Сумпытыль куп, сомбыри кум (Кеть) - ‘шаман; колдун’, букв. ‘поющий человек’
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
Сумпытыль куп, сомбыри кум (Кеть) - ‘шаман; колдун’, букв. ‘поющий человек’
Сумпытыль куп, сомбыри кум (Кеть) - ‘шаман; колдун’, букв. ‘поющий человек’
Шаман Сумпытыль куп камлал в светлом чуме (вотличие от шамана гамытырыль гуп - см.) с бубном и колотушкой, прибегал к помощи духов для проникновения в Нижний (подземный), Верхний (небесный) миры для спасения души больного, имел специальное одеяние. Шаманами Сумпытыль куп могли быть мужчины и женщины. Сумпытыль куп камлали в чуме или вне чума в праздничные дни. Дети и женщины обычно на камлание не допускались. Если нужно было камлать по поводу болезни женщины, то звали бабушку-шаманку. Если болел ребенок, то шаман взаимодействовал с отцом ребенка.
Селькупы считали, что шаманы С.к. - это особо отмеченные люди, получающие свой дар по наследству - от деда дар переходил к младшему внуку (фольклорные и этнографические данные дают именно эту линию). Способность стать шаманом проявляется в особом внешнем виде и
поведении избранного ребенка с ранних лет. Такой ребенок отличался от обычных детей внешне: у него был высокий лоб, острый взгляд, специфические завитки волос на макушке. Будущий шаман предпочитал одиночество, а в юношестве наступал период, характеризуемый такими психическими отклонениями, как неспокойный сон, галлюцинации, депрессия, обмороки и т.д. Родные обращались к опытному шаману, который оказывал покровительство молодому человеку: отгонял злых духов, узнавал, чьих духов-покровителей наследо
вал избранник. Следующим этапом становилась экипировка будущего шамана, которую справляли сородичи в определенном порядке.
Сначала изготавливали колотушку (гапшит), после чего молодой шаман начинал камлать, ударяя себя колотушкой по левой ноге и про
буя петь первые песни. Вторым шаманским атрибутом был бубен (нуца), при получении которого проводилась церемония «оживления боубна». Эта церемония, которую проводил опытный шаман, являлась своего рода посвящением в шаманы новичка, его ознакомлением с дорогой в мир духов. Суть этой церемонии заключалась в установлении тождества между оленем и шаманским бубном с целью наделения бубна основной характеристикой живого оленя - бубен становился средством передвижения шамана в мире духов. Позднее шаман получал нагруд ник (кутын), парку, пимы, шапку (сумпыль укы) и жезл (сумпыль туры). Полный костюм имели только опытные и «сильные» шаманы.
По данным, записанным от тазовских селькупов, шаманы Сумпытыль куп обладали даром «видения» и в результате камланий могли описать события, случившиеся в тех или иных местах с какими-либо людьми.
У нарымских селькупов шаманы С.к. «били в бубен, кривлялись до изнеможения, падали с пеной у рта...» У кетских селькупов шаманы С.к. использовали в своих сеансах бубен или варган пыугыр (см. Пыркыр).
Шаманы Сумпытыль куп пользовались колотушкой для своих предсказаний. У тымских селькупов записано: «Шаман Сумпытыль куп вокруг ходит, как солнце ходит, люди поодаль сидят. Больной в середине стоит. Шаман колотушку от бубна вверх подбрасывает. Если колотушка лицевой стороной вниз
ляжет - этот человек болеть будет. Если колотушка лицевой стороной вверх ляжет, то человек поправится».
Шаман Сумпытыль куп камлал в светлом чуме (вотличие от шамана гамытырыль гуп - см.) с бубном и колотушкой, прибегал к помощи духов для проникновения в Нижний (подземный), Верхний (небесный) миры для спасения души больного, имел специальное одеяние. Шаманами Сумпытыль куп могли быть мужчины и женщины. Сумпытыль куп камлали в чуме или вне чума в праздничные дни. Дети и женщины обычно на камлание не допускались. Если нужно было камлать по поводу болезни женщины, то звали бабушку-шаманку. Если болел ребенок, то шаман взаимодействовал с отцом ребенка.
Селькупы считали, что шаманы С.к. - это особо отмеченные люди, получающие свой дар по наследству - от деда дар переходил к младшему внуку (фольклорные и этнографические данные дают именно эту линию). Способность стать шаманом проявляется в особом внешнем виде и
поведении избранного ребенка с ранних лет. Такой ребенок отличался от обычных детей внешне: у него был высокий лоб, острый взгляд, специфические завитки волос на макушке. Будущий шаман предпочитал одиночество, а в юношестве наступал период, характеризуемый такими психическими отклонениями, как неспокойный сон, галлюцинации, депрессия, обмороки и т.д. Родные обращались к опытному шаману, который оказывал покровительство молодому человеку: отгонял злых духов, узнавал, чьих духов-покровителей наследо
вал избранник. Следующим этапом становилась экипировка будущего шамана, которую справляли сородичи в определенном порядке.
Сначала изготавливали колотушку (гапшит), после чего молодой шаман начинал камлать, ударяя себя колотушкой по левой ноге и про
буя петь первые песни. Вторым шаманским атрибутом был бубен (нуца), при получении которого проводилась церемония «оживления боубна». Эта церемония, которую проводил опытный шаман, являлась своего рода посвящением в шаманы новичка, его ознакомлением с дорогой в мир духов. Суть этой церемонии заключалась в установлении тождества между оленем и шаманским бубном с целью наделения бубна основной характеристикой живого оленя - бубен становился средством передвижения шамана в мире духов. Позднее шаман получал нагруд ник (кутын), парку, пимы, шапку (сумпыль укы) и жезл (сумпыль туры). Полный костюм имели только опытные и «сильные» шаманы.
По данным, записанным от тазовских селькупов, шаманы Сумпытыль куп обладали даром «видения» и в результате камланий могли описать события, случившиеся в тех или иных местах с какими-либо людьми.
У нарымских селькупов шаманы С.к. «били в бубен, кривлялись до изнеможения, падали с пеной у рта...» У кетских селькупов шаманы С.к. использовали в своих сеансах бубен или варган пыугыр (см. Пыркыр).
Шаманы Сумпытыль куп пользовались колотушкой для своих предсказаний. У тымских селькупов записано: «Шаман Сумпытыль куп вокруг ходит, как солнце ходит, люди поодаль сидят. Больной в середине стоит. Шаман колотушку от бубна вверх подбрасывает. Если колотушка лицевой стороной вниз
ляжет - этот человек болеть будет. Если колотушка лицевой стороной вверх ляжет, то человек поправится».
Похожие темы
» Соответствие рун и букв иных маг. алфавитов
» Darkonix - человек
» Сонный Человек
» Тылвал и Немал-человек
» Человек с реки Казым
» Darkonix - человек
» Сонный Человек
» Тылвал и Немал-человек
» Человек с реки Казым
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм селькупов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения