ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ (Нганасанские легенды)
Страница 1 из 1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛЮДЕЙ (Нганасанские легенды)
Сперва была кругом вода. Только вершины камней было немного видно. Потом стало немного земли. Появилась лайда величиной с ладонь. На ней маленький тальник и два человека — мужчина и женщина.
Сперва они траву ели. Потом земля стала большой, мужчина и женщина тоже стали большими. Стали они немного ходить.
Пошли они и нашли двух телят маленьких. Ночевали все четверо вместе. Из травы сделали веревку и привязали оленям на шею. Потом один теленок стал лончаком, а другой — терагайкой. Люди тоже выросли, женщина большой девушкой стала.
Потом тарагайка родила двух телят — самца и самку. Девушка родила двух детей — мужчину и женщину. Стало всех восемь. Собирали ломаные, упавшие деревья. Ребята тоже выросли и поженились.
Когда ребята женились, у них тоже двое детей родились.
У отца с матерый тоже двое родились. Стало всего восемь людей. Оленей стало тоже восемь. Олени все на веревках ходили. Но два теленка оборвали веревки и убежали. Так появились дикие
олени.
Восемь людей разделились на две группы, на два чума. Отец с матерью у Пясины остались, дети на Таймыру-реку ушли. Потом родились и делились. Тут и конец.
Первого мужчину звали Дёйба (сирота). Он был бог.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛЮДЕЙ
Давно совсем никаких людей не было. Только где-то вверху медведь оставил мальчика и девочку, совсем маленьких, совсем голых. Они на улице играли и руками закрывались. Какой-то чум или землянку сделали. Время выпадения снега близко стало, поэтому и сделали. Теперь в этом чуме несколько, семь-восемь дней, они жили, и снег выпал. Теперь медведь пришел.
Пришел медведь и унес этих двух ребят. Унес куда-то в свой дом. В доме у медведя совсем мягкие подушки, койки, чтобы сидеть на них. Домой пришел медведь и как в кухню (?) положил двух ребят, а сам ушел. И день где-то проходил и опять пришел. Принес мясо дикого оленя и положил ребятам.
Теперь ребята с медведем жили и до весны дожили. Как-то медведь одежду собрал и дал ребятам. Когда лето теплое настало, медведь погладил ребят по голове, но ничего не сказал.
Вывел их на улицу и показал, куда идти. И ребята пошли, куда он показал.
Теперь ребята из чума медведя ушли. Куда-то пришли и землянку или голомо сделали. Тут у себя дома они жили, и выросли, и стали мужчиной и женщиной, и народили много ребят, дожив до старости. Теперь вперед народ стал. Так люди от тех ребят пошли, народ стал.
Теперь долганы медведей убивают, а нганасаны поэтому не кушают медведя. Это черный медведь воспитал нганасан.
Сперва они траву ели. Потом земля стала большой, мужчина и женщина тоже стали большими. Стали они немного ходить.
Пошли они и нашли двух телят маленьких. Ночевали все четверо вместе. Из травы сделали веревку и привязали оленям на шею. Потом один теленок стал лончаком, а другой — терагайкой. Люди тоже выросли, женщина большой девушкой стала.
Потом тарагайка родила двух телят — самца и самку. Девушка родила двух детей — мужчину и женщину. Стало всех восемь. Собирали ломаные, упавшие деревья. Ребята тоже выросли и поженились.
Когда ребята женились, у них тоже двое детей родились.
У отца с матерый тоже двое родились. Стало всего восемь людей. Оленей стало тоже восемь. Олени все на веревках ходили. Но два теленка оборвали веревки и убежали. Так появились дикие
олени.
Восемь людей разделились на две группы, на два чума. Отец с матерью у Пясины остались, дети на Таймыру-реку ушли. Потом родились и делились. Тут и конец.
Первого мужчину звали Дёйба (сирота). Он был бог.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЛЮДЕЙ
Давно совсем никаких людей не было. Только где-то вверху медведь оставил мальчика и девочку, совсем маленьких, совсем голых. Они на улице играли и руками закрывались. Какой-то чум или землянку сделали. Время выпадения снега близко стало, поэтому и сделали. Теперь в этом чуме несколько, семь-восемь дней, они жили, и снег выпал. Теперь медведь пришел.
Пришел медведь и унес этих двух ребят. Унес куда-то в свой дом. В доме у медведя совсем мягкие подушки, койки, чтобы сидеть на них. Домой пришел медведь и как в кухню (?) положил двух ребят, а сам ушел. И день где-то проходил и опять пришел. Принес мясо дикого оленя и положил ребятам.
Теперь ребята с медведем жили и до весны дожили. Как-то медведь одежду собрал и дал ребятам. Когда лето теплое настало, медведь погладил ребят по голове, но ничего не сказал.
Вывел их на улицу и показал, куда идти. И ребята пошли, куда он показал.
Теперь ребята из чума медведя ушли. Куда-то пришли и землянку или голомо сделали. Тут у себя дома они жили, и выросли, и стали мужчиной и женщиной, и народили много ребят, дожив до старости. Теперь вперед народ стал. Так люди от тех ребят пошли, народ стал.
Теперь долганы медведей убивают, а нганасаны поэтому не кушают медведя. Это черный медведь воспитал нганасан.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения