Сэвэкан и Мучун
Участников: 2
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Основы шаманского ремесла :: Шаманские памятные дни и празднества разных народов
Страница 1 из 1
Сэвэкан и Мучун
Сэвэкан и Мучун
Сэвэкан и Мучун
Праздник весеннего пробуждения природы отмечают и эвенки. У эвенков, живущих в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, он называется «Сэвэкан», у тех, кто живет на Енисее и его притоках, — «Мучун». Сигналом к началу праздника служит появление зеленой травы, новой хвои на лиственницах и первый крик кукушки. Обряды, которые проводят в честь начала лета шаманы Эвенкии, Тувы и Бурятии, очень схожи между собой. Правда, для эвенков день открытия небесных врат — это по совместительству еще и Новый год.
Праздники, приходящиеся на середину между весенним равноденствием и летним солнцестоянием, есть не только у азиатских народов, но и почти у всех европейских. Причем традиция отмечать пробуждение природы восходит к дохристианским временам, когда все европейские народы были язычниками.
Сэвэкан и Мучун
Праздник весеннего пробуждения природы отмечают и эвенки. У эвенков, живущих в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, он называется «Сэвэкан», у тех, кто живет на Енисее и его притоках, — «Мучун». Сигналом к началу праздника служит появление зеленой травы, новой хвои на лиственницах и первый крик кукушки. Обряды, которые проводят в честь начала лета шаманы Эвенкии, Тувы и Бурятии, очень схожи между собой. Правда, для эвенков день открытия небесных врат — это по совместительству еще и Новый год.
Праздники, приходящиеся на середину между весенним равноденствием и летним солнцестоянием, есть не только у азиатских народов, но и почти у всех европейских. Причем традиция отмечать пробуждение природы восходит к дохристианским временам, когда все европейские народы были язычниками.
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Re: Сэвэкан и Мучун
Обряд Сэвэкан проводился в конце апреля - начале мая, в месяц отела оленей. Знаменовался он первым появлением травы и хвои лиственницы и отмечался народной приметой - первым кукованием кукушки. Этим обрядом у эвенков начинался Новый год. В более раннее время обряд сэвэкан являлся общеродовым праздником, но к началу XX века, с разложением первобытно-общинного строя и выделением родовой знати, превратился в чисто семейный праздник. Присутствие всего рода на нем было уже необязательным. Он проводился, как правило, несколькими состоящими в родстве семьями во главе с шаманом.
Обряд сэвэкан является многодневной церемонией и был направлен на получение священной силы мусун от энекан Буга и ее помощника сэвэки.
Обряд состоял из четырех кампаний. При первом кампании декорация обряда была обычной для шаманского "полета" в верхний мир. Кампание совершалось в юрте. По бокам в юрте втыкали четыре идола ментая, по центру располагали тагу. За юртой от места малу в направлении на звезду Чалбон устанавливали стаю птиц, изготовленных из дерева, и 9 тагу. Стая птиц состояла из орла, 2-х лебедей, гагары, девяти чирков и 9 куликов.
В кампании шаман пением описывал свой "подход" в верхний мир, встречу с духами-помощниками, просил их разведать дорогу к энекан Буга и разузнать, что необходимо для проведения обряда сэвэкан. Духи-помощники исполняют просьбу шамана, и он распускает их на отдых.
На следующий день совершалось второе кампание. В нем шаман описывал, что необходимо изготовить для проведения обряда, из какого материала, где он находится и кто из сородичей будет этим заниматься. После второго камлания мужчины под руководством шамана изготавливали и дополняли декорацию обряда. В юрте над местом малу подвешивали идола сэвэкичан, чуть выше-изготовленные из бересты изображения солнца, звезды Чалбон и месяца. По бокам юрты развешивались группами по девять изображения берестяных оленей всех возрастов, но не менее 36 штук. Юрту изнутри и снаружи разукрашивали разноцветными лентами и матерчатыми лоскутами.
За юртой от места малу в направлении на звезду Чалбон ставили два шаманских столбика сэргэ, на них вешали наму и внизу расположили небольшой столик с двумя чашечками, наполненными кровью. Все огородили четырьмя идолами ментая. Чуть подальше поставили небольшой четырехугольный загон для оленей (курекан). В противоположных его углах воткнули 2 сэргэ и привязали к ним двух оленей белой масти. К имеющимся изображениям стаи птиц добавили одну кукушку и двух голубей. Тагу оставили в прежнем количестве. Вокруг шаманской юрты и декорации установили "заросли" - палки, ветки и т.д., имитирующие тайгу, и в них расставили изображения всевозможных диких животных разных возрастов. Подготовив полностью декорацию обряда, шаман начинал третье, основное камлание.
Оно заключалось в "хождении" к энекан Буга за священной силой мусун и за душами оленей и диких животных.
Начиналось кампание в сумерки. После "сбора" духов-помощников шаман выходил из юрты, входил в курекан к оленям, окуривал их, просил хорошего приплода диких животных и домашних оленей. Затем трижды обходил декорацию обряда и удалялся с пением в направление на восход солнца. В песне шаман рассказывал, как он идет к энекан Буга, какие трудности встречаются на его пути. Вот он, наконец, достигает местонахождения хозяйки вселенной, просит у нее священную силу и души домашних оленей и диких животных. Энекан буга из своего мешочка чемпули достает души домашних оленей и диких животных в виде шерстинок и сыплет шаману на бубен, при этом вселяя в него священную силу. Шаман тщательно собирает шерстинки и возвращается к сородичам. Придя на землю, он распускает души диких животных и оставляет только души домашних оленей. Подходя к сородичам, шаман показывает своими движениями, будто он удерживает оленей. Он издает звуковые сигналы, чтобы олени не разбежались, временами изображает ловлю наиболее строптивых оленей арканом. В это время участники обряда оказывают ему помощь. Выйдя из юрты, мужчины своими движениями показывают, что они помогают шаману сдерживать оленей, бросая на них арканы. Женщины в это время открывают ритуальный курекан, бренчат мешочками, которыми подманивают оленей (тукарук). Наконец, олени "загнаны". Шаман с пением заходит в юрту, помощники ставят его на коврик, шаман трясется, подражая оленям, и из его костюма сыплются шерстинки - оленьи души. Сородичи собирают их и зашивают в специально приготовленный мешочек омирук.
Четвертая кампания было направлено на передачу шаманом священной силы. Кампание начиналось в юрте, после созыва духов-помощников. Шаман пением просил энекан Буга, чтобы она была добра к его сородичам и чтобы часть данной ею священной силы мусун перешла в окружающую природу и оживила ее для размножения диких животных, получения здорового и многочисленного поголовья домашних оленей, здоровья членов рода. Под пение и мелодичный бой в бубен шаман притрагивался колотушкой к участникам обряда, к подвешенным идолам сэвэкичан и изображением оленей. Затем выходил из юрты, трижды обходил декорацию обряда, входил к оленям в курекан, окуривал их и просил хорошего приплода. Встав на колени, гладил их колотушкой и пением передавал, что с этого момента они призваны к охране и размножению оленьего поголовья. Выйдя из загона, шаман трогал колотушкой наму, расположенные вокруг изображения зарослей и животных. Вновь обойдя декорацию обряда, три раза заходил в юрту, распускал духов и делал омовение. На этом обряд заканчивался.
Эвенки считали, что после обряда посвящаемые олени сэвэк, наму, сэвэкичан становились священными и выполняли функции защитников рода. Введенная в изготовленные "заросли" и изображения животных священная сила мусун оживляла природу и способствовала размножению диких животных.
Обряд сэвэкан является многодневной церемонией и был направлен на получение священной силы мусун от энекан Буга и ее помощника сэвэки.
Обряд состоял из четырех кампаний. При первом кампании декорация обряда была обычной для шаманского "полета" в верхний мир. Кампание совершалось в юрте. По бокам в юрте втыкали четыре идола ментая, по центру располагали тагу. За юртой от места малу в направлении на звезду Чалбон устанавливали стаю птиц, изготовленных из дерева, и 9 тагу. Стая птиц состояла из орла, 2-х лебедей, гагары, девяти чирков и 9 куликов.
В кампании шаман пением описывал свой "подход" в верхний мир, встречу с духами-помощниками, просил их разведать дорогу к энекан Буга и разузнать, что необходимо для проведения обряда сэвэкан. Духи-помощники исполняют просьбу шамана, и он распускает их на отдых.
На следующий день совершалось второе кампание. В нем шаман описывал, что необходимо изготовить для проведения обряда, из какого материала, где он находится и кто из сородичей будет этим заниматься. После второго камлания мужчины под руководством шамана изготавливали и дополняли декорацию обряда. В юрте над местом малу подвешивали идола сэвэкичан, чуть выше-изготовленные из бересты изображения солнца, звезды Чалбон и месяца. По бокам юрты развешивались группами по девять изображения берестяных оленей всех возрастов, но не менее 36 штук. Юрту изнутри и снаружи разукрашивали разноцветными лентами и матерчатыми лоскутами.
За юртой от места малу в направлении на звезду Чалбон ставили два шаманских столбика сэргэ, на них вешали наму и внизу расположили небольшой столик с двумя чашечками, наполненными кровью. Все огородили четырьмя идолами ментая. Чуть подальше поставили небольшой четырехугольный загон для оленей (курекан). В противоположных его углах воткнули 2 сэргэ и привязали к ним двух оленей белой масти. К имеющимся изображениям стаи птиц добавили одну кукушку и двух голубей. Тагу оставили в прежнем количестве. Вокруг шаманской юрты и декорации установили "заросли" - палки, ветки и т.д., имитирующие тайгу, и в них расставили изображения всевозможных диких животных разных возрастов. Подготовив полностью декорацию обряда, шаман начинал третье, основное камлание.
Оно заключалось в "хождении" к энекан Буга за священной силой мусун и за душами оленей и диких животных.
Начиналось кампание в сумерки. После "сбора" духов-помощников шаман выходил из юрты, входил в курекан к оленям, окуривал их, просил хорошего приплода диких животных и домашних оленей. Затем трижды обходил декорацию обряда и удалялся с пением в направление на восход солнца. В песне шаман рассказывал, как он идет к энекан Буга, какие трудности встречаются на его пути. Вот он, наконец, достигает местонахождения хозяйки вселенной, просит у нее священную силу и души домашних оленей и диких животных. Энекан буга из своего мешочка чемпули достает души домашних оленей и диких животных в виде шерстинок и сыплет шаману на бубен, при этом вселяя в него священную силу. Шаман тщательно собирает шерстинки и возвращается к сородичам. Придя на землю, он распускает души диких животных и оставляет только души домашних оленей. Подходя к сородичам, шаман показывает своими движениями, будто он удерживает оленей. Он издает звуковые сигналы, чтобы олени не разбежались, временами изображает ловлю наиболее строптивых оленей арканом. В это время участники обряда оказывают ему помощь. Выйдя из юрты, мужчины своими движениями показывают, что они помогают шаману сдерживать оленей, бросая на них арканы. Женщины в это время открывают ритуальный курекан, бренчат мешочками, которыми подманивают оленей (тукарук). Наконец, олени "загнаны". Шаман с пением заходит в юрту, помощники ставят его на коврик, шаман трясется, подражая оленям, и из его костюма сыплются шерстинки - оленьи души. Сородичи собирают их и зашивают в специально приготовленный мешочек омирук.
Четвертая кампания было направлено на передачу шаманом священной силы. Кампание начиналось в юрте, после созыва духов-помощников. Шаман пением просил энекан Буга, чтобы она была добра к его сородичам и чтобы часть данной ею священной силы мусун перешла в окружающую природу и оживила ее для размножения диких животных, получения здорового и многочисленного поголовья домашних оленей, здоровья членов рода. Под пение и мелодичный бой в бубен шаман притрагивался колотушкой к участникам обряда, к подвешенным идолам сэвэкичан и изображением оленей. Затем выходил из юрты, трижды обходил декорацию обряда, входил к оленям в курекан, окуривал их и просил хорошего приплода. Встав на колени, гладил их колотушкой и пением передавал, что с этого момента они призваны к охране и размножению оленьего поголовья. Выйдя из загона, шаман трогал колотушкой наму, расположенные вокруг изображения зарослей и животных. Вновь обойдя декорацию обряда, три раза заходил в юрту, распускал духов и делал омовение. На этом обряд заканчивался.
Эвенки считали, что после обряда посвящаемые олени сэвэк, наму, сэвэкичан становились священными и выполняли функции защитников рода. Введенная в изготовленные "заросли" и изображения животных священная сила мусун оживляла природу и способствовала размножению диких животных.
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Основы шаманского ремесла :: Шаманские памятные дни и празднества разных народов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения