Перечень табу ительменов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм ительменов
Страница 1 из 1
Перечень табу ительменов
Представление о сверхъестественной силе, враждебной человеку, вредной для него, на каждом шагу готовящей ему превратности, несчастья и неудачи, постоянно присутствовало в мыслях северян. Они расходовали огромное количество энергии на сложные магические меры самозащиты, соблюдение множества запретов, о которых всё время нужно помнить и постоянно учитывать.
Примером тому может служить небольшой перечень заповедей и запретов ительменов, описанных Г. Стеллером, нарушать который считалось страшным грехом:
1) Грех – купаться в горячих источниках и даже близко подходить к ним, потому что духи камулы занимаются там варкою пищи.
2) Грех – соскребать снег с обуви ножами вне жилища, так как это вызывает буйные ветры.
3) Грех – босыми зимою выходить из жилища: это также вызывает ветры. Нос ventrum, sed inventra (это от ветров, но желудочных).
4) Грех – накладывать уголёк на нож и этим зажигать табак; уголёк следует брать голыми руками.
5) Когда муж уходит на промысел, жена не должна убирать жильё или шить; этим она заметает след зверя.
6) Никогда не следует в одном котле одновременно варить рыбу и мясо или мясо сухопутных и морских животных: это противоестественно и плохо отражается на промысле, а у людей появляются на теле нарывы.
7) Грех – внести в юрту первую убитую или пойманную лисицу.
У первого пойманного морского бобра следует отрезать голову, иначе не добыть второго.
9) Большим грехом считается пение в момент внесения в жилище свежей собольей шкурки.
10) Если кому-нибудь из ительменов удаётся убить выдру, они едят её мясо, хотя это считается грехом. Однако выдру нельзя приносить домой или класть на нарты, её следует тащить по земле. Если кто-нибудь и начнёт рассказывать, что ему удалось убить выдру, все в большом страхе выбегают из жилья, захватывая с собой всё имущество, точь-в-точь, как если бы был пожар, и словно опасаясь большого несчастья. Шкуру с выдры нужно содрать в лесу и высушить. Если её принесут домой, то её следует вымазать слюной и рыбьей икрой, и при этом хорошенько, причём шкуру никогда не надо просто вешать, а надо всегда предварительно сунуть её в мешок.
11) В пути нельзя точить ни нож, ни топор, иначе поднимается буря.
12) Промокшую зимою обувь нельзя насаживать на кол для просушки, пока не прилетят трясогузки. После их прилёта это уже не грех.
13) Если кто весной увидит первую трясогузку и окликнет её, у того начнёт шелушиться на ягодицах кожа.
14) Если кто ступает на след медведя, тот совершает очень большой грех, и у того кожа начнёт слезать со ступни.
15) Кто совершит concubitum (половой акт), лёжа на женщине, тот совершит большой грех.
Правоверному ительмену следует делать это лёжа на боку. Причина в том, что так поступают рыбы, которые доставляют им наибольшее количество пищи.
(Цит. по И. В. Кисличенко)
Примером тому может служить небольшой перечень заповедей и запретов ительменов, описанных Г. Стеллером, нарушать который считалось страшным грехом:
1) Грех – купаться в горячих источниках и даже близко подходить к ним, потому что духи камулы занимаются там варкою пищи.
2) Грех – соскребать снег с обуви ножами вне жилища, так как это вызывает буйные ветры.
3) Грех – босыми зимою выходить из жилища: это также вызывает ветры. Нос ventrum, sed inventra (это от ветров, но желудочных).
4) Грех – накладывать уголёк на нож и этим зажигать табак; уголёк следует брать голыми руками.
5) Когда муж уходит на промысел, жена не должна убирать жильё или шить; этим она заметает след зверя.
6) Никогда не следует в одном котле одновременно варить рыбу и мясо или мясо сухопутных и морских животных: это противоестественно и плохо отражается на промысле, а у людей появляются на теле нарывы.
7) Грех – внести в юрту первую убитую или пойманную лисицу.
У первого пойманного морского бобра следует отрезать голову, иначе не добыть второго.
9) Большим грехом считается пение в момент внесения в жилище свежей собольей шкурки.
10) Если кому-нибудь из ительменов удаётся убить выдру, они едят её мясо, хотя это считается грехом. Однако выдру нельзя приносить домой или класть на нарты, её следует тащить по земле. Если кто-нибудь и начнёт рассказывать, что ему удалось убить выдру, все в большом страхе выбегают из жилья, захватывая с собой всё имущество, точь-в-точь, как если бы был пожар, и словно опасаясь большого несчастья. Шкуру с выдры нужно содрать в лесу и высушить. Если её принесут домой, то её следует вымазать слюной и рыбьей икрой, и при этом хорошенько, причём шкуру никогда не надо просто вешать, а надо всегда предварительно сунуть её в мешок.
11) В пути нельзя точить ни нож, ни топор, иначе поднимается буря.
12) Промокшую зимою обувь нельзя насаживать на кол для просушки, пока не прилетят трясогузки. После их прилёта это уже не грех.
13) Если кто весной увидит первую трясогузку и окликнет её, у того начнёт шелушиться на ягодицах кожа.
14) Если кто ступает на след медведя, тот совершает очень большой грех, и у того кожа начнёт слезать со ступни.
15) Кто совершит concubitum (половой акт), лёжа на женщине, тот совершит большой грех.
Правоверному ительмену следует делать это лёжа на боку. Причина в том, что так поступают рыбы, которые доставляют им наибольшее количество пищи.
(Цит. по И. В. Кисличенко)
Похожие темы
» Словарь и перечень заклинаний монгольского шамана
» О фольклоре ительменов
» Пиля-чуч - хозяин зверей у ительменов
» Легенда о том как Кутх ительменов на землю селил
» О фольклоре ительменов
» Пиля-чуч - хозяин зверей у ительменов
» Легенда о том как Кутх ительменов на землю селил
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм ительменов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения