Обряд «проводов богини Айыысыт»
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Обряд «проводов богини Айыысыт»
Обряд «проводов богини Айыысыт»
По поверьям якутов, в течение трех дней после родов богиня Айыысыт находилась в доме роженицы. В период пребывания в доме Айыысыт необходимо было говорить шепотом и ходить тихо, чтобы не обидеть богиню и чтобы, рассердившись, не смогла отнять жизнь ребёнка или роженицы. В тот день, когда богиня Айыысыт покидала роженицу, утром устраивали обряд «проводов богини Айыысыт». В жертву Айыысыт убивали какое-нибудь животное. Голову, печень, сердце, селезенку и брюшину животного ставили на стол для Айыысыт. Около роженицы (чаще всего около камелька) выкапывали ямку глубиной 30 - 35 см. На дно ямы клали крест-накрест пучки конских волос, мелкие серебряные монеты и на них ставили туесок. Перед тем, как поставить туесок с последом повивальная бабка трижды обводила им вокруг туловища на уровне подмышек роженицы, которая сидела на том месте, где родила, с поднятыми руками. При этом бабка произносила благословение, обращаясь к Айыысыт. Если бабки не было, то женщина сама выполняла этот обряд.
Аан Айыыhыппыт, Почтеннейшая наша Айыысыт!
Аhаа-сиэ\ Ешь-угощайся!
Кэнэ5эс да5аны - И в будущем
Айыысыт ааннаатын, Пусть пожалует Айыысыт, Иэйиэхсит эргийдин! Возвратится Иэйиэхсит! Эдьээн Иэйиэхсити, Владычицу Иэйиэхсит,
Аан Айыыhыты - Почтенную Айыысыт
Атаарар KYMMYт буолла! - Настал день проводить
Далее делали подобие урасы высотой 40 - 50 см, берестяные фигурки домашних животных: фигурки лося, оленя, собаки, лыж и коня с переметной сумой для мальчиков и фигурки кобылицы, жеребца и изображение ножниц для девочек. Рядом с урасой ставили маленькую коновязь и привязывали к ней берестяных животных. Вокруг этой ямки садились женщины, в том числе роженица, в зимних праздничных одеждах. Женщины, не рожавшие усаживались на восточной стороне круга, так как туда уходила Айыысыт. В юрте не должны были находиться мужчины. Внутри урасы самая пожилая женщина (обычно повивальная бабка) разводила огонь и просила Айыысыт благословить ребёнка и не забывать его в будущем:
Иэйиэхсит энэрдэстин,
Пусть сопровождает его
Иэйиэхсит,
Айыысыт аргыстастын!
Пусть сопутствует ему
Айыысыт!
О5ом уон уолламмыта
Пусть от десяти сыновей
моего сына
Уон улууhу ууhаттын,
Расплодится десять улусов,
Сэттэ кыыстаммыта Пусть от семи его дочерей
Сэттэ нэhилиэги тэниттин Образуются семь наслегов
Одна из участниц обряда, обязательно девственница, стреляла из маленького лука в фигурки лося и оленя, если новорожденный был мальчик. Если же имелись только изображения лошадей, то она стреляла прямо в огонь. Если родилась девочка, то фигурки захватывали ножницами. Затем все фигурки, урасу и лучок ломали и бросали в огонь. После этого участницы обряда, поливая друг другу на руки из деревянной ложки, украшенной пучками белых конских волос, топленое масло, мазали себе лица и неудержимо хохотали. При этом они простирали руки к костру и подносили к лицу. Хохотали так, что некоторые даже падали в обморок. По тому, на кого потянет струя дыма и кто будет хохотать особенно громко, определяли, которая из женщин должна будет в скором времени родить. По представлениям якутов, Айыысыт таким образом проявляла свое расположение. Когда огонь догорал, яму засыпали землей и плотно утрамбовывали. Обряд заканчивался угощением.
Как считает С.В. Иванов, цели этого обряда были следующие: проводы Айыысыт, сопутствие удачи на охоте и увеличение рождаемости у женщин, присутствовавших во время обряда. Однако главное назначение обряда - это сохранение последа.
Гурвич И.С. отмечает, что северные якуты по прошествии трех дней после рода совершали обряд «очищение огнем» - окуривали жилище и всех жильцов, включая новорожденного дымом от перьев гуся и можжевельника. Все предметы, связанные с родами жерди, постель, сено и послед свёртывали вместе и прятали в лесу, чтобы их не могли тронуть звери и птицы. Иногда послед зарывали в том месте, где лежала роженица. После этого женщины собирались отдельно от мужчин, мазали лицо жиром и громко смеялись - так провожали Айыысыт.
По поверьям якутов, в течение трех дней после родов богиня Айыысыт находилась в доме роженицы. В период пребывания в доме Айыысыт необходимо было говорить шепотом и ходить тихо, чтобы не обидеть богиню и чтобы, рассердившись, не смогла отнять жизнь ребёнка или роженицы. В тот день, когда богиня Айыысыт покидала роженицу, утром устраивали обряд «проводов богини Айыысыт». В жертву Айыысыт убивали какое-нибудь животное. Голову, печень, сердце, селезенку и брюшину животного ставили на стол для Айыысыт. Около роженицы (чаще всего около камелька) выкапывали ямку глубиной 30 - 35 см. На дно ямы клали крест-накрест пучки конских волос, мелкие серебряные монеты и на них ставили туесок. Перед тем, как поставить туесок с последом повивальная бабка трижды обводила им вокруг туловища на уровне подмышек роженицы, которая сидела на том месте, где родила, с поднятыми руками. При этом бабка произносила благословение, обращаясь к Айыысыт. Если бабки не было, то женщина сама выполняла этот обряд.
Аан Айыыhыппыт, Почтеннейшая наша Айыысыт!
Аhаа-сиэ\ Ешь-угощайся!
Кэнэ5эс да5аны - И в будущем
Айыысыт ааннаатын, Пусть пожалует Айыысыт, Иэйиэхсит эргийдин! Возвратится Иэйиэхсит! Эдьээн Иэйиэхсити, Владычицу Иэйиэхсит,
Аан Айыыhыты - Почтенную Айыысыт
Атаарар KYMMYт буолла! - Настал день проводить
Далее делали подобие урасы высотой 40 - 50 см, берестяные фигурки домашних животных: фигурки лося, оленя, собаки, лыж и коня с переметной сумой для мальчиков и фигурки кобылицы, жеребца и изображение ножниц для девочек. Рядом с урасой ставили маленькую коновязь и привязывали к ней берестяных животных. Вокруг этой ямки садились женщины, в том числе роженица, в зимних праздничных одеждах. Женщины, не рожавшие усаживались на восточной стороне круга, так как туда уходила Айыысыт. В юрте не должны были находиться мужчины. Внутри урасы самая пожилая женщина (обычно повивальная бабка) разводила огонь и просила Айыысыт благословить ребёнка и не забывать его в будущем:
Иэйиэхсит энэрдэстин,
Пусть сопровождает его
Иэйиэхсит,
Айыысыт аргыстастын!
Пусть сопутствует ему
Айыысыт!
О5ом уон уолламмыта
Пусть от десяти сыновей
моего сына
Уон улууhу ууhаттын,
Расплодится десять улусов,
Сэттэ кыыстаммыта Пусть от семи его дочерей
Сэттэ нэhилиэги тэниттин Образуются семь наслегов
Одна из участниц обряда, обязательно девственница, стреляла из маленького лука в фигурки лося и оленя, если новорожденный был мальчик. Если же имелись только изображения лошадей, то она стреляла прямо в огонь. Если родилась девочка, то фигурки захватывали ножницами. Затем все фигурки, урасу и лучок ломали и бросали в огонь. После этого участницы обряда, поливая друг другу на руки из деревянной ложки, украшенной пучками белых конских волос, топленое масло, мазали себе лица и неудержимо хохотали. При этом они простирали руки к костру и подносили к лицу. Хохотали так, что некоторые даже падали в обморок. По тому, на кого потянет струя дыма и кто будет хохотать особенно громко, определяли, которая из женщин должна будет в скором времени родить. По представлениям якутов, Айыысыт таким образом проявляла свое расположение. Когда огонь догорал, яму засыпали землей и плотно утрамбовывали. Обряд заканчивался угощением.
Как считает С.В. Иванов, цели этого обряда были следующие: проводы Айыысыт, сопутствие удачи на охоте и увеличение рождаемости у женщин, присутствовавших во время обряда. Однако главное назначение обряда - это сохранение последа.
Гурвич И.С. отмечает, что северные якуты по прошествии трех дней после рода совершали обряд «очищение огнем» - окуривали жилище и всех жильцов, включая новорожденного дымом от перьев гуся и можжевельника. Все предметы, связанные с родами жерди, постель, сено и послед свёртывали вместе и прятали в лесу, чтобы их не могли тронуть звери и птицы. Иногда послед зарывали в том месте, где лежала роженица. После этого женщины собирались отдельно от мужчин, мазали лицо жиром и громко смеялись - так провожали Айыысыт.
Похожие темы
» Айыысыт - богиня-покровительница приплода у якутов
» ЖЕНСКИЕ БОГИНИ ИНКОВ
» ОБРЯД ИСПРОШЕНИЯ РЕБЕНКА У ЯКУТОВ
» Богини весны в мифологии разных народов
» КЛЯТВЕННЫЙ ОБРЯД УЛЛЯ
» ЖЕНСКИЕ БОГИНИ ИНКОВ
» ОБРЯД ИСПРОШЕНИЯ РЕБЕНКА У ЯКУТОВ
» Богини весны в мифологии разных народов
» КЛЯТВЕННЫЙ ОБРЯД УЛЛЯ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм якутов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения