Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Илаптыко - ритуал оживления бубна у селькупов

Участников: 2

Перейти вниз

Илаптыко - ритуал оживления бубна у селькупов Empty Илаптыко - ритуал оживления бубна у селькупов

Сообщение автор Wizard Сб Июн 05, 2021 1:18 pm

Илаптыко  - ‘оживить’.

Термин применялся для обозначения ритуала оживления шаманских парафер­налий, прежде всего - бубна. Церемония оживления бубна являлась частью ини­циации шамана сумпытыль кхуп. Моло­дому шаману все атрибуты и костюм из­готовляли сородичи. После первого атри
бута - колотушки (цапшит) - шаман по­лучал свой первый бубен (нууа). Новый бубен «не имел дорог», камлать на нем было нельзя - он бы сломался. Чтобы бу­бен стал настоящим живым оленем, его нужно было оживить. Оживляли не толь­ко первый бубен, но и всякий новый бу­бен, который шаман получал впослед­ствии. Церемонию обычно проводил при­глашенный старый опытный шаман, так как молодой шаман мог «заблудиться» на трудной «шаманской дороге», «растерять духов» и в итоге «заболеть». Только опытные шаманы знали дорогу в страну предков, куда нужно идти для оживления бубна. Платы за проведение этой цере­монии шаман не брал.

Церемония И. проводилась весной, во время прилета птиц и длилась десять дней.

В первый день шаман отправляется в лес и отыскивает то место, где росли де­ревья, из которых сделаны обечайка буб­на и колотушка. При помощи своих ду­хов он собирает все части этих деревьев и складывает у жилища Илынта Кота. Во второй день шаман отыскивает в лесу место рождения оленя, шкура ко­торого взята на изготовление бубна и ко­лотушки. От этого оленя он собирает все до последнего волоска и относит к жи­лищу Илынта Кота. На третий день про­исходит воскрешение собранных остан­ков оленя (их в ритуале символизирует веточка березы с развилкой, изображаю­щей рога): шаман «собирал» оленя, из шкуры которого был сделан бубен, мыс­ленно он подбирал каждую упавшую с него шерстинку, все упавшие за его жизнь рога; все собранные части он поливал мертвой и живой водой, и олень «ожи­вал». Изображение оленя кладется рядом с бубном во время оживления. После оживления бубен подвешивается на жер­твенное дерево и становится замените­лем живого оленя. Четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой и девятый дни посвящены путешествию аргиша шама
на по одной из шаманских рек к месту проживания кузнецов у жилища Илынта Кота. Шаман собирал всех своих духов-лозов и показывал с их помощью новому бубну-оленю дорогу «на юг, к предкам». На десятый день шаман достигает жерт­венного дерева у жилища Илынта Кота и получает заготовленные для бубна и парки железные подвески-изображения духов у кузнецов (чвтырыль гумыт), живущих в том мире. Обычно кузнецы спорили с шаманом по поводу их коли­чества, и могли не дать их, если считали начинающего шамана «слабым», или дать только несколько из запрошенных.

Конечным моментом церемонии было жертвоприношение около нут челынтыпыль челынтыль лосыль по ‘божье / не­бесное рождающее солнечное духово де­рево’. Шаман мысленно приносил при­готовленные жертвы, привязывая их к этому дереву, а в реальном мире устраивали жертвенный пир с расчетом, чтобы все присутствующие были сыты и остал­ся излишек. Жертвы для реального зак­лания приготовлял также шаман; его по­мощники убивали оленей, гусей, уток, организовывали пиршество, во время которого угощали идолов перка.

Сам шаман все эти дни ничего не ел, из­редка лишь пил чай. По окончании пира шаман снимает с жертвенного дерева бу­бен и передает кому-нибудь из присут­ствующих мужчин. Тот начинает в него бить. Шаман неистово пляшет, затем он ломает жертвенное дерево на семь час­тей. Окончив жертвоприношение, он сосвоим «аргишем» возвращался домой, повторяя весь путь в обратную сторону, чтобы новорожденный бубен-олень его крепче запомнил.

Лит.: Прокофьев 1930; Прокофьева 1949. АК-М, НАТ
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Хан Калмык поставил(а) лайк

Вернуться к началу Перейти вниз

Илаптыко - ритуал оживления бубна у селькупов Empty Re: Илаптыко - ритуал оживления бубна у селькупов

Сообщение автор Хан Калмык Сб Июн 05, 2021 2:38 pm

Сложный обряд какой
Хан Калмык
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 896
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения