Тойон-Омогой и белый шаман Аан-Эрэсэр (Якутское предание)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и предания Якутии
Страница 1 из 1
Тойон-Омогой и белый шаман Аан-Эрэсэр (Якутское предание)
Тойон-Омогой и белый шаман Аан-Эрэсэр
На юге жили киргизы. Как рассказывают, от них-то и бежал первым в наш Якутский край Омогой. Он привел с собой 20 семей. Жену его звали Аан-Сабыйа. У подножия южной Ытык Хая (Почтенная гора) он нашел пару годовалых жеребят, самца и самку. Это были дары лошадиного бога (сылгы айыысыта, точнее — размножающий, творящий лошадей), так как Омогой родился со счастливым уделом.
Он сам поселился в той местности, где ныне живут якуты Тулагинского наслега Мегинского улуса. Равнину, где теперь стоит город Якутск, он именовал Киэнг Кюбэгэй-Хотун (широкая Кюбэгэй-Госпожа).
Содрав кору с растущих елей, он построил себе жилище, стены снаружи обмазал глиной. Из свежесодранной бересты он сделал себе чашу для пищи. Он дал ей наименование логурхаананьах.
Отобрав из 20 семейств самых лучших и энергичных, он отправил на берег реки Лены промышлять рыбу. Они рыбачили, пользуясь плотами. Эти люди у мыса северной Ытык Хая нашли пару годовалых телят, бычка и корову. Это дары счастливому Омогою от Иэйэхсит. От этих двух пар скота у Омогая расплодилось большое стадо.
От Омогоя родились две дочери. Старшую звали Лэкэ-Чангый, младшую Ньыкы-Харах. Первая, некрасивая лицом, воспитывалась в пренебрежении, а вторая, красивая, с любовью и в холе.
Среди соседей Омогоя родился айыы ойууна (белый шаман) Аан-Эрэсэр (изначальный Эрэсэр). Это был шаман, который при совершении священной пляски явно доходил до богов, покровительствующих размножению людей и скота.
Старинная рукопись, хранившаяся у якута V Мальжегарского наслега Ивана Петровича Шадрина. Предание записано по-якутски [Ксенофонтов, 1977, с. 53—54].
На юге жили киргизы. Как рассказывают, от них-то и бежал первым в наш Якутский край Омогой. Он привел с собой 20 семей. Жену его звали Аан-Сабыйа. У подножия южной Ытык Хая (Почтенная гора) он нашел пару годовалых жеребят, самца и самку. Это были дары лошадиного бога (сылгы айыысыта, точнее — размножающий, творящий лошадей), так как Омогой родился со счастливым уделом.
Он сам поселился в той местности, где ныне живут якуты Тулагинского наслега Мегинского улуса. Равнину, где теперь стоит город Якутск, он именовал Киэнг Кюбэгэй-Хотун (широкая Кюбэгэй-Госпожа).
Содрав кору с растущих елей, он построил себе жилище, стены снаружи обмазал глиной. Из свежесодранной бересты он сделал себе чашу для пищи. Он дал ей наименование логурхаананьах.
Отобрав из 20 семейств самых лучших и энергичных, он отправил на берег реки Лены промышлять рыбу. Они рыбачили, пользуясь плотами. Эти люди у мыса северной Ытык Хая нашли пару годовалых телят, бычка и корову. Это дары счастливому Омогою от Иэйэхсит. От этих двух пар скота у Омогая расплодилось большое стадо.
От Омогоя родились две дочери. Старшую звали Лэкэ-Чангый, младшую Ньыкы-Харах. Первая, некрасивая лицом, воспитывалась в пренебрежении, а вторая, красивая, с любовью и в холе.
Среди соседей Омогоя родился айыы ойууна (белый шаман) Аан-Эрэсэр (изначальный Эрэсэр). Это был шаман, который при совершении священной пляски явно доходил до богов, покровительствующих размножению людей и скота.
Старинная рукопись, хранившаяся у якута V Мальжегарского наслега Ивана Петровича Шадрина. Предание записано по-якутски [Ксенофонтов, 1977, с. 53—54].
Похожие темы
» МАЛЬЧИК-СИРОТА И ЛУНА (Якутское предание)
» КАК ПОЧЕРНЕЛ КОНЧИК ХВОСТА У ГОРНОСТАЯ (Якутское предание)
» Шаман Дюхадие (Нганасанское предание)
» Джёсёгей тойон
» Песня горных вершин (Якутское поверье)
» КАК ПОЧЕРНЕЛ КОНЧИК ХВОСТА У ГОРНОСТАЯ (Якутское предание)
» Шаман Дюхадие (Нганасанское предание)
» Джёсёгей тойон
» Песня горных вершин (Якутское поверье)
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и предания Якутии
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения