Обряд вызова дождя в традиционной культуре якутов на примере шаманской практики куорсуннаах
Участников: 2
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Обряд вызова дождя в традиционной культуре якутов на примере шаманской практики куорсуннаах
Дореволюционные исследователи религии народа Саха – В. Ф. Трощанский, В. М. Ионов, С. В. Ястремский отмечали, что якутские шаманы как проводники между божествами, духами и людьми проводили разные обряды и ритуалы календарного и жизненного цикла народа. Известные, очень почитаемые шаманы, как отмечают исследователи, могли обратиться с молением к духам и божествам и с их помощью повелевать природными явлениями. В нашем случае, мы рассмотрим один обряд, ныне действующей в современном мире шаманки (удаганки) Одун Элиэны Егоровны (Куорсуннаах).
В середине июля 2019 года к Куорсуннаах удаган обратилась глава поселка Нюрбачан Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) Се-
менова Мария Николаевна, с просьбой о помощи в тушении природного пожара приблизившегося к населенному пункту. Элиэна Егоровна не отказала в просьбе и находясь в с. Петровка МегиноКангаласского района, одевшись в ритуальный костюм (ритуальная одежда вместе со снаряжением и атрибутами играют важную роль при проведении обряда, ведь именно облачившись в свой костюм шаман входит в особое мистическое состояние) провела обряд камлания, с целью вызова дождя в местности поселка Нюрбачан, расположенного в 858 километрах от ее реального местонахождения.
Обряд испрашивания дождя для тушения лесного пожара, был сделан в лесу, в восточном направлении от ее дома, и перед камланием удаганка разожгла костер и угостила огонь с 9 оладьями намазанными сливочным маслом, давала светлые конские волосы живого жеребца и преподносила огню коровье молоко, и начала обращение обрядовое заклинание к духам и божествам:
К сожалению, полностью текст обрядового заклинания во время камлания нам не удалось получить, со слов удаганки всего текста она не мо-
жет вспомнить, так как находилась в состоянии транса и слова просительной части заклинания от божеств, шли не от самой удаганки, т.е. произносились не ей самой, а шли от духа-покровителя шаманки. Данный шаманский феномен Г. В. Ксенофонтов в своих трудах, описывает как «кутуруу». Как видно из приведенного текста, само заклинание начинается с зачина, которое обращено к Духу огня-как медиатору между мирами, после текст адресован непосредственно к божествам верхнего мира. Далее со слов удаганки было непосредственно обращение к всевышнему Аар Айыы Тойону, что предполагается нами основной частью обрядового заклинания, с просьбой помочь в тушении пожара настигшего Нюрбинский район в местности села Нюрбачан, после этого, повторное обращение к Духу огня, с просьбой отступить огонь, и в заключении заклинание закрепление алгыс ‘благопожелание’ о величании Духа огня.
При беседе с Элиэнэ Егоровной, она не раз упоминает, что это не ее сила и помощь, а она всего лишь посредник – проводник посыла помо-
щи предков. При проведении обряда по вызову дождя, шаманы силой своей воли взойдя в стабильный транс или же состояние «турук», действовали не своим сознанием в психическом и физическом поле, а уже действия шли их духом- помощником. Тут необходимо добавить слова самой удаганки, «…во время проведения обряда камлания именно в этом случае, возможно со стороны другим будет видна картина, что она стоит и камлает (тело находится на месте обряда), однако в это время душа помощника в образе самой удаганки, уже находящейся в трансе, духовно бегает по трем мирам и делает работу. У любого шамана, удаганки есть свои невидимые помощники, которые и помогают
в работе во время проведения обряда, в момент, когда посредник (удаганка или шаман) находятся в трансе во время камлания, духи помощники создают движение в природной целостности и вносят определенный желаемый ритм».
По времени, обрядовое действие вызывания дождя был начат примерно в 12:30 ч. дня, сразу после телефонного звонка главы села «Нюрба-
чан» Семеновой М. Н. (которая позвонила в 12 часу дня), и продолжался полтора часа. После обряда, в 15 часу дня повторно позвонила М. Н. Семенова с радостной новостью о том, что прошел сильный дождь и полностью потушил пожар. Получается, дождь начался сразу по окончании обряда в 14 часов дня.
Вторая история произошла летом 2020 г. К Одун Элиэне Егоровне обратились жители села Тюнгюлю Мегино- Кангаласского района с просьбой наслать дождь в связи с затяжной засухой. В этом случае, удаганка провела обряд алгыса ‘благопожелания’ вокруг села Тюнгюлю в 5 местах и испрашивала у духов- покровителей местности наслать дождь. По времени обряд алгыса проходил с 11 до 14 часов дня. В тот же день, ей позвонили и сказали, что примерно в 15 часу прошел дождь, но не сильный. Здесь стоить отметить, что дождь начался через 1 час и не сильный по сравнению с первым обрядом.
Сама удаганка по этому поводу объясняет, что и по времени начала дождя и по силе они отличительны, так как в первом обряде при тушении пожара было проведено шаманское обрядовое действие с камланием, где были задействованы ее духи-помощники всех трех миров, а во втором случае, обряд был проведен только посредством алгыса, т.е. силой слов заклинания с обращением к верхним божествам, поэтому они разнятся как по времени, так и по результату.
Заклинание и благопожелание обращенное к божествам, испрашивание от духов, в целом является древнейшим жанром фольклорной тради-
ции народа Саха, сложившийся вследствие уклада жизни, традиционной культуры и мировоззрения. Как отмечает Ефимова Л. С., содержание алгыса ‘благопожелания’ и шаманского заклинания могут отличаться поэтически, но основная их художественная форма одинакова [10, с. 65]. Примечательно, что алгыс и заклинание шаманом исполняется в форме речитатива и это все происходит перед огнем, т.е., Дух-покровитель огня выступает как медиатор между шаманом и сверхъестественными силами.
Декабрист А. А. Бестужев- Марлинский, сосланный в первой половине XIX в. в Якутскую область и исследовавший быт и культуру народа Саха, в последующем очень точно описал вызванный шаманом с помощью ритуальных действий дождь и обозначил его термином «призванный», т.е. искусственный дождь. Так же, Элиэна Егоровна отмечает, что всегда имеются причины для наступления каких-либо последствий, будь то пожар или засуха, ведь все взаимосвязано, и вызванный ею дождь он «искусственный», поэтому эффект будет хорош при тушении пожара, но никак не для благородной почвы или хорошей плодотворной растительности.
Таким образом, сравнительный анализ двух по смысловой структуре похожих друг на друга шаманского обряда вызывания/испрашивания до-
ждя, показал, что роль шамана в обряде состоит в качестве связующего звена – коммуникатора между мирами людей, духов и божеств. Образы в заклинании – это божества верхнего мира и Дух огня, который в свою очередь является посредником между шаманом и божествами.
Так же, можно отметить, что вполне возможно использовать практический шаманизм «обряд вызова дождя», для призыва, создания «искусственного» дождя, с целью тушения пожаров лесного массива, подпадающих в категорию ««труднодоступных» и «удаленных», куда практически не может добраться техника и человеческий фактор.
(Цит. в сокращении)
Авторы:
Афанасьев Ньургун Вячеславович,
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафе-
дрой «Фольклор и культура» ФГАОУ ВО «Северо- Восточный
федеральный университет имени М. К. Аммосова»
Хомус Сайдаара Саарын кыыьа,
магистрант, ФГАОУ ВО «Северо- Восточный федеральный
университет имени М. К. Аммосова»
В середине июля 2019 года к Куорсуннаах удаган обратилась глава поселка Нюрбачан Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) Се-
менова Мария Николаевна, с просьбой о помощи в тушении природного пожара приблизившегося к населенному пункту. Элиэна Егоровна не отказала в просьбе и находясь в с. Петровка МегиноКангаласского района, одевшись в ритуальный костюм (ритуальная одежда вместе со снаряжением и атрибутами играют важную роль при проведении обряда, ведь именно облачившись в свой костюм шаман входит в особое мистическое состояние) провела обряд камлания, с целью вызова дождя в местности поселка Нюрбачан, расположенного в 858 километрах от ее реального местонахождения.
Обряд испрашивания дождя для тушения лесного пожара, был сделан в лесу, в восточном направлении от ее дома, и перед камланием удаганка разожгла костер и угостила огонь с 9 оладьями намазанными сливочным маслом, давала светлые конские волосы живого жеребца и преподносила огню коровье молоко, и начала обращение обрядовое заклинание к духам и божествам:
К сожалению, полностью текст обрядового заклинания во время камлания нам не удалось получить, со слов удаганки всего текста она не мо-
жет вспомнить, так как находилась в состоянии транса и слова просительной части заклинания от божеств, шли не от самой удаганки, т.е. произносились не ей самой, а шли от духа-покровителя шаманки. Данный шаманский феномен Г. В. Ксенофонтов в своих трудах, описывает как «кутуруу». Как видно из приведенного текста, само заклинание начинается с зачина, которое обращено к Духу огня-как медиатору между мирами, после текст адресован непосредственно к божествам верхнего мира. Далее со слов удаганки было непосредственно обращение к всевышнему Аар Айыы Тойону, что предполагается нами основной частью обрядового заклинания, с просьбой помочь в тушении пожара настигшего Нюрбинский район в местности села Нюрбачан, после этого, повторное обращение к Духу огня, с просьбой отступить огонь, и в заключении заклинание закрепление алгыс ‘благопожелание’ о величании Духа огня.
При беседе с Элиэнэ Егоровной, она не раз упоминает, что это не ее сила и помощь, а она всего лишь посредник – проводник посыла помо-
щи предков. При проведении обряда по вызову дождя, шаманы силой своей воли взойдя в стабильный транс или же состояние «турук», действовали не своим сознанием в психическом и физическом поле, а уже действия шли их духом- помощником. Тут необходимо добавить слова самой удаганки, «…во время проведения обряда камлания именно в этом случае, возможно со стороны другим будет видна картина, что она стоит и камлает (тело находится на месте обряда), однако в это время душа помощника в образе самой удаганки, уже находящейся в трансе, духовно бегает по трем мирам и делает работу. У любого шамана, удаганки есть свои невидимые помощники, которые и помогают
в работе во время проведения обряда, в момент, когда посредник (удаганка или шаман) находятся в трансе во время камлания, духи помощники создают движение в природной целостности и вносят определенный желаемый ритм».
По времени, обрядовое действие вызывания дождя был начат примерно в 12:30 ч. дня, сразу после телефонного звонка главы села «Нюрба-
чан» Семеновой М. Н. (которая позвонила в 12 часу дня), и продолжался полтора часа. После обряда, в 15 часу дня повторно позвонила М. Н. Семенова с радостной новостью о том, что прошел сильный дождь и полностью потушил пожар. Получается, дождь начался сразу по окончании обряда в 14 часов дня.
Вторая история произошла летом 2020 г. К Одун Элиэне Егоровне обратились жители села Тюнгюлю Мегино- Кангаласского района с просьбой наслать дождь в связи с затяжной засухой. В этом случае, удаганка провела обряд алгыса ‘благопожелания’ вокруг села Тюнгюлю в 5 местах и испрашивала у духов- покровителей местности наслать дождь. По времени обряд алгыса проходил с 11 до 14 часов дня. В тот же день, ей позвонили и сказали, что примерно в 15 часу прошел дождь, но не сильный. Здесь стоить отметить, что дождь начался через 1 час и не сильный по сравнению с первым обрядом.
Сама удаганка по этому поводу объясняет, что и по времени начала дождя и по силе они отличительны, так как в первом обряде при тушении пожара было проведено шаманское обрядовое действие с камланием, где были задействованы ее духи-помощники всех трех миров, а во втором случае, обряд был проведен только посредством алгыса, т.е. силой слов заклинания с обращением к верхним божествам, поэтому они разнятся как по времени, так и по результату.
Заклинание и благопожелание обращенное к божествам, испрашивание от духов, в целом является древнейшим жанром фольклорной тради-
ции народа Саха, сложившийся вследствие уклада жизни, традиционной культуры и мировоззрения. Как отмечает Ефимова Л. С., содержание алгыса ‘благопожелания’ и шаманского заклинания могут отличаться поэтически, но основная их художественная форма одинакова [10, с. 65]. Примечательно, что алгыс и заклинание шаманом исполняется в форме речитатива и это все происходит перед огнем, т.е., Дух-покровитель огня выступает как медиатор между шаманом и сверхъестественными силами.
Декабрист А. А. Бестужев- Марлинский, сосланный в первой половине XIX в. в Якутскую область и исследовавший быт и культуру народа Саха, в последующем очень точно описал вызванный шаманом с помощью ритуальных действий дождь и обозначил его термином «призванный», т.е. искусственный дождь. Так же, Элиэна Егоровна отмечает, что всегда имеются причины для наступления каких-либо последствий, будь то пожар или засуха, ведь все взаимосвязано, и вызванный ею дождь он «искусственный», поэтому эффект будет хорош при тушении пожара, но никак не для благородной почвы или хорошей плодотворной растительности.
Таким образом, сравнительный анализ двух по смысловой структуре похожих друг на друга шаманского обряда вызывания/испрашивания до-
ждя, показал, что роль шамана в обряде состоит в качестве связующего звена – коммуникатора между мирами людей, духов и божеств. Образы в заклинании – это божества верхнего мира и Дух огня, который в свою очередь является посредником между шаманом и божествами.
Так же, можно отметить, что вполне возможно использовать практический шаманизм «обряд вызова дождя», для призыва, создания «искусственного» дождя, с целью тушения пожаров лесного массива, подпадающих в категорию ««труднодоступных» и «удаленных», куда практически не может добраться техника и человеческий фактор.
(Цит. в сокращении)
Авторы:
Афанасьев Ньургун Вячеславович,
кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафе-
дрой «Фольклор и культура» ФГАОУ ВО «Северо- Восточный
федеральный университет имени М. К. Аммосова»
Хомус Сайдаара Саарын кыыьа,
магистрант, ФГАОУ ВО «Северо- Восточный федеральный
университет имени М. К. Аммосова»
Re: Обряд вызова дождя в традиционной культуре якутов на примере шаманской практики куорсуннаах
Любопытно.Благадарю!
Хан Калмык- Сообщения : 947
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения