Нинвит - злой дух коряков
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм и верования коряков
Страница 1 из 1
Нинвит - злой дух коряков
Нинвит - злой дух коряков
Представления о злых духах у северян отчетливы, ярки, детально разработаны, подчас весьма конкретны. Вот как они видятся корякам.
«Нинвит – это болезнь, зараза, всякая неудача, несчастье, всякая тревога, схватывающая человека по тем или иным причинам. Плохое настроение – это тоже результат вредоносной деятельности нинвита. Непонятные явления, необъяснимые вещи, необычные предметы, какой-нибудь странный камень, причудливая скала, уродливое дерево, уродливый щенок или олений телёнок – всё это причастно нинвитам. Человеческий труп обладает всеми способностями нинвита. Мёртвая кость – орудие действия нинвита».
Нинвитов, по представлению коряков, неисчислимое множество. Они носятся повсюду, невидимые днём. В огромном количестве они появляются ночью, с наступлением темноты, иногда могут принять видимый образ, который тоже рисуется во множестве вариантов.
Наиболее типичный видимый образ нинвита – это человекоподобная фигура, иногда мохнатая, покрытая густой чёрной шерстью, с большими красными глазами, с оттопыренными ушами и огромным ртом, из которого торчат большие острые зубы. Рот всегда окровавлен. У нинвитов тощие иссохшие руки и ноги. У многих из них по одному глазу, у других наоборот – по три-четыре глаза.
Этими глазами нинвиты выискивают себе добычу, постоянно охотятся за людьми. Коряки говорят о всяком больном: «Его ест нинвит». Считалось, что нинвиты могут увеличиваться или уменьшаться в размерах, видоизменяться, т. е. превращаться в другое одушевлённое существо, например в животное. Изображение духа заразной болезни, вырезанное коряками из кости, помещено в монографии В. Г. Богораза. Защитную функцию от нинвитов приписывают бисеру и бусам. Отверстие бусины являлось хорошим местом, где душа при нападении нинвитов была в безопасности. В то же время отверстие бусины было ловушкой для вредоносных духов. Попадая в него, нинвиты (кала, калау) «начинали крутиться в отверстии по кругу, утрачивая свою силу», и не могли навредить человеку.
(Цит. по материалу И. В. Кисличенко)
Re: Нинвит - злой дух коряков
Образ жизни нимвитов, как его рисуют коряки, вполне материален, во всем подобен людскому. Как и сами коряки, нимвиты
делятся па оседлых и кочевых. Первые живут в землянках, которые в отличие от корякских не имеют воронкообразного сооружения на крыше, потому что эти духи не пользуются дымовым отверстием, а попадают в свои жилища через очаг из-под земли.
Вместо собак оседлые нидвиты держат медведей, а кочевые — стада горных баранов, которые заменяют им оленей.
В мифах нинвиты ведут себя как люди, и смертны, подобно им. Встречаются, например, эпизоды, как нинвиты организуют «советы», чтобы сообща напасть па Эмэмкута и его родню. В других мифах нидвит, пойманный в силки, расставленные Вороном, горько плачет. Нинвитам не чуждо даже чувство страха. Они занимаются охотой на людей, потому что большие любители человеческого мяса. В мифах этот сюжет очень распространен. В одном рассказывается, как старуха камак варит в котле человеческое мясо, добытое ее сыном.
Нинвиты постоянно вредят человеку, подстерегая его па промысле, в тундре, во время переездов. Особенно они любят посещать поселки и стойбища. По материалам В. Иохельсона, злые духи, в зависимости от места обитания, подразделялись на две группы. Ницвиты первой группы — это обитатели подземного мира, посещают жилища людей ночью, когда в потустороннем мире бывает день и духи бодрствуют. Они входят через очаг и занимают все свободное пространство.
Другая группа нидвитов живет на земле, в стране, где заходит солнце. Опи попадают в землянки и яранги людей через дымовое отверстие.
Нападение нинвитов на человека, по верованиям населения, вызывалось разными причинами. Во-первых, большинство нидвитов питалось человеческим мясом и кровью и испытывало особое пристрастие к печепи. Во-вторых, они часто выполняли волю других, даже благожелательных существ (например, Верховного существа, Ворона-творца), которые посылали их к людям, чтобы наказать за «недостойное» поведение, например, за отказ принести жертву, за нарушение различных запретов или с целью изменить возрастной состав населения (уменьшить количество стариков, заменив их новорожденными). Злых духов могли послать также и умершие предки, недовольные своими живущими на земле потомками.
Наружные болезни (язвы, чесотка, трахома и др.), по представлениям коряков, вызывались нинвитами, поедающими тело человека снаружи, а внутренние — поеданием внутренностей. Считалось, что некоторые духи могли вызвать болезнь одним только своим ядовитым дыханием.
При нападении на человека злые духи применяли орудия, характерные для быта коряков. Так, их удары молотком или топором, как и рапы, нанесенные ударом ножа по голове, причиняли человеку головную боль. Укусы нидвитов приводили к образованию опухолей. Стрелы, пущенные ими в человека, несли смерть.
Представления коряков о злых духах не во всем были четки. Так, В. Иохельсон сообщает, что целая группа добрых существ-охранителей называлась тем же термином, что и злые, т. е. калак пли камак. Правда, в отличие от настоящих злых духов их часто именовали откамак или оккамак, т. с. «деревянный камак».
С. Н. Стебницкий говорит, что у коряков были распространены представления о превращении вредоносных существ в благожелательных. Злой нинвит может быть «приручен», может стать помощником шамана. Антропоморфные деревянные изображения — калаку — являлись индивидуальными покровителями человека, обеспечивая ему удачу и защиту от нападения злых духов.
В то же время и доброжелательные существа могли превращаться в злых нинвитов. В корякском фольклоре встречается сюжет, как Эмэмкут стал нинвитом. Он съел свою жену, брата и все окрестное население. После этого приходит к отцу «весь в крови. Рот у него огромный и тоже в крови». Он говорит: «Никуда вам от меня не уйти! Всех вас съем!». И только благодаря мерам, принятым его отцом Вороном, Эмэмкут вновь обретает прежний облик, а люди проглоченные им оживают. В другой сказке жена Эмэмкута, будучи схвачена озерным чудовищем, постепенно превращается в нинвита. Ее лицо и груди постепенно чернеют. Она это ясно созпает и запрещает своим детям приходить к ней. «Больше не смойте приходить, если придете, обоих вас съем».
Для выздоровления больного приносили кровавые жертвоприношения Верховному существу. Оседлые коряки убивали собак, кочевые — оленей. Трупы собак мордами кверху насаживали на колья. Рядом с ними втыкали в землю украшенные тряпочками стрелы. Смысл обряда заключался в следующем: жертвенные собаки своим воем будили Верховное существо, которое стрелами убивало нинвлтов, вызывающих болезни. По наблюдениям В. Иохельсона, оленные коряки приносили в основном собак в жертву злым духам. Тогда трупы этих животных клали па землю мордами на запад, где, как полагали, обитали нинвиты. Нужно отметить, что при приношениях Верховному существу небольшая часть жертвы (кусок мяса, немного крови и т. п.) шла нинвитам.
Например разбрызгивалась часть крови со словами: «Прими это, кала». Делалось это с целью обмануть злых духов, чтобы они не могли захватить всю жертву.
(По материалам В. В. Антроповой)
делятся па оседлых и кочевых. Первые живут в землянках, которые в отличие от корякских не имеют воронкообразного сооружения на крыше, потому что эти духи не пользуются дымовым отверстием, а попадают в свои жилища через очаг из-под земли.
Вместо собак оседлые нидвиты держат медведей, а кочевые — стада горных баранов, которые заменяют им оленей.
В мифах нинвиты ведут себя как люди, и смертны, подобно им. Встречаются, например, эпизоды, как нинвиты организуют «советы», чтобы сообща напасть па Эмэмкута и его родню. В других мифах нидвит, пойманный в силки, расставленные Вороном, горько плачет. Нинвитам не чуждо даже чувство страха. Они занимаются охотой на людей, потому что большие любители человеческого мяса. В мифах этот сюжет очень распространен. В одном рассказывается, как старуха камак варит в котле человеческое мясо, добытое ее сыном.
Нинвиты постоянно вредят человеку, подстерегая его па промысле, в тундре, во время переездов. Особенно они любят посещать поселки и стойбища. По материалам В. Иохельсона, злые духи, в зависимости от места обитания, подразделялись на две группы. Ницвиты первой группы — это обитатели подземного мира, посещают жилища людей ночью, когда в потустороннем мире бывает день и духи бодрствуют. Они входят через очаг и занимают все свободное пространство.
Другая группа нидвитов живет на земле, в стране, где заходит солнце. Опи попадают в землянки и яранги людей через дымовое отверстие.
Нападение нинвитов на человека, по верованиям населения, вызывалось разными причинами. Во-первых, большинство нидвитов питалось человеческим мясом и кровью и испытывало особое пристрастие к печепи. Во-вторых, они часто выполняли волю других, даже благожелательных существ (например, Верховного существа, Ворона-творца), которые посылали их к людям, чтобы наказать за «недостойное» поведение, например, за отказ принести жертву, за нарушение различных запретов или с целью изменить возрастной состав населения (уменьшить количество стариков, заменив их новорожденными). Злых духов могли послать также и умершие предки, недовольные своими живущими на земле потомками.
Наружные болезни (язвы, чесотка, трахома и др.), по представлениям коряков, вызывались нинвитами, поедающими тело человека снаружи, а внутренние — поеданием внутренностей. Считалось, что некоторые духи могли вызвать болезнь одним только своим ядовитым дыханием.
При нападении на человека злые духи применяли орудия, характерные для быта коряков. Так, их удары молотком или топором, как и рапы, нанесенные ударом ножа по голове, причиняли человеку головную боль. Укусы нидвитов приводили к образованию опухолей. Стрелы, пущенные ими в человека, несли смерть.
Представления коряков о злых духах не во всем были четки. Так, В. Иохельсон сообщает, что целая группа добрых существ-охранителей называлась тем же термином, что и злые, т. е. калак пли камак. Правда, в отличие от настоящих злых духов их часто именовали откамак или оккамак, т. с. «деревянный камак».
С. Н. Стебницкий говорит, что у коряков были распространены представления о превращении вредоносных существ в благожелательных. Злой нинвит может быть «приручен», может стать помощником шамана. Антропоморфные деревянные изображения — калаку — являлись индивидуальными покровителями человека, обеспечивая ему удачу и защиту от нападения злых духов.
В то же время и доброжелательные существа могли превращаться в злых нинвитов. В корякском фольклоре встречается сюжет, как Эмэмкут стал нинвитом. Он съел свою жену, брата и все окрестное население. После этого приходит к отцу «весь в крови. Рот у него огромный и тоже в крови». Он говорит: «Никуда вам от меня не уйти! Всех вас съем!». И только благодаря мерам, принятым его отцом Вороном, Эмэмкут вновь обретает прежний облик, а люди проглоченные им оживают. В другой сказке жена Эмэмкута, будучи схвачена озерным чудовищем, постепенно превращается в нинвита. Ее лицо и груди постепенно чернеют. Она это ясно созпает и запрещает своим детям приходить к ней. «Больше не смойте приходить, если придете, обоих вас съем».
Для выздоровления больного приносили кровавые жертвоприношения Верховному существу. Оседлые коряки убивали собак, кочевые — оленей. Трупы собак мордами кверху насаживали на колья. Рядом с ними втыкали в землю украшенные тряпочками стрелы. Смысл обряда заключался в следующем: жертвенные собаки своим воем будили Верховное существо, которое стрелами убивало нинвлтов, вызывающих болезни. По наблюдениям В. Иохельсона, оленные коряки приносили в основном собак в жертву злым духам. Тогда трупы этих животных клали па землю мордами на запад, где, как полагали, обитали нинвиты. Нужно отметить, что при приношениях Верховному существу небольшая часть жертвы (кусок мяса, немного крови и т. п.) шла нинвитам.
Например разбрызгивалась часть крови со словами: «Прими это, кала». Делалось это с целью обмануть злых духов, чтобы они не могли захватить всю жертву.
(По материалам В. В. Антроповой)
Похожие темы
» Религия и шаманизм у коряков
» Религия и шаманизм у коряков (М. Элиаде)
» ИНОЙ МИР В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КОРЯКОВ: ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ
» ЛИЧИНЫ КОРЯКОВ
» Представления о душе у коряков
» Религия и шаманизм у коряков (М. Элиаде)
» ИНОЙ МИР В ПРЕДСТАВЛЕНИИ КОРЯКОВ: ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ
» ЛИЧИНЫ КОРЯКОВ
» Представления о душе у коряков
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм и верования коряков
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения