Отцы рыб и диких оленей
Участников: 2
Страница 1 из 1
Отцы рыб и диких оленей
ОТЦЫ РЫБ И ДИКИХ ОЛЕНЕЙ
(Нганасанское предание)
Два шамана, два брата из рода Линанчера, очень голодали. У одного из них семь детей и две жены, у другого — пять детей. Оленей только два пороза у них. Говорит старший брат-шаман своему старшему сыну:
— К моему брату иди. Мы шаманы-то шаманы, надо нам последнюю душу удержать. Так голодать будем, все мы умрем.
Надо что-то попробовать.
Младший брат пришел к нему:
-— Что будем делать? Так много ребят как помирать будут?
— Ты когда спать станешь, еду где-нибудь находишь? На твоей дороге еда есть?
Младший брат говорит:
— На моей дороге еды много.
Большой брат говорит:
— Наверху оленей мы много видим. А на земле еды не найдешь?
— Попробую, однако, найду.
— Я тоже пробовать что-то сделать хочу. Однако, одолею тоже. Когда ты жизнь на земле найдешь, ты ей отец будешь. Потом узнаешь, когда дойдешь. А я туда вверх дойду, диких и домашних оленей отец буду. Ну, что будем делать? Одного да куска у нас нет. Нынче кого будем есть? Иди домой, торопись, пока ребята не умерли. Я тоже торопиться буду.
Младший брат ушел. Большой брат говорит:
— Я старший, я первый пробовать буду. Ребята! Оленя-то поймайте.
Шесты чума в одну нарту положили. В нюк ребятишек, жен завернул. Одного своего оленя запряг. С обеих сторон колол ножом этого оленя. Из ран легкие вытащил, так что их видно стало с обоих боков оленя. Олень голову не опустил, все равно она у него поднята. Четыре ноги крыльями стали. Вместе с оленем полетел вверх, санку за собой утащив.
Середины пути дошли. Старик закричал:
— Ну, вниз, на старое чумище-то, кто хочет? Олень вниз хочет!
Одна из его жен говорит:
— Я хочу.
— Ну скорее, а то олень упадет.
Старуха говорит:
— Вместе с тобой спали, да трех ребят я родила. На поганую землю тихонько меня спусти.
Жена со своими ребятами спустилась, так тихо спустилась,
даже снег не помяла, и куда-то ушла. Старик с другой женой и четырьмя ребятами все время летит вверх.
У бога там вверху дыра есть. У этой бога дыры остановился старик. Очень ясно солнце видно. Земля здесь очень красивая. Трава на ней железная.
— Ну, ребята, здесь, у этой дыры, стоять будем. Чум делайте, ищите еду.
Все ребята пошли. Убитого волками дикого оленя нашли, другой нашел затравленную куропатку, третий — зайца. Только рыбы нет.
Этот старик теперь жить здесь стал.
Слово теперь вниз ушло. Другой старик где?
Другой старик тоже оленя запряг. Ребят тоже в одну санку положил. Тоже оленю с боков две дыры сделал, так что легкие видны стали. Стоя около санки, говорит:
— Мохо, мохо, мохо! Мутада матаду! (Глина, глина, глина! Дорогу давай!)
И вместе с оленями и сыновьями ушел под землю — глина дорогу давала. Там внизу семь земель. Средняя из них — лед.
Через все семь земель прошел. Дошел моря. Здесь дров, плавника много. Здесь чум сделал.
— Ну, ищите теперь. Может быть, что-нибудь есть.
Ребята кричат:
— У! У меня пропащий осетр есть.
— У меня —нерпа.
Теперь каждый день сеть метать стали. Рыбы очень много. Белуху и всякого разного морского зверя нашли. Ни в чем не нуждаются, в жире не нуждаются, всего много.
Старик в одеяле все время лежит. Говорит он:
— Ну, почему в чуме все время, ребята, лежите? Ходите по краю воды.
Ребята ушли на край воды. Что слышно? Вверх посмотрели.
Сверху две санки пришли, два человека. У одного — пестрые олени, у другого — олени, санка — все черные.
— Ну,— говорят,— как живете?
— Нас не видите? Наших оленей не видите? Едим много. А вы как?
— У нас тоже всего много.
— Отец ваш что говорит?
—- Отец наш так говорит: «На ту голодную землю, на которой мы разделились, эту богатую жизнь надо поднять». А ваш
отец что говорит?
— Наш отец говорит: «Надо жизнь, надо табун оленей на ту среднюю землю уронить».
— Еще мы не все сказали. Болезнь есть на этой земле. Прямо не говори, как много здесь у моря болезней!
Так сказали и посмотрели на приехавших братьев. Те исчезли, болезни испугавшись. А они это напрасно сказали. Ничего они не болели. Пришли домой к отцу.
— Ну, что слыхали? — старик говорит.
— Вот приходили два наших брата,— говорят.
— Что говорят они?
— Хотят на ту землю прийти, откуда мы разделились.
— И я туда думаю вернуться. Будем на оленях ездить, будем хорошо жить. Ну, еще что говорили?
— Мы неладно говорили, что здесь болезней много. Они испугались и ушли.
Старик сыну палкой чуть голову не проломил.
— Так не говорил бы ты, на нашей средней земле хорошо бы жили, хорошо бы олени водились. Проклятые ребята, кто велел вам так говорить?! Еще когда мы на средней земле жили, ты меня не слушал. Ну ладно, теперь я с вами разделюсь. Я теперь всегда моря хозяином буду и отцом рыб. А ты — бестолковый бог будешь, воров богом будешь.
А другой брат, который вверх ушел, стал отцом диких оленей.
[Дополнение рассказчика:]
Это не сказка, это старых шаманов рассказ.
(Нганасанское предание)
Два шамана, два брата из рода Линанчера, очень голодали. У одного из них семь детей и две жены, у другого — пять детей. Оленей только два пороза у них. Говорит старший брат-шаман своему старшему сыну:
— К моему брату иди. Мы шаманы-то шаманы, надо нам последнюю душу удержать. Так голодать будем, все мы умрем.
Надо что-то попробовать.
Младший брат пришел к нему:
-— Что будем делать? Так много ребят как помирать будут?
— Ты когда спать станешь, еду где-нибудь находишь? На твоей дороге еда есть?
Младший брат говорит:
— На моей дороге еды много.
Большой брат говорит:
— Наверху оленей мы много видим. А на земле еды не найдешь?
— Попробую, однако, найду.
— Я тоже пробовать что-то сделать хочу. Однако, одолею тоже. Когда ты жизнь на земле найдешь, ты ей отец будешь. Потом узнаешь, когда дойдешь. А я туда вверх дойду, диких и домашних оленей отец буду. Ну, что будем делать? Одного да куска у нас нет. Нынче кого будем есть? Иди домой, торопись, пока ребята не умерли. Я тоже торопиться буду.
Младший брат ушел. Большой брат говорит:
— Я старший, я первый пробовать буду. Ребята! Оленя-то поймайте.
Шесты чума в одну нарту положили. В нюк ребятишек, жен завернул. Одного своего оленя запряг. С обеих сторон колол ножом этого оленя. Из ран легкие вытащил, так что их видно стало с обоих боков оленя. Олень голову не опустил, все равно она у него поднята. Четыре ноги крыльями стали. Вместе с оленем полетел вверх, санку за собой утащив.
Середины пути дошли. Старик закричал:
— Ну, вниз, на старое чумище-то, кто хочет? Олень вниз хочет!
Одна из его жен говорит:
— Я хочу.
— Ну скорее, а то олень упадет.
Старуха говорит:
— Вместе с тобой спали, да трех ребят я родила. На поганую землю тихонько меня спусти.
Жена со своими ребятами спустилась, так тихо спустилась,
даже снег не помяла, и куда-то ушла. Старик с другой женой и четырьмя ребятами все время летит вверх.
У бога там вверху дыра есть. У этой бога дыры остановился старик. Очень ясно солнце видно. Земля здесь очень красивая. Трава на ней железная.
— Ну, ребята, здесь, у этой дыры, стоять будем. Чум делайте, ищите еду.
Все ребята пошли. Убитого волками дикого оленя нашли, другой нашел затравленную куропатку, третий — зайца. Только рыбы нет.
Этот старик теперь жить здесь стал.
Слово теперь вниз ушло. Другой старик где?
Другой старик тоже оленя запряг. Ребят тоже в одну санку положил. Тоже оленю с боков две дыры сделал, так что легкие видны стали. Стоя около санки, говорит:
— Мохо, мохо, мохо! Мутада матаду! (Глина, глина, глина! Дорогу давай!)
И вместе с оленями и сыновьями ушел под землю — глина дорогу давала. Там внизу семь земель. Средняя из них — лед.
Через все семь земель прошел. Дошел моря. Здесь дров, плавника много. Здесь чум сделал.
— Ну, ищите теперь. Может быть, что-нибудь есть.
Ребята кричат:
— У! У меня пропащий осетр есть.
— У меня —нерпа.
Теперь каждый день сеть метать стали. Рыбы очень много. Белуху и всякого разного морского зверя нашли. Ни в чем не нуждаются, в жире не нуждаются, всего много.
Старик в одеяле все время лежит. Говорит он:
— Ну, почему в чуме все время, ребята, лежите? Ходите по краю воды.
Ребята ушли на край воды. Что слышно? Вверх посмотрели.
Сверху две санки пришли, два человека. У одного — пестрые олени, у другого — олени, санка — все черные.
— Ну,— говорят,— как живете?
— Нас не видите? Наших оленей не видите? Едим много. А вы как?
— У нас тоже всего много.
— Отец ваш что говорит?
—- Отец наш так говорит: «На ту голодную землю, на которой мы разделились, эту богатую жизнь надо поднять». А ваш
отец что говорит?
— Наш отец говорит: «Надо жизнь, надо табун оленей на ту среднюю землю уронить».
— Еще мы не все сказали. Болезнь есть на этой земле. Прямо не говори, как много здесь у моря болезней!
Так сказали и посмотрели на приехавших братьев. Те исчезли, болезни испугавшись. А они это напрасно сказали. Ничего они не болели. Пришли домой к отцу.
— Ну, что слыхали? — старик говорит.
— Вот приходили два наших брата,— говорят.
— Что говорят они?
— Хотят на ту землю прийти, откуда мы разделились.
— И я туда думаю вернуться. Будем на оленях ездить, будем хорошо жить. Ну, еще что говорили?
— Мы неладно говорили, что здесь болезней много. Они испугались и ушли.
Старик сыну палкой чуть голову не проломил.
— Так не говорил бы ты, на нашей средней земле хорошо бы жили, хорошо бы олени водились. Проклятые ребята, кто велел вам так говорить?! Еще когда мы на средней земле жили, ты меня не слушал. Ну ладно, теперь я с вами разделюсь. Я теперь всегда моря хозяином буду и отцом рыб. А ты — бестолковый бог будешь, воров богом будешь.
А другой брат, который вверх ушел, стал отцом диких оленей.
[Дополнение рассказчика:]
Это не сказка, это старых шаманов рассказ.
Re: Отцы рыб и диких оленей
Вот так и появился бог воров.Интересное преданье...
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения