шеста и концентрического круга эвенки танцевали круговой танец.
Буряты свой круговой танец танцевали ночью и, как правило, вокруг костра туудэг-шэ. Такое игрище называлось «игрищем костра» — туудэгшын наадан. Из-за погодных условий (дождь, непогода) нередко случалось, что приходилось устраивать хороводные танцы в помещении. В этом случае выбирали какую-нибудь просторную пустующую восьми- или шестистенную юрту, в центре на открытом очаге разжигали огонь, и с началом вечерних сумерек начинался хоровод наадан. В старину у бурят был интересный обычай водить хоровод вокруг коновязного столба сэргэ тойрохо. Эта игра зафиксирована в Бурятско-русском словаре К. М. Черемисова.
Современные монголы круговой танец не танцуют. Но в древнемонгольском памятнике «Сокровенное сказание», датируемом 1240 г., есть указание на то, что такой танец у них бытовал. Так, в §57 читаем: «Все тайч-жиуты, собравшись на Ононском урочище Хорхонак-Чжубур,
поставили хаганом Хутулу. И пошло у монголов веселье с пирами и плясками. Возведя Хутулу на ханский стол, плясали вокруг развесистого дерева (курсив мой.—Д. Д.) на Хорхонаке. До того доплясались, что, как говорится, „выбоины образовались по бедро, а кучи пыли по колено"». Интерпретируя содержание этого параграфа, академик Б. Ринчен пишет: «В ёхоре северных бурят... мы можем видеть тот самый хороводный танец, который с таким усердием отплясывали монголы „Сокровенного сказания", выбивавшие вокруг шаманского дерева яму по колено за одну ночь».
Для правильного понимания ритуального значения священного дерева у тюрко-монгольских народов и обрядового кругового танца вокруг него нам необходимо отвлечься от основного изложения и остановиться на Хор-хонакском святилище несколько подробнее. Где находилось это святилище? Его точное местонахождение до последнего времени не было известно науке. Сейчас, благодаря исследованиям монгольских и советских ученых этот вопрос близок к разрешению. По мнению X. Пэрлээ, оно находилось в 110° восточной долготы и 48° северной широты на территории современного Бат-ширетского сомона Хэнтэйского аймака МНР. Здесь, в верховьях трех крупных рек (Керулена, Орхона и Толы) — древней колыбели монголов — находятся две священные культовые горы — Биндэр уул и Аршан-хада. На последней горе в 1920-е годы бурятским ученым Ц. Жамцарано, работавшим тогда в Монголии, были открыты древние писаницы. Летом 1968 г. X.
Пэрлээ обнаружил на горе Аршан-хада огромный плоский камень, весь испещренный выбитыми на нем древними родовыми знаками — тамгами. На обеих сторонах и на ребрах каменной плиты размером 6 X 3 м было выбито более 270 знаков. Большая часть этой поистине циклопической каменной плиты, установленной здесь еще в глубокой древности, оказалась ушедшей глубоко в землю, а торчавшая из-под земли незначительная часть вся была покрыта толстым слоем лишайника. Наиболее ранние знаки, выбитые на этом камне, датируются X. Пэрлээ концом неолита. В этих плодородных степных просторах и долинах рек обитали, сменяя друг друга, многочисленные кочевые племена, и каждое из них оставляло здесь свои автографы в виде родовых тамг. Такая традиция выбивания своих родовых знаков и религиозное почитание Аршанхада и камня с писаницами, по мнению монгольского ученого, прослеживаются с неолита до X в. н. э. без сколько-нибудь значительного временного разрыва.
Несколько иной точки зрения на датировку аршан-хадинских петроглифов и их назначение придерживается советский археолог Э. А. Новгородова. По ее мнению, наиболее ранние петроглифы относятся к мезолиту. При этом автор допускает и большую древность данных
изображений (восходят к верхнему палеолиту), а наиболее поздние петроглифы относит к средневековью. Гора Аршан-хада не утратила своего культового значения до сих пор. Вершину ее увенчивает фундаментальный жертвенник обоо, посвященный духу горы, и десятки других, более мелких обоо окружают эту гору. «Видимо, гора,— пишет Э. А. Новгородова,— с древних времен почиталась как священная и была местом жертвоприношений и ритуальных поклонений»
В «Сокровенном сказании» говорится, что вокруг Хор-хонакского дерева плясали представители «всех монголов» (хамуг монгол). Однако это не означает, что уже во времена Хутула было образовано общемонгольское государственное объединение. Монгольские ученые считают, что термин хаму г монгол вовсе не означал всех монголов вообще, а относился лишь к одному из племенных объединений Северной Монголии. Поэтому, очевидно, Хутула избрали не на ханский престол государства монгольского, а лишь на пост предводителя какого-либо одного племенного объединения во главе с тайчжиутами. Сам же Хутула был шестым сыном Кабул-хана, младшим братом Бартан-бахадура и
дядей Есугей-бахаду-ра — отца Чингисхана. А избрание Хутулы ханом происходило где-то в первой половине XII в.
(По Д. С. Дугарову)
Летом 1980 г. на территории Таймырского автономного округа Красноярского края работала одна из групп Северной экспедиции Института этнографии АН СССР под руководством хореографа М. Я. Шорницкой, которая собрала обширный и интересный материал по традиционному хореографическому искусству долган и нганасан. Круговой танец долган прежде имел обрядовый характер. Он исполнялся, по словам исследователей, в честь солнца, когда оно впервые появлялось на горизонте после долгой полярной ночи.
Общее название долганского кругового танца, так же как и у якутов,— инкюу («танец»). Но сейчасего чаще называют хейро по первому слову запева.
Долганский танец хейро близок якутскому, эвенкийскому и бурятскому круговым танцам. По словам М. Я. Шорницкой, точно так же, как и бурятский ёохор, он состоит из трех частей: первой — зачина, исполняющегося в медленном темпе; второй — продвижения замкнутого круга по ходу солнца, исполняющегося чуть подвижнее; короткой третьей — отличающейся быстрым темпом. Музыкальный размер танца хейро соответствует 2/4. «Своеобразие,— пишет М. Я. Шорницкая,— долганских танцев состоит в том, что их исполняют вокруг воткнутого в землю хорея (длинный шест, которым при езде на нартах погоняют оленей), а также в сохранении в них поклона — основного движения старинных обрядовых танцев, посвященных духам природы, от которых по древним представлениям зависела удача в охоте, размножение скота и благополучие людей». По словам сотрудницы Якутского Института языка, литературы и истории эвенкийки Г. И. Варламовой, зейские конные тунгусы свой круговой танец танцевали также вокруг шеста. Перед началом танцев они водружали шест, к нему привязывали конскую узду и прочерчивали на земле правильный «циркульный» круг, и вокруг этого шеста и концентрического круга эвенки танцевали круговой танец.
Буряты свой круговой танец танцевали ночью и, как правило, вокруг костра туудэг-шэ. Такое игрище называлось «игрищем костра» — туудэгшын наадан. Из-за погодных условий (дождь, непогода) нередко случалось, что приходилось устраивать хороводные танцы в помещении. В этом случае выбирали какую-нибудь просторную пустующую восьми- или шестистенную юрту, в центре на открытом очаге разжигали огонь, и с началом вечерних сумерек начинался хоровод наадан. В старину у бурят был интересный обычай водить хоровод вокруг коновязного столба сэргэ тойрохо. Эта игра зафиксирована в Бурятско-русском словаре К. М. Черемисова.
Современные монголы круговой танец не танцуют. Но в древнемонгольском памятнике «Сокровенное сказание», датируемом 1240 г., есть указание на то, что такой танец у них бытовал. Так, в §57 читаем: «Все тайч-жиуты, собравшись на Ононском урочище Хорхонак-Чжубур,
поставили хаганом Хутулу. И пошло у монголов веселье с пирами и плясками. Возведя Хутулу на ханский стол, плясали вокруг развесистого дерева (курсив мой.—Д. Д.) на Хорхонаке. До того доплясались, что, как говорится, „выбоины образовались по бедро, а кучи пыли по колено"». Интерпретируя содержание этого параграфа, академик Б. Ринчен пишет: «В ёхоре северных бурят... мы можем видеть тот самый хороводный танец, который с таким усердием отплясывали монголы „Сокровенного сказания", выбивавшие вокруг шаманского дерева яму по колено за одну ночь».
Для правильного понимания ритуального значения священного дерева у тюрко-монгольских народов и обрядового кругового танца вокруг него нам необходимо отвлечься от основного изложения и остановиться на Хор-хонакском святилище несколько подробнее. Где находилось это святилище? Его точное местонахождение до последнего времени не было известно науке. Сейчас, благодаря исследованиям монгольских и советских ученых этот вопрос близок к разрешению. По мнению X. Пэрлээ, оно находилось в 110° восточной долготы и 48° северной широты на территории современного Бат-ширетского сомона Хэнтэйского аймака МНР. Здесь, в верховьях трех крупных рек (Керулена, Орхона и Толы) — древней колыбели монголов — находятся две священные культовые горы — Биндэр уул и Аршан-хада. На последней горе в 1920-е годы бурятским ученым Ц. Жамцарано, работавшим тогда в Монголии, были открыты древние писаницы. Летом 1968 г. X.
Пэрлээ обнаружил на горе Аршан-хада огромный плоский камень, весь испещренный выбитыми на нем древними родовыми знаками — тамгами. На обеих сторонах и на ребрах каменной плиты размером 6 X 3 м было выбито более 270 знаков. Большая часть этой поистине циклопической каменной плиты, установленной здесь еще в глубокой древности, оказалась ушедшей глубоко в землю, а торчавшая из-под земли незначительная часть вся была покрыта толстым слоем лишайника. Наиболее ранние знаки, выбитые на этом камне, датируются X. Пэрлээ концом неолита. В этих плодородных степных просторах и долинах рек обитали, сменяя друг друга, многочисленные кочевые племена, и каждое из них оставляло здесь свои автографы в виде родовых тамг. Такая традиция выбивания своих родовых знаков и религиозное почитание Аршанхада и камня с писаницами, по мнению монгольского ученого, прослеживаются с неолита до X в. н. э. без сколько-нибудь значительного временного разрыва.
Несколько иной точки зрения на датировку аршан-хадинских петроглифов и их назначение придерживается советский археолог Э. А. Новгородова. По ее мнению, наиболее ранние петроглифы относятся к мезолиту. При этом автор допускает и большую древность данных
изображений (восходят к верхнему палеолиту), а наиболее поздние петроглифы относит к средневековью. Гора Аршан-хада не утратила своего культового значения до сих пор. Вершину ее увенчивает фундаментальный жертвенник обоо, посвященный духу горы, и десятки других, более мелких обоо окружают эту гору. «Видимо, гора,— пишет Э. А. Новгородова,— с древних времен почиталась как священная и была местом жертвоприношений и ритуальных поклонений»
В «Сокровенном сказании» говорится, что вокруг Хор-хонакского дерева плясали представители «всех монголов» (хамуг монгол). Однако это не означает, что уже во времена Хутула было образовано общемонгольское государственное объединение. Монгольские ученые считают, что термин хаму г монгол вовсе не означал всех монголов вообще, а относился лишь к одному из племенных объединений Северной Монголии. Поэтому, очевидно, Хутула избрали не на ханский престол государства монгольского, а лишь на пост предводителя какого-либо одного племенного объединения во главе с тайчжиутами. Сам же Хутула был шестым сыном Кабул-хана, младшим братом Бартан-бахадура и
дядей Есугей-бахаду-ра — отца Чингисхана. А избрание Хутулы ханом происходило где-то в первой половине XII в.
(По Д. С. Дугарову)
Похожие темы
» Тотемизм у древних бурят
» Тайлаганы бурят
» Мантика у Бурят
» Злые духи бурят
» ДЕВЯТЬ ПОСВЯЩЕНИЙ БУРЯТ-МОНГОЛОВ
» Тайлаганы бурят
» Мантика у Бурят
» Злые духи бурят
» ДЕВЯТЬ ПОСВЯЩЕНИЙ БУРЯТ-МОНГОЛОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Буряты и монголы
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения