Пространство и время в представлениях калмыков
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования калмыков
Страница 1 из 1
Пространство и время в представлениях калмыков
Пространство в традиционных представлениях калмыков является миром, в котором контактируют свое/чужое, священное/обыденное, и с которым также граничат иные (посмертные) миры; его сакральным центром являются домашний очаг, жилище, поселение; по вертикали оно имеет троичное членение. Верхний мир именуется Деед орн, средний —Делкэ, нижний —Дорд орн. В качестве вертикальной оси, соединяющей миры, предстают эпическая гора Мацхн ЦаИан, дерево, стрела, огонь очага. Освоение мира посредством троичного кода характерно для культуры калмыков: этот код использовался в фольклорном жанре триад, характеризующих мир по признаку "трех подобных", в гаданиях; он связан с символикой жизни и благополучия.
В горизонтальном членении пространства благополучными сторонами считались восток и юг. Для раннего, "лесного" периода была характерна "восточная" ориентация и культ восходящего солнца. Смена почитания восходящего солнца на почитание полуденного солнца, произошедшая, как считают исследователи (Бартольд, 1921; Лувсанбалдан, 1985), под влиянием китайской культуры у монголов (примерно с X вв.), была воспринята и предками калмыков; соответственно измениться должна была система ориентации. Но в калмыцкой культуре до XX в. сосуществовали оба локативных кода культуры. Первый, "восточный" код мы обнаруживаем в эпических сказаниях, он связан с ориентацией на восход буддийских кочевых храмов, а также характерен для поздних буддийских молитвенных текстов, что позволяет определить его как "сакральный" и "эзотерический" код культуры, сохраняющий реликтовые ранние представления о способах освоения пространства. Второй, "южный" локативный код определен профанной культурой жилища, ориентированного на юг, он сохранялся в устных формах буддийских молитв.
Особенностью раннего "восточного" локативного кода у калмыков (по сравнению с бурятами) является позиция человека при ориентации на восходящее солнце, а также на прародину. На основе сопоставления сведений о месторасположении эпической страны ("в стороне восхода") значение названия страны Джангара - Бумба диссертантом реконструируется как "Бумба стороны рассвета", "страна, расположенная на востоке", хотя в современном языке слово Ар (букв, "сзади") означает "север", исходя из общераспространенного "южного" кода. Такое соответствие возможно лишь с позиций человека, вошедшего в жилище, расположенное входом на восток, или направляющегося на запад (по ходу солнца). Понятие "сам за восходящим солнцем" (пари hapxuu ар бийе) совпадает с позицией человека, стоящего спиной к входу, согласно которой левая сторона связана с мужской половиной жилища. Подобное соответствие левой стороны мужскому началу зафиксировано в калмыцких представлениях о человеке (мужская "жизненная сила" находится в левой половине тела, слева мужчина обязан носить нож, в отличие от монголов, у которых нож в ножнах подвешен к поясу с правой стороны), а в жилище возможно лишь исходя из позиции стоя спиной к двери. Эти ранние представления калмыков о человеке относятся к системе ориентации, отличающейся от поздней монгольской и имеющей соответствия в системе ориентации жилища тюркских народов Южной Сибири. Вероятна взаимосвязь термина
ар с терминами, образованными от корня ар/ур, который исследователи связывают с понятием утренняя заря, рассвет, т.е. также востоком.
В освоении пространства противопоставлены круговое ("правильное") и линейное движение. Первое, связанное с благополучным ведением хозяйства, с освоенным пространством, характеризуется как "правильное", по направлению движения солнца с возвращением на восточную сторону, с дополнительным значением движения "по вертикали" (возвращение мыслится как спуск), и соответствует движению, обозначенному в сакральном "восточном" локативном коде. Путь, связанный с движением к периферии, к опасному пространству, линеен и чужероден для концентрической системы жилища и поселения; негативное отношение калмыков к дороге отражено в обычаях располагать поселения вдалеке от них, в крайнем случае - южнее и восточнее.
В горизонтальном членении пространства благополучными сторонами считались восток и юг. Для раннего, "лесного" периода была характерна "восточная" ориентация и культ восходящего солнца. Смена почитания восходящего солнца на почитание полуденного солнца, произошедшая, как считают исследователи (Бартольд, 1921; Лувсанбалдан, 1985), под влиянием китайской культуры у монголов (примерно с X вв.), была воспринята и предками калмыков; соответственно измениться должна была система ориентации. Но в калмыцкой культуре до XX в. сосуществовали оба локативных кода культуры. Первый, "восточный" код мы обнаруживаем в эпических сказаниях, он связан с ориентацией на восход буддийских кочевых храмов, а также характерен для поздних буддийских молитвенных текстов, что позволяет определить его как "сакральный" и "эзотерический" код культуры, сохраняющий реликтовые ранние представления о способах освоения пространства. Второй, "южный" локативный код определен профанной культурой жилища, ориентированного на юг, он сохранялся в устных формах буддийских молитв.
Особенностью раннего "восточного" локативного кода у калмыков (по сравнению с бурятами) является позиция человека при ориентации на восходящее солнце, а также на прародину. На основе сопоставления сведений о месторасположении эпической страны ("в стороне восхода") значение названия страны Джангара - Бумба диссертантом реконструируется как "Бумба стороны рассвета", "страна, расположенная на востоке", хотя в современном языке слово Ар (букв, "сзади") означает "север", исходя из общераспространенного "южного" кода. Такое соответствие возможно лишь с позиций человека, вошедшего в жилище, расположенное входом на восток, или направляющегося на запад (по ходу солнца). Понятие "сам за восходящим солнцем" (пари hapxuu ар бийе) совпадает с позицией человека, стоящего спиной к входу, согласно которой левая сторона связана с мужской половиной жилища. Подобное соответствие левой стороны мужскому началу зафиксировано в калмыцких представлениях о человеке (мужская "жизненная сила" находится в левой половине тела, слева мужчина обязан носить нож, в отличие от монголов, у которых нож в ножнах подвешен к поясу с правой стороны), а в жилище возможно лишь исходя из позиции стоя спиной к двери. Эти ранние представления калмыков о человеке относятся к системе ориентации, отличающейся от поздней монгольской и имеющей соответствия в системе ориентации жилища тюркских народов Южной Сибири. Вероятна взаимосвязь термина
ар с терминами, образованными от корня ар/ур, который исследователи связывают с понятием утренняя заря, рассвет, т.е. также востоком.
В освоении пространства противопоставлены круговое ("правильное") и линейное движение. Первое, связанное с благополучным ведением хозяйства, с освоенным пространством, характеризуется как "правильное", по направлению движения солнца с возвращением на восточную сторону, с дополнительным значением движения "по вертикали" (возвращение мыслится как спуск), и соответствует движению, обозначенному в сакральном "восточном" локативном коде. Путь, связанный с движением к периферии, к опасному пространству, линеен и чужероден для концентрической системы жилища и поселения; негативное отношение калмыков к дороге отражено в обычаях располагать поселения вдалеке от них, в крайнем случае - южнее и восточнее.
Хан Калмык- Сообщения : 947
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» Время сновидений
» ВРЕМЯ В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ
» Расклад "Утерянное время"
» Дороги божеств и пространство жилища в традиционной якутской культуре
» Пространство сна в устном рассказе бурят (на примере шаманских сновидений)
» ВРЕМЯ В СИБИРСКОМ ШАМАНИЗМЕ
» Расклад "Утерянное время"
» Дороги божеств и пространство жилища в традиционной якутской культуре
» Пространство сна в устном рассказе бурят (на примере шаманских сновидений)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования калмыков
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения