ЛЕГЕНДА О ПЕРВОЙ КНИГЕ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и легенды удмуртов
Страница 1 из 1
ЛЕГЕНДА О ПЕРВОЙ КНИГЕ
ЛЕГЕНДА О ПЕРВОЙ КНИГЕ
(Удмуртия)
когда людей было мало и они жили вместе, то старики, умудренные жизнью, учили молодых доброму нраву, вековым
обычаям и житейской мудрости, а молодые слушались и горя не знали. И был народ спокойный, миролюбивый, благонравный,
трудолюбивый.
Когда людей стало много, то расселились они по разным селениям, стали знать лишь свой род да соседний. Если и сходились вместе, то лишь для того, чтобы молиться или судиться.
Прошло еще сколько-то времени, люди расселились еще дальше, уже так далеко, что не могли собираться вместе. Старики разных родов, сойдясь друг с другом, теперь не могли припомнить все прошлые обычаи. Все чаще верх в спорах одерживал не тот, кто прав, а тот, кто силен и богат. Пошли споры да раздоры между родами и другими народами.
Однажды старейшины родов собрались вместе и порешили: чтобы не забыть все окончательно — записать все правила и обычаи в одну книгу.
Каждый род доставил старейшинам берестяные листы одинако вой величины, скрепили листы жилами, и получилась большая книга. В ней, пусами и тамгами, то есть особыми знаками-рисунками, изобразили, как порядок править, по каким законам жить.
Книгу оставили на большом белом камне в том месте, куда собирались на общее моление. Это место было удобно для всех, потому как находилось в центре всех поселений. Охранять книгу приставили жреца. Если кто из старейшин забывал какой-либо обряд или обычай, то он шел к тому жрецу, и они смотрели, что об этом написано в книге.
Но после того как написали эту единственную книгу, люди стали реже приносить жертву Инмару, реже угождать Кылдысину и реже собираться вместе. Раньше они собирались чаще, потому что опасались позабыть, а теперь, когда все было записано в книгу, они
уже не страшились этого.
Тогда Инмар разгневался на стариков, что придумали книгу, и решил наказать людей. Он позвал к себе Вукузё и велел ему сделать так, чтобы у человека не стало этой книги.
Вукузё был рад такому распоряжению. Еще бы! Ведь когда судили по книге, то все раздоры решались мирно. Без книги их
будет куда больше, а они, раздоры, для него, как моления для Инмара.
Он через вумуртов послал к белому камню большую корову в то время, когда жрец, приставленный сторожить книгу, спал. Корова подошла к камню и съела книгу. Целиком всю книгу сжевала, ни листочка не оставила.
Чтобы люди снова не написали такой книги, Инмар отнял у них знание всех пусов и тамг, которыми она была написана. Каждый человек теперь знал лишь одну родовую тамгу, один пус, которыми и помечал свою собственность, но что они означают, этого он больше не помнил.
Так Инмар с помощью Вукузё лишил человека первой книги.
(Удмуртия)
когда людей было мало и они жили вместе, то старики, умудренные жизнью, учили молодых доброму нраву, вековым
обычаям и житейской мудрости, а молодые слушались и горя не знали. И был народ спокойный, миролюбивый, благонравный,
трудолюбивый.
Когда людей стало много, то расселились они по разным селениям, стали знать лишь свой род да соседний. Если и сходились вместе, то лишь для того, чтобы молиться или судиться.
Прошло еще сколько-то времени, люди расселились еще дальше, уже так далеко, что не могли собираться вместе. Старики разных родов, сойдясь друг с другом, теперь не могли припомнить все прошлые обычаи. Все чаще верх в спорах одерживал не тот, кто прав, а тот, кто силен и богат. Пошли споры да раздоры между родами и другими народами.
Однажды старейшины родов собрались вместе и порешили: чтобы не забыть все окончательно — записать все правила и обычаи в одну книгу.
Каждый род доставил старейшинам берестяные листы одинако вой величины, скрепили листы жилами, и получилась большая книга. В ней, пусами и тамгами, то есть особыми знаками-рисунками, изобразили, как порядок править, по каким законам жить.
Книгу оставили на большом белом камне в том месте, куда собирались на общее моление. Это место было удобно для всех, потому как находилось в центре всех поселений. Охранять книгу приставили жреца. Если кто из старейшин забывал какой-либо обряд или обычай, то он шел к тому жрецу, и они смотрели, что об этом написано в книге.
Но после того как написали эту единственную книгу, люди стали реже приносить жертву Инмару, реже угождать Кылдысину и реже собираться вместе. Раньше они собирались чаще, потому что опасались позабыть, а теперь, когда все было записано в книгу, они
уже не страшились этого.
Тогда Инмар разгневался на стариков, что придумали книгу, и решил наказать людей. Он позвал к себе Вукузё и велел ему сделать так, чтобы у человека не стало этой книги.
Вукузё был рад такому распоряжению. Еще бы! Ведь когда судили по книге, то все раздоры решались мирно. Без книги их
будет куда больше, а они, раздоры, для него, как моления для Инмара.
Он через вумуртов послал к белому камню большую корову в то время, когда жрец, приставленный сторожить книгу, спал. Корова подошла к камню и съела книгу. Целиком всю книгу сжевала, ни листочка не оставила.
Чтобы люди снова не написали такой книги, Инмар отнял у них знание всех пусов и тамг, которыми она была написана. Каждый человек теперь знал лишь одну родовую тамгу, один пус, которыми и помечал свою собственность, но что они означают, этого он больше не помнил.
Так Инмар с помощью Вукузё лишил человека первой книги.
Хан Калмык- Сообщения : 955
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая
Похожие темы
» Легенда о книге и грамоте
» СОТВОРЕНИЕ ПЕРВОЙ ЖИВНОСТИ
» О ПЕРВОЙ ОЛЕНЬЕ НАРТЕ (Ханты)
» Легенда о священном озере Гуатавита (легенда племени чибча)
» ЛЕГЕНДА О ЛАБАЗЕ. Хантыйская легенда
» СОТВОРЕНИЕ ПЕРВОЙ ЖИВНОСТИ
» О ПЕРВОЙ ОЛЕНЬЕ НАРТЕ (Ханты)
» Легенда о священном озере Гуатавита (легенда племени чибча)
» ЛЕГЕНДА О ЛАБАЗЕ. Хантыйская легенда
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Мифы и легенды :: Мифы и легенды удмуртов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения