Шаманские звери и птицы у якутов (По материалам Г. В. Ксенофонтова)
Участников: 2
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Шаманские звери и птицы у якутов (По материалам Г. В. Ксенофонтова)
1. У шаманов бывают духи-собаки. Их они обычно кличут-(при камлании) — «Хардас, Хардас», иногда же, жалеючи, из почтения к ним называют — «Юнюгэс».
Мать-зверь у шамана — лось или олень. Он приходит к шаману только перед его смертью. В старину, я помню, шаманы при камлании ревели, подражая порозу (бык-производитель), и наращивали на голове чистые (прозрачные) рога. (Рассказчик разумеет-так называемый «хо-
мусун» 27, шаманские фокусы при мистериях Г. К.). Это я наблюдал однажды. Давно у нас был шаман по имени Кённёр. Когда, умерла его старшая сестра, он совершил камлание, во время которого у него выросли рога, взрывал ими высохший глиняный пол и ставши на четвереньки, подобно детям, играющим в быков, гулко мычал и ревел по-бычьи.
При этом говорили, что якобы это—бесы, которые пришли, чтобы с душой умершего человека совершить обход всех тех мест, где она бывала при жизни («кэритии»).
Алексеев Михаил.
4 марта 1925 г.
2. Шаман, по понятиям старинных якутов, никогда не умирает своей смертью, а всегда погибает в борьбе с другими шаманами! (досл.— «поедается, пожирается» другим шаманом).
У шаманов, будто бы. имеются настороженные луки, самострелы. У плохого шамана имеется только один самострел, у хорошего же должно быть три. Кроме того, говорят, что они имеют какие-то пики, рогатки.
Сами шаманы рассказывают, что у них бывают две собаки (невидимые их слуги). При камлании именуют их — «Хардас» или «Бётёс». У кровожадного шамана (т. е. вдохновляемого злыми духами) эти собаки, будто бы. убивают скот и людей. Взрослых людей не убивают.
Рассказывают, что некоторые шаманы имеют медведя и волка и показывают их при камлании. Волк и медведь, вероятно, бывают только у шаманов — ставленников злых духов, преисполненных жажды крови («абаасы ойуна»). У шаманов, поставленных светлыми духами, волка и медведя не бывает. Эти. шаманы и не борются друг с другом.
Самсонов Спиридон.
Мархинский улус.
6 марта 1925 г.
3. Мать-зверь тунгусского шамана, по уловам многих, имеет вид или чубуку (вид горной козули) с облезлой шерстью, с восемью ногами, выросшими на передней части брюха, и с копытами, обращенными назад, или самки лося, или, наконец, медведя. У каждого шамана бывают два духа, имеющие вид собаки, иногда, когда он хочет не допустить злых духов, то будто бы оставляет их у больного в виде своих караульных.
Шепелев Федор.
Багарахский наслег.
7 марта 1925 г.
4. По словам шаманки Кюёгэйэр-Матрены, когда она не шаманит в течение 20-ти дней, то у ней начинает' погибать скот (уничтожают недовольные духи)... Духи ее через трубу юрты издают крики ворона. Духи этой шаманки были очень кровожадные. Они съели двух
детей ее младшего брата. Она говорила сама; «Лишь только найдет на меня печаль, как мои проклятые черти приходят уже с окровавленными когтями и мордами!» Опечаленная смертью своих племянников, она камланием снизошла к духу земли и заставила
там наложить намордники на своих собак. С тех пор кровожадность духов уменьшилась.
Она говорила: «Если кто огорчит и заставит меня дурно мыслить о себе, то наверное у него на пепелище будет расти сорная трава» (т. е. духи помимо ее собственного желания доведут обидчика до разорения). «Поэтому, говаривала она, со мной не следует вступать в пререкание, а говорите обо всем в просительном тоне». Она имела жалостливое сердце (досл.— «солнцеподобные мысли»), при камланиях никогда не просила вознаграждения.
У здешних шаманов на колотушке бубна (иногда) бывает изображение собачьей морды. Духи шамана будто бы. этим обнюхивают (и узнают).
Егорова Матрена.
Качикат.
10 января 1925 г.
Мать-зверь у шамана — лось или олень. Он приходит к шаману только перед его смертью. В старину, я помню, шаманы при камлании ревели, подражая порозу (бык-производитель), и наращивали на голове чистые (прозрачные) рога. (Рассказчик разумеет-так называемый «хо-
мусун» 27, шаманские фокусы при мистериях Г. К.). Это я наблюдал однажды. Давно у нас был шаман по имени Кённёр. Когда, умерла его старшая сестра, он совершил камлание, во время которого у него выросли рога, взрывал ими высохший глиняный пол и ставши на четвереньки, подобно детям, играющим в быков, гулко мычал и ревел по-бычьи.
При этом говорили, что якобы это—бесы, которые пришли, чтобы с душой умершего человека совершить обход всех тех мест, где она бывала при жизни («кэритии»).
Алексеев Михаил.
4 марта 1925 г.
2. Шаман, по понятиям старинных якутов, никогда не умирает своей смертью, а всегда погибает в борьбе с другими шаманами! (досл.— «поедается, пожирается» другим шаманом).
У шаманов, будто бы. имеются настороженные луки, самострелы. У плохого шамана имеется только один самострел, у хорошего же должно быть три. Кроме того, говорят, что они имеют какие-то пики, рогатки.
Сами шаманы рассказывают, что у них бывают две собаки (невидимые их слуги). При камлании именуют их — «Хардас» или «Бётёс». У кровожадного шамана (т. е. вдохновляемого злыми духами) эти собаки, будто бы. убивают скот и людей. Взрослых людей не убивают.
Рассказывают, что некоторые шаманы имеют медведя и волка и показывают их при камлании. Волк и медведь, вероятно, бывают только у шаманов — ставленников злых духов, преисполненных жажды крови («абаасы ойуна»). У шаманов, поставленных светлыми духами, волка и медведя не бывает. Эти. шаманы и не борются друг с другом.
Самсонов Спиридон.
Мархинский улус.
6 марта 1925 г.
3. Мать-зверь тунгусского шамана, по уловам многих, имеет вид или чубуку (вид горной козули) с облезлой шерстью, с восемью ногами, выросшими на передней части брюха, и с копытами, обращенными назад, или самки лося, или, наконец, медведя. У каждого шамана бывают два духа, имеющие вид собаки, иногда, когда он хочет не допустить злых духов, то будто бы оставляет их у больного в виде своих караульных.
Шепелев Федор.
Багарахский наслег.
7 марта 1925 г.
4. По словам шаманки Кюёгэйэр-Матрены, когда она не шаманит в течение 20-ти дней, то у ней начинает' погибать скот (уничтожают недовольные духи)... Духи ее через трубу юрты издают крики ворона. Духи этой шаманки были очень кровожадные. Они съели двух
детей ее младшего брата. Она говорила сама; «Лишь только найдет на меня печаль, как мои проклятые черти приходят уже с окровавленными когтями и мордами!» Опечаленная смертью своих племянников, она камланием снизошла к духу земли и заставила
там наложить намордники на своих собак. С тех пор кровожадность духов уменьшилась.
Она говорила: «Если кто огорчит и заставит меня дурно мыслить о себе, то наверное у него на пепелище будет расти сорная трава» (т. е. духи помимо ее собственного желания доведут обидчика до разорения). «Поэтому, говаривала она, со мной не следует вступать в пререкание, а говорите обо всем в просительном тоне». Она имела жалостливое сердце (досл.— «солнцеподобные мысли»), при камланиях никогда не просила вознаграждения.
У здешних шаманов на колотушке бубна (иногда) бывает изображение собачьей морды. Духи шамана будто бы. этим обнюхивают (и узнают).
Егорова Матрена.
Качикат.
10 января 1925 г.
Хан Калмык поставил(а) лайк
Re: Шаманские звери и птицы у якутов (По материалам Г. В. Ксенофонтова)
У каждого есть такой зверь.Интересно. Благдорю
Хан Калмык- Сообщения : 947
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» Как достали солнце и месяц, как на земле появились птицы и звери
» Волшебные звери Саамов
» КАК РАНЬШЕ ЗВЕРИ ЖИЛИ (Нанайское предание)
» РАКОВИНА КАУРИ В КУЛЬТУРАХ МИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ)
» КОНЕВОДЧЕСКИЙ КУЛЬТ СРЕДНЕЙ КОЛЫМЫ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРИННОГО РИТУАЛА (ПО ПОЛЕВЫМ МАТЕРИАЛАМ)
» Волшебные звери Саамов
» КАК РАНЬШЕ ЗВЕРИ ЖИЛИ (Нанайское предание)
» РАКОВИНА КАУРИ В КУЛЬТУРАХ МИРА (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ)
» КОНЕВОДЧЕСКИЙ КУЛЬТ СРЕДНЕЙ КОЛЫМЫ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРИННОГО РИТУАЛА (ПО ПОЛЕВЫМ МАТЕРИАЛАМ)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения