ТОС - КАРАК - ДЕВЯТИГЛАЗКА ритуальная ложка
Участников: 2
Страница 1 из 1
ТОС - КАРАК - ДЕВЯТИГЛАЗКА ритуальная ложка
ТОС - КАРАК - ДЕВЯТИГЛАЗКА ритуальная ложка.
Назначение - тос-карак - дословно «девятиглазка» - ритуальная ложка. В каждой юрте была тос-карак для разбрызгивания молочного чая или воды из целебного источника «аржааи» в честь девяти миров.
Местонахождение - фонды Национального музея имени Ал дан-Маадыр Республики Тыва.
Тос-карак - тувинское название ритуальной девятиглазки, длинной деревянной ложки с девятью кропленными отверствиями, из которой разбрызгивают в жертву чай, молоко или священную воду аржаан. Нередко тос-карак под резцом умелых мастеров превращалось в подлинное произведение прикладного искусства. Главным её украшением служили священные орнаменты. ( Просмотр презентаций). Кроме тос-карака ёщё имелась ложка үш-карак - триглазка. Эта ритуальная ложка имеет три углубления в отличие от тос-карака. Считалось, что простые люди могли приносить жертвоприношение ложкой с тремя углублениями (Солнцу, Земле, Воде). А ложкой с девятью углублениями имел право приносить жертвоприношение только шаман. Строение ложки тос-карак связано с представлением о девяти небесах, что каждое углубление предназначалось для жертвоприношений: Солнцу, Земле, Воде, Дереву, Стреле, Огню, Орлу, Маралу, Медведю. Совершение обряда с помощью тос-карак порождает чувство уверенности в достижении желаемого результата. Это означает, что мы, тувинцы, не утратили взаимосвязь с природой, понимаем, что человек-частица Вселенной. Рано утром хозяйка юрты наливала утренний чай в берестянное ведёрко или в пиалу. Ритуальной ложкой-девятиглазкой «тос-карак» окропляла огонь очага, затем выходила из юрты, окропляла Небеса и Землю, вымаливая благополучие семье, роду. Эта молитва называлась «чалбарыг». Каждая хозяйка вымаливала по-своему: «Тос Дээрим, Долаан бурганым, ѳршээ! Алдын Таӊдым, ава Черим, ѳршээ! Аал-ораным ѳршээ, ажы-тѳлүм ѳршээ, арат-чонум ѳршээ! Ѳршээ, ѳршээ! –«Будьте милостивы, мои Девять Небес, моё божество Долаан! Моя золотая Таӊды-мать Земля, спасите и помилуйте мой аал, моих детей, мой народ! Помилуйте! Помилуйте! Прикочевав на чайлаг, хозяева разбрызгивают кропилом девятиглазкой «тос-карак» молоко на четыре стороны света. Разбрызгивая молоко, тувинец поклоняется своей родине, земле.
Назначение - тос-карак - дословно «девятиглазка» - ритуальная ложка. В каждой юрте была тос-карак для разбрызгивания молочного чая или воды из целебного источника «аржааи» в честь девяти миров.
Местонахождение - фонды Национального музея имени Ал дан-Маадыр Республики Тыва.
Тос-карак - тувинское название ритуальной девятиглазки, длинной деревянной ложки с девятью кропленными отверствиями, из которой разбрызгивают в жертву чай, молоко или священную воду аржаан. Нередко тос-карак под резцом умелых мастеров превращалось в подлинное произведение прикладного искусства. Главным её украшением служили священные орнаменты. ( Просмотр презентаций). Кроме тос-карака ёщё имелась ложка үш-карак - триглазка. Эта ритуальная ложка имеет три углубления в отличие от тос-карака. Считалось, что простые люди могли приносить жертвоприношение ложкой с тремя углублениями (Солнцу, Земле, Воде). А ложкой с девятью углублениями имел право приносить жертвоприношение только шаман. Строение ложки тос-карак связано с представлением о девяти небесах, что каждое углубление предназначалось для жертвоприношений: Солнцу, Земле, Воде, Дереву, Стреле, Огню, Орлу, Маралу, Медведю. Совершение обряда с помощью тос-карак порождает чувство уверенности в достижении желаемого результата. Это означает, что мы, тувинцы, не утратили взаимосвязь с природой, понимаем, что человек-частица Вселенной. Рано утром хозяйка юрты наливала утренний чай в берестянное ведёрко или в пиалу. Ритуальной ложкой-девятиглазкой «тос-карак» окропляла огонь очага, затем выходила из юрты, окропляла Небеса и Землю, вымаливая благополучие семье, роду. Эта молитва называлась «чалбарыг». Каждая хозяйка вымаливала по-своему: «Тос Дээрим, Долаан бурганым, ѳршээ! Алдын Таӊдым, ава Черим, ѳршээ! Аал-ораным ѳршээ, ажы-тѳлүм ѳршээ, арат-чонум ѳршээ! Ѳршээ, ѳршээ! –«Будьте милостивы, мои Девять Небес, моё божество Долаан! Моя золотая Таӊды-мать Земля, спасите и помилуйте мой аал, моих детей, мой народ! Помилуйте! Помилуйте! Прикочевав на чайлаг, хозяева разбрызгивают кропилом девятиглазкой «тос-карак» молоко на четыре стороны света. Разбрызгивая молоко, тувинец поклоняется своей родине, земле.
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Re: ТОС - КАРАК - ДЕВЯТИГЛАЗКА ритуальная ложка
ТОС-КАРАК (Ложка-девятиглазка)
О функциональном значении тос-карак отмечено в труде М.Б. Кенин-Лопсана: «Утром хозяйка варит чай с молоком. Сначала она брызгала чай девятиглазником в огонь под треножником, затем выходила из юрты и брызгала чай тем же девятиглазником в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки, если она была, и произносила слова благословения:
Помилуй нас, тайга моя!
Помилуй нас, девять небес моих!
Помилуй нас, солнце!
О милости вашей прошу вас!
Кенин-Лопсан собрал интересные материалы, касающиеся об обращении тувинцев к Солнцу. «Считалось, что молитва солнцу - одна из главных молитв среди девяти. Поэтому тувинцы каждое утро обращались к нему с молитвой и разбрызгивали из пиалы чай с молоком в его сторону. Затем брызгали в огонь очага, и только после этого пили сами» .
Число «девять» для тувинцев считается сакральным числом. По данным Кенин-Лопсана, тувинцы соблюдали девять обычаев. Он считает, что «если тувинское дитя поклонится Долаану-богу в возрасте девяти лет, то у этого ребенка будет долголетие». В 2009 году преподаватели Тувинского государственного университета, во время экспедиции побывали в местности Беш-Богдо (Монголия) у этнических тувинцев. Нам показали ритуальный предмет, не с девятью выемками, а с тринадцатью. На вопрос Е.В. Айыжи «Почему «тринадцатиглазка?», было дано много ответов. Но в основном они сводились к следующему: во-первых, этнические тувинцы в Баян-Ульгийском аймаке поклонялись тринадцати священным горам Монголии; во-вторых, они поклоняются священным тринадцати рекам, озерам, которые также считались для них родовыми». Информация была следующей: девятиглазкой пользовались только тувинские шаманы.
О функциональном значении тос-карак отмечено в труде М.Б. Кенин-Лопсана: «Утром хозяйка варит чай с молоком. Сначала она брызгала чай девятиглазником в огонь под треножником, затем выходила из юрты и брызгала чай тем же девятиглазником в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки, если она была, и произносила слова благословения:
Помилуй нас, тайга моя!
Помилуй нас, девять небес моих!
Помилуй нас, солнце!
О милости вашей прошу вас!
Кенин-Лопсан собрал интересные материалы, касающиеся об обращении тувинцев к Солнцу. «Считалось, что молитва солнцу - одна из главных молитв среди девяти. Поэтому тувинцы каждое утро обращались к нему с молитвой и разбрызгивали из пиалы чай с молоком в его сторону. Затем брызгали в огонь очага, и только после этого пили сами» .
Число «девять» для тувинцев считается сакральным числом. По данным Кенин-Лопсана, тувинцы соблюдали девять обычаев. Он считает, что «если тувинское дитя поклонится Долаану-богу в возрасте девяти лет, то у этого ребенка будет долголетие». В 2009 году преподаватели Тувинского государственного университета, во время экспедиции побывали в местности Беш-Богдо (Монголия) у этнических тувинцев. Нам показали ритуальный предмет, не с девятью выемками, а с тринадцатью. На вопрос Е.В. Айыжи «Почему «тринадцатиглазка?», было дано много ответов. Но в основном они сводились к следующему: во-первых, этнические тувинцы в Баян-Ульгийском аймаке поклонялись тринадцати священным горам Монголии; во-вторых, они поклоняются священным тринадцати рекам, озерам, которые также считались для них родовыми». Информация была следующей: девятиглазкой пользовались только тувинские шаманы.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения