Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

МИФЫ О НАЧАЛЕ МИРА

Перейти вниз

МИФЫ О НАЧАЛЕ МИРА Empty МИФЫ О НАЧАЛЕ МИРА

Сообщение автор Wizard Чт Июн 10, 2021 2:11 pm

МИФЫ СЕЛЬКУПОВ О НАЧАЛЕ МИРА

В состав космогонических мифов (в широком толковании термина) входят мифы о сотворении Вселенной, представления о происхождении мира (прежде всего - Земли), небесных светил, мифы о сотворении человека (антропогонические мифы), этногонические мифы, то есть мифы о происхождении отдельных народов, а также мифы о сотворении и появлении на земле животных, растений, географических объектов, этиологические мифы, объясняющие причины особенностей внешнего вида животных, птиц, их поведения, и некоторые другие.

Космогонические мифы в узком смысле слова повествуют о сотворении мира, но у селькупов мифов подобного типа мало по сравнению с аналогичными мифами самодийцев и финно-угров. Отзвуки бывших космогонических мифов о происхождении небесных светил и о раз­
ных явлениях природы можно найти в сказках первой половины XX в.; старшее поколение помнит их и сегодня. В поэтичных, иногда трагических мифах, порою противоречащих друг другу, рассказывается о происхождении Луны, Солнца, созвездий; объясняется, откуда появ­ляются гром и молния; что такое Млечный Путь и гроза; как возникает радуга, и что она предвещает; с чем связан рассвет; отчего происходит смена времен года (в частности, наступление осени и зимы); как ускорить приход морозной погоды на смену слякоти, как предотвратить половодье и т.д. Есть предания, повествующие о первостихиях мироздания (земле, воде, огне). Архаические сказки, происшедшие из мифа, обнаруживают отчетливую связь с первобытными мифами, ритуалами и т.п.. Конкретного мифа о создании трехчастной по вертикали структуры Космоса (мир Верхний, Средний и Нижний) у селькупов не обнаруживается. Точно так же у селькупов не сохранилось мифа о возникновении земли (в отличие от других уральских народов, где существуют мифы о творении земли из яйца или мифы о ныряющей птице).

Мифы о мироздании повествуют о трех мирах Вселенной, которые воспринимаются как данность. Верхний, Средний и Нижний миры селькупами мыслились как автономные, но в то же время как взаимопроницаемые, причем возможное взаимодействие обитателей каждого
мира с представителями других миров происходило по строго определенным нормам и правилам. Нарушение установленных правил влекло за собой наказание, поэтому не только люди Среднего мира, но и большинство представителей двух других миров должны были регулярно проводить жертвоприношения и выполнять различные сакральные табу и ритуалы, как это определялось традицией и предписывалось высшими божествами.

Устройство двух миров (небесного и подземного) было особенно сложным и противоречивым, о чем можно судить по работам исследователей, а также по сказкам (напр., в записи Л.А. Варковицкой). Так, Верхний мир имел, по одной версии, семь кругов (ярусов), по другой - девять. Шаман, путешествующий в верхние миры, иногда, судя по описаниям, не мог проникнуть дальше второго яруса, а порою поднимался выше, используя для своих целей в качестве моста радугу, которая раздвигалась и пропускала шамана в следующий круг. Именно там обитали божества высшего пантеона, в трактовке которых также нет единства взглядов (см. соответствующие статьи в словаре). По одним
мифам, двоюродные братья Ича и Кызы затеяли драку на земле и затем продолжали ее на небе, где их разъединила Старуха-Мать и приказала Иче оставаться на небе, поражая стрелами-молниями слуг брата - злых духов, а Кызы велела жить внизу, на стыке неба и земли. По другой версии, братья Ича и Ий договорились между собой, что Ича будет жить на земле и присматривать за людьми внизу, а Ий будет следить за поведением людей сверху, бродя по небу в разные стороны (след Ия - Млечный Путь). Точно так же нет однозначности и в образе Старухи-Матери (Илынта кота), которая то выступает в качестве жены небесного бога

Нума, то оказывается за что-то изгнанной с неба в Нижний мир. Был в Верхнем мире и дьявол, питающийся душами умерших, попавших на небо, которого иногда называют Беспупым дьяволом и пол которого нелегко определить. Есть и множество других версий о небожителях, к которым первоначально относились и некоторые животные, например собака, сброшенная с неба за то, что обманула верховное божество (Нум) по наущению чёрта (лозы). В отверстие на нижнем круге неба видны звезды, которые падают на землю, превращаясь в пауков. Через эти же отверстия возможно общение между смежными мирами.

Не меньше противоречий и недоговоренностей таит в себе описание подземного, Нижнего мира. В нем обитают Ылынта Кота, отправленная туда из Верхнего мира за какие-то прегрешения (следовательно, по данной версии, это тот же персонаж, что и Илынта Кота), и
злой Кызы, родственные отношения которых неясны (а возможно, отсутствуют вообще). Обитатели Нижнего мира выходят из него на поверхность земли через дупла деревьев или вылезают из-под корней, о чем повествуется во многих мифах. В нижней сфере мира течет подземная река, ведущая в море мертвых, куда имеет доступ только шаман, пытающийся спасти украденную злыми духами душу (линейное пространственное представление о мире считается более древним, чем вертикальное). Похищение души у человека или вхождение в тело человека злого духа объясняется гневом злого божества Кызы. Похищение души может вести к болезни (при этом, если шаман успеет забрать душу из потустороннего мира и она вернется в тело, то человек поправится) или к смерти, когда душа покидает тело навсегда. В отличие от насильственного изъятия души из тела душа может уйти добровольно из тела во время сна и сама вернуться в него.

Подземный мир населен многими существами, среди которых наряду со злыми духами имеются и духи-помощники шамана, идущие к нему на помощь, заслышав звуки бубна. По некоторым версиям, к ним относятся пауки и жуки, духи-рыбы, медведица с медвежатами (медведь, впрочем, выступает в разных ипостасях - помощника шамана, стража в подводном царстве водяного и даже в функции чёрта-лоза).

По религиозно-мифологическим представлениям селькупов, Средний мир состоял из множества сфер, взаимопересекающихся малых миров, обитателями которых были духи воды, тундры или тайги, духи-хозяева животных и рыб и подобные им существа, способные наказывать людей за нарушение законов природопользования. Духам-покровителям следовало приносить моление. Как результат этого императива постепенно сложились различные культы. По разным преданиям можно установить, какие именно духи и конкретно где обитали на земле. Им ставились идолы, приносились жертвы.

Связь с двумя другими мирами осуществлялась шаманами, которые могли совершать путешествия как в Верхний, так и в Нижний миры. В Верхний мир шаман поднимался по лестнице, функцию которой часто исполняло священное дерево (это могла быть береза или лиственница). Спустившись в Нижний мир, шаман начинал длительное путешествие по подземной реке, иногда перевоплощаясь в рыбу, иногда плывя на лодке, минуя препятствия, спасаясь от чертей и т. д.

Люди, живущие в Среднем мире, отправляли множество культов, среди которых особенно значительным был культ огня, породивший много легенд, мифов. С одной стороны, огонь относится к основным стихиям мироздания, и в таком понимании он как источник света составляет существенный компонент космогонических представлений селькупов. В этом случае небесный огонь воплощается в разных вариантах - в солнце, луне, молнии и сопутствующем ей громе. С другой стороны, «прирученную» огненную стихию олицетворяла старуха Хозяйка огня - домашнего очага. Это - земной огонь, он выступал как символ благополучия всего рода и одновременно являлся посредником между человеком Среднего мира и другими мирами. Огонь полагалось кормить; это правило охотники соблюдают до настоящего времени; в него нельзя плевать; его запрещалось трогать железными предметами. Фетишами земного огня, предметами, нередко упоминаемыми в селькупских текстах и наделенными сверхъестественной силой, служили огниво, кремень.

Трехъярусное устройство мироздания, хорошо известное северным селькупам 100 лет назад, сейчас почти стерлось из народной памяти. Космогоническим мифам в узком смысле слова, включающим в свой состав прежде всего мифы о творении трех миров и небесных светил, можно противопоставить мифы, повествующие о сотворении всего живого на земле, - мифы о появлении человека, разных народов, растений и географических объектов, мифы о происхождении и поведении животных.


МИФЫ О НАЧАЛЕ МИРА TcE_oHcR7BU
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3017
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения