Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ДУХ ОГНЯ У ХАКАСОВ

Перейти вниз

ДУХ ОГНЯ У ХАКАСОВ Empty ДУХ ОГНЯ У ХАКАСОВ

Сообщение автор Wizard Вс Сен 26, 2021 4:07 pm

Культ огня является одним из важных, центральных, структурообразующих в общей обрядовой системе культов. Он охватывал самые разнообразные явления религиозной культуры многих народов. Свое яркое отражение культ огня получил и у народов Саяно-Алтайского нагорья, в частности у хакасов.

Человек уже на ранних стадиях своего развития осознал, что он единственный из всех живых существ владеет огнем, что это выделяет его из окружающего мира. Уже в глубокой древности огонь стал объектом мифологии. Согласно одной из версий хакасского мифа, происхождение огня связано с искрой, высеченной из кремня одним из культурных героев — Ала бегом. Хакасы считали отцом огня сталь, а матерью - кремень.

По другим мифам, огонь принесла людям ласточка, выкрав его у бога подземного мира Ирлик-хана. Третий вариант мифа о происхождении огня говорит о том, что «во времена переселения части предков хакасов в страну Хонгорай, или Хоорай, (Хакасию - Б. В.), они бросили на произвол судьбы в своих прежних кочевьях одну старую деву. В дальнейшем душа погибшей девы оседлала трехлетнюю рыжую ко­былицу с белой звездочкой на лбу и, опираясь вместо посоха кроной трехлетней березы, достигла Хакасии.
Ее передняя пола пересекла реку Абакан, ее задняя пола пересекла реку Енисей. Войдя в жилище хонгорайцев, она села в очаг и стала хозяйкой огня (от ээзи).

Традиционное сознание хакасов считало огонь живым существом, во многом сходным с людьми. Дух огня (От инези — «мать огня») имел антропоморфный облик. Пожилые хакасы про нее говорят: «От иче - это белая, красивая, обнаженная женщина. Она разговаривает, подает звуки».

По другим сведениям, хозяйка огня показывалась в образе полной женщины в пестром платье и платке, хотя иногда ее видят одетой во все черное. Нередко хакасы про нее говорят: «От-ине, ол иней кизи , хыр пастых» - «Хозяйка огня - это седовласая старушка» [ПМА, Майнагашева С., 15.10.2001]. В хакасском мифологическом сознании хозяйка огня наделялась не только внешностью, но и многими чертами, характеризующими жен­щин.

«Хозяин огня женщина. Она такая же коварная, как и женщины. С ней нужно обходиться всегда осто­рожно и хорошо, чтобы она не  отомстила».

На антропоморфность духа огня также указывает следующий запрет: нельзя ворошить огонь ничем ост­рым - можно поранить его, выколоть глаза. Это представление хорошо иллюстрирует записанный нами миф: «Две старушки разговаривают между собой. У одной из них нет глаза, а у второй - зуба. Одногла­зая старушка говорит: “Мой хозяин открыл дверцу печки и ножом проткнул мой глаз ”. А вторая говорит:
“А меня, хозяйка проткнула ножницами и выбила мне зуб”. Поэтому у хакасов не принято острыми предме­тами касаться огня. Вообще к огню надо относиться очень аккуратно и с почтением».

Согласно традиционным хакасским представлениям, хорошему хозяину юрты богиня огня От-ине обыч­но представала в облике полной и доброй старушки, плохому - худой и злой. Кроме того, облик ее изменялся в зависимости от временем суток и даже месяца. При новолунии она бывала прекрасной девой, при ущербном месяце превращалась в глубокую старуху. Вечером она - красная дева, носящая шелковые одежды, ранним утром - женщина в возрасте, надевающая грубые одежды [Бутанаев, 1998, с. 26]. В связи с этим интересен следующий миф:
«Была такая история. По соседству жили богач и бедняк. Бедняк постоянно кормил хозяйку огня - ут­ром, перед тем, как идти на работу, и вечером, во время ужина. Никогда не забывал покормить. Как-то вечером, в очередной раз угостив хозяйку огня, он лег на кровать отдохнуть. Вдруг видит, как в юрту воина пожилая женщина. Она была одета в рваное платье, а сама вся бледная и худая. А возле очага бедняк увидел вторую женщину - полную, румяную. Первая говорит: “Сегодня ночью сожгу юрту своего хозяина, потому что дальше терпеть мочи нет. Мой хозяин такой богатый и такой жадный. Держит меня впроголодь .
А вторая говорит: “Мой хозяин хоть и беден, а про меня никогда не забывает. Всегда кормит. Дает самые лучшие кусочки пищи. Когда ты будешь сжигать юрту своего хозяина, то не сжигай седло, оно принадлежит моему хозяину, в нем его счастье". А мужик понял, что разговор ведут хозяйки огня, но виду не подает, что слышит их разговор. Притворяется спящим. Проснувшись рано утром, он выше7 во двор и увидел, что юрта богатого соседа сгорела дотла. Богач ходит сам не свой от горя. Бедняк пошел осмотреть место, где стояла та юрта. В золе он увидел большой казан, перевернул его и обнаружил там свое седло. Хозяйка огня сдерживает свое слово. Поэтому огонь необходимо всегда почитать» [ПМА, Бурнаков В. С., 20.07.2000].

Представления о женском облике духа-хозяйки огня встречаются у шорцев: «Хозяин огня мыслился в женском образе. К его помощи обращались во всех случаях жизни; охотники приносили жертву духу огня перед отправлением на промысел, при неудачах в тайге и после удачной добычи.

Дух-хозяин огня мог принимать и мужское обличие: «Хозяин огня похож на человека. Обычно это женщина с рыжими волосами, хотя он может быть и мужчиной. Их может увидеть не каждый, лишь избранные. Пожилая хакаска рассказала такую историю:
«У огня есть хозяин, обычно это женщина, но иногда встречается и мужчина. Я видела хозяина огня в облике рыжего старика с большой бородой. Однажды он явился ко мне и грозно сказал: “Почему ты меня не кормишь ? И как только  это сказал, сразу же запрыгнул в печь. Я извинилась перед ним и поблагодарила за напоминание и бросипа в огонь кусочки пищи. На следующее утро, сварив потхы*, я первым делом «покорми­ла» хозяина огня еще и угостила молочной водкой [ПМА, Кичеева Р. М., 13.05.2000].

Аналогичные представления о духе огня в образе мужчины встречаются и у алтайцев: «От ээзи - хозяин огня, мужчина очень здоровый» [ПМА, Тазрочев С. С., 20.06.2001].
По всей видимости, мужской образ хозяина огня является результатом заимствования у русских мифо­логического образа домового, чаще представлявшегося мужчиной. Не исключено и то, что наделение хозяина огня женскими и мужскими чертами говорит о проявлении известной амбивалентности божеств самого архаи­ческого пласта верований и культов хакасов. Нередко хозяйка огня представлялась и в зооморфных образах хтонических животных - змеи, ящерицы и др.

«Когда во сне видишь змею, то необходимо бросить в огонь кусочки пищи, это дает о себе знать хозяйка огня».
По алтайским поверьям, хозяин огня мог принимать облик ящерицы, что нашло отображение на шаман­ских бубнах [Алексеев, 1984, с. 85].
В традиционном понимании хакасов, богиня огня - «огненная мать» давала тепло и свет, постоянно ох­раняла домашний очаг и семью от злых сил, приносила удачу и богатство хозяину, жила заботами главы дома.

Ее называли так: чурттын-ээз1— «хозяйка жилища», чурттыц-хадарчазы - «хранительница жилища», кизининг-хулгы — «оберег человека», хадарганыц-халхазы — «щит пасущегося (скота)» и т. д. [Бутанаев, 1998, с. 26].
Для сохранения благополучия семьи женщины обязаны были ежедневно кормить духа огня.
«У хакасов принято с почтением относиться к огню. Огонь живой, он имеет своего духа-хозяина.
Его всегда кормили. Любая хозяйка, когда готовит пищу, обязательно кормит хозяина огня. В огонь запреща­лось бросать что попало».

Прежде чем садиться за стол, подкармливали духа огня кусочками мяса, сала, кашицы, бросая их в огонь.Перед употреблением хмельных напитков в первую очередь угощали духов огня и дома (иб ээзi). Если случался пожар, считалось, что дух огня чем-то обижен на хозяина дома и вызвал пожар.
Поэтому старались не обижать, не разгневать духа огня.

Очень важно было покормить хозяйку огня утром. Это было связано с верой, что после этого священ­нодействия день сложится удачно. По всей видимости, утро как начало нового дня (т. е. цикла) символизи­ровало переход на новый виток жизни, требовавший соблюдения обрядов, связанных с огнем как основным элементом жизнеобеспечения. Хакасские старики говорят: «Утром, в любом случае необходимо покормить хозяйку огня»; «Когда огонь свистит, это означает, что хозяйка огня захотела кушать».

Огонь, по представлениям хакасов, имеет множество функций. Одной из главных было очищение. «Чис­тота — неотъемлемое свойство огня, которое он может передавать всему, что его окружает, что соприкасается, и благодаря этому может очищать все скверны, все злые помыслы, отгонять нечистую силу» [Галданова, 1987, с. 22]. Хакасы видели в лице Om-iче защитника и охранителя дома. Другая важнейшая функция была напря­мую связана с жизнью души человека. Н. Ф. Катанов писал: «Дух огня растит и греет всякое живое существо, как только дух отходит от этого существа, оно умирает, т. е., тело приобщается к земле, а душа к полчищам духов, витающих на земле».

Ежегодно хакасы совершали домашнее жертвоприношение духу огня от тайиг. Обычно его проводили весной, на девятый день новолуния, когда распустятся листья, закукует ку кушка, «проснутся» горы и реки. Жертвоприношение могли возглавлять шаманы и служители «белой веры», называемые по-хакасски, нурхан. т. е. «святой человек» [Бутанаев, 1998, с. 30]. В честь духа огня закалывается обыкновенно марай пасты,' сiлакка, т. е. белый холощеный баран с черными щеками. Для обеспечения благополучия и отвращения бед духу огня тоже посвящали ызыхов. Обряд проводился шаманом. Процесс посвящения сопро­вождался жертвоприношением белого барана.

Шаман произносил алгыс
благосление:
Ты. огонь, моя мать, имеющая 30 зубов.
ты, моя теща, имеющая 40 зубов!
Ездишь ты верхам на рыжей
кобылице, еще не жеребившейся,
украшаешь (свой наряд) красный и
лентами [Катанов. 1907, с. 547/,

Свойство посредника между людьми и духами сближало функции огня и шамана. В архаических воз­зрениях хакасов дух огня считался одним из главных помощников шамана. Перед отправкой в далекие путешествия во время камлания шаман в первую очередь обращался за помощью к хозяину огня. Н. П. Дыренкова по этому поводу писала: «Ни один кам не согласится идти ни к какому духу без разрешения матери-огня.
“Без нее идти нельзя,” - говорила камка, - “а если она с тобой, то идти и светло и легко”. Вот почему каждое камлание начинается с обращения к матери-огню и молитвы к ней». Считалось, что «ежели будет какой-нибудь черт нападать на шамана, то От эзи (дух огня) опояшется вокруг кама, этим самым защитит его от нападений черта, так что, если даже черт одолеет кама, он все равно не сможет его съесть. а без него уже кам умрет».

Хакасские шаманы обращались к богине огня со следующими словами [Катанов, 1996, с. 44-45]:

Молодая дева, в новолуние
Тридцать жгучих ты зубов имеешь!
Дева-вековуха - на ущербе,
Сорок желтых ты зубов имеешь!
Ездишь ты на рыжей кобылице.
Для которой время жеребиться
Не назначено еще судьбою!
А сама наряд свой кумачовый
Красными ты лентами в избытке
Украшаешь, чтоб развевались!
Ты - Дева-мать, что тридцать языков
Имеет, чтобы всеми говорить!
Ты - Дева-мать, что сорок языков
Имеет, чтобы с нами говорить!
Ты - собеседница Ульгеня, ты -
Советница самой Земли-Воды!
Резвишься ты, как юная девица,
И .мчишься, как лихая кобылица.
Воительница ты, что тучу стрел,
Несущих пламя, посылаешь в мир.
И там царит ужасный пересверк!


Другим качеством, сближающим функции огня с шаманом, являлась убежденность в то, что божество огня обладает способностью предвидения и предсказания. Если и горящем очаге вдруг оседала головня, то это предвещало приход гостей. Севшую головню называют хоначы - «гость». С какой стороны оседала хоначы, вот с той стороны и надо было ждать гостей Сличала толстою нужно было «накормить». Для этого ее посыпали золой, приговаривая:
«Здравствуй, дорогой гость! Пей айран и чай! Покури табаку!». Затем немного разгребали очаг, делали из золы "постель" и укладывали хоначы отдыхать. Со словами: "Гость опьянел и уснул", закрывали головню "одеялом" из золы. Уложив "хоначы" спать, ждали дорогих гостей. Дух огня мог также известить о приходе гостя треском или свистом. По треску огня старались угадать будущее.

В одном семантическом ряду с огнем стоят дым и угли. Лечение любых болезней начинали с обряда окуривания - алас. В качестве дезинфицирующего средства применяли богородскую траву - ирбен или мож­жевельник - арчын, дымом которых очищали помещение от нечисти. Ароматические травы клали на железный совочек с девятью горящими угольками. Больного начинали окуривать с ног, затем кадили над головой и за­канчивали окуриванием постели и жилища. В это время лекарь произносил следующие заклинания:

"Алас-алас!
Умывшись водой из Молочного озера,
Окурившись богородской травой из горы Сумеру,
Пусть человек очистится от злых сил!
Пусть дьяволы вернутся в свой мир!
Пусть жилище станет чистым и красивым!
Алас-алас!"


Обряд окуривания младенцев назывался ызырых. Он применялся в профилактических целях «от испуга». При этом на совочек также клали девять горящих угольков и девять зернышек ячменя, семь щепоток соли и богородскую траву. Обряд этот совершали на каждый девятый день новолуния мать или бабушка ребенка.

(По В. А. Бурнакову "Духи среднего мира в традиционном мировоззрении хакасов")
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3017
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Ингвар поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения