Мироустройство эскимосов
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм Эскимосов
Страница 1 из 1
Мироустройство эскимосов
Религиозные представления азиатских эскимосов близки к чукотским. Согласно их верованиям, существуют три главных бо
жества: владыка воздуха и хозяин вселенной Киягнык, владычица моря Седна, владычица земли Пинга. Владычица моря - старая моржиха, живущая в хижине на дне океана.
Верили эскимосы также в некую безличную мощь, называвшуюся сила (хила), от которой зависели явления природы, удачи и неудачи человека. В некоторых диалектах эскимосского языка термин сила означает такие отвлеченные понятия, как “пространство”, “внешний мир”, “погода”, “стихия”, “воздух”.
Все необычайное приписывалось силе. Она была повсюду и проникала во все.
В каждом из миров, по представлениям эскимосов, существовало множество ДУх о в - добрых и вредоносных. Добрые отождествлялись с животными и птицами.
Злые (туг’ныг’ат) представлялись в виде антропоморфных великанов или карликов, либо существами самых фантастических форм. При встрече с людьми злые духи приносили несчастье, болезни. Самым жестоким духом был подземный дух Нунамйо. И добрых, и злых духов нужно было ублажать жертвами. Духи могли менять свой вид и были непредсказуемы, как природа.
Земной мир, по представлениям эскимосов, населен многочисленными духами-хозяевами - инуа11, что буквально означает “его человек”, но это не душа в понимании европейца. Считалось, что инуа живут во всех одушевленных и неодушевленных предметах, в том числе в воздухе, в ветре, в воде, на земле. Все вокруг - растения, камни, земля, лед, вода, горы, холмы, явления природы, сон и другие состояния человека - все имеет своего духа-хозяина. От них зависит успех или неуспех хозяйственной деятельности. Инуа может принимать вид маленького человечка с деформированными чертами лица или маленькой копии того предмета или животного, духом которого он выступает. Инуа животных мог принимать облик людей. С инуа имеют дело только шаманы. Правда, во время охоты эскимос мог сам призывать своего духа-помощника, чтобы получить его поддержку, либо спеть специальную песню, чтобы приманить добычу (Руссело, 1999. С. 143-144). Инуа могут быть разными по значимости, от самых крупных и главных хозяев до мелких и малозначимых. Кроме инуа, у живых существ есть просто душа - тарнек.
Добыча зверя не считалась его убийством. По представлениям эскимосов, животные хотят, чтобы их убивали, поскольку их души возвращаются, чтобы вновь обрести плоть. Зверь сам жаловал в гости к людям. О промысле зверя говорили: “оморжился”, “онерпился” и т.д. Все, чего хотят животные, - это чтобы их смерть была обставлена соответствующим ритуалом. Поэтому, когда животное убивали, выполнялся определенный ритуал, позволявший ему, по мнению охотников, возвратиться туда, откуда оно прибыло. “Гостя” старались всячески
ублажить, чтобы он остался доволен приемом и снова пришел к охотникам. Так же, как у других охотничьих народов Севера, промысловый культ включал обряды по умилостивлению добытого зверя и его проводы с просьбами, чтобы он не сердился и возвращался к людям “во множестве”.
Всякий раз после добычи моржа или тюленя строго соблюдался обычай приношения даров “хозяину моря”. Охотник никогда не вносил добычу в дом, прежде чем его жена не выйдет навстречу и не “напоит” убитого зверя водой из специальной ритуальной мисочки. Этот обряд соблюдался неукоснительно. Черепа убитых животных благоговейно омывали в воде и относили в святилище. Нарушение обрядов грозило охотнику неудачей на охоте - никто из зверей не захотел бы снова стать добычей неучтивого человека.
Эскимосы посвящали животным специальные праздники. На этих праздниках охотники совершали обряд примирения с убитыми ими животными, приносили извинения за причиненные страдания. Они верили, что звери скоро снова возродятся к жизни, но уже в другом облике (Меновщиков, 19596; 1964; 1974; Воблов, 1952; Теин, 1975).
Амулеты, татуировка и рисунки охрой и графитом на лице защищали от злых духов, болезней, помогали в промыслах. Амулеты у эскимосов были широко распространены, они могли быть семейными или индивидуальными. Первые, связанные с семейными обрядами, передавались по наследству. Ими могли стать части животных, птиц или каких-либо предметов. Индивидуальными амулетами были, как правило, костяные или деревянные изображения живых существ, бусины, которые одновременно служили и украшениями.
В религиозных ритуалах часто использовались маски, изображающие различных духов.
Для мировоззрения и религии эскимосов характерен шаманизм, который включил в себя различные элементы дошаманских верований и практик. Служителями культа являлись шаманы (ангекок, ангакок).
Шаманские церемонии играли большую роль в жизни поселка. Шаман являлся посредником между духами (тунг’ныг’ат) и людьми. Благодаря общению с духами-помощниками (tornak) он “изгонял” болезни, помогал вернуться пропавшим в тундре или унесенным на льдине, “устанавливал” хорошую погоду и “вызвал” промысловых зверей. У духов помощников был, в свою очередь, свой хозяин (tornarsuk).
Шаман мог нейтрализовать действия злого колдуна или другого шамана, наславшего порчу. Одной из его обязанностей было “путешествие” к луне или к хозяйке моря с просьбой “выпустить” животных, чтобы охота была удачной. Особого костюма у эскимосского шамана не было, на шаманскую специализацию указывали особые знаки на обычной одежде: подвески, бахрома, кисти. За свои услуги шаманы получали вознаграждение.
Шаманами могли быть и мужчины, и женщины, но последние считались более сильными шаманами. Женщина руководила религиозной жизнью семьи. В ее ведении находились священные амулеты (охранители); она готовила обрядовую пищу; старейшая в семье женщина наносила татуировку и знаки помазания.
жества: владыка воздуха и хозяин вселенной Киягнык, владычица моря Седна, владычица земли Пинга. Владычица моря - старая моржиха, живущая в хижине на дне океана.
Верили эскимосы также в некую безличную мощь, называвшуюся сила (хила), от которой зависели явления природы, удачи и неудачи человека. В некоторых диалектах эскимосского языка термин сила означает такие отвлеченные понятия, как “пространство”, “внешний мир”, “погода”, “стихия”, “воздух”.
Все необычайное приписывалось силе. Она была повсюду и проникала во все.
В каждом из миров, по представлениям эскимосов, существовало множество ДУх о в - добрых и вредоносных. Добрые отождествлялись с животными и птицами.
Злые (туг’ныг’ат) представлялись в виде антропоморфных великанов или карликов, либо существами самых фантастических форм. При встрече с людьми злые духи приносили несчастье, болезни. Самым жестоким духом был подземный дух Нунамйо. И добрых, и злых духов нужно было ублажать жертвами. Духи могли менять свой вид и были непредсказуемы, как природа.
Земной мир, по представлениям эскимосов, населен многочисленными духами-хозяевами - инуа11, что буквально означает “его человек”, но это не душа в понимании европейца. Считалось, что инуа живут во всех одушевленных и неодушевленных предметах, в том числе в воздухе, в ветре, в воде, на земле. Все вокруг - растения, камни, земля, лед, вода, горы, холмы, явления природы, сон и другие состояния человека - все имеет своего духа-хозяина. От них зависит успех или неуспех хозяйственной деятельности. Инуа может принимать вид маленького человечка с деформированными чертами лица или маленькой копии того предмета или животного, духом которого он выступает. Инуа животных мог принимать облик людей. С инуа имеют дело только шаманы. Правда, во время охоты эскимос мог сам призывать своего духа-помощника, чтобы получить его поддержку, либо спеть специальную песню, чтобы приманить добычу (Руссело, 1999. С. 143-144). Инуа могут быть разными по значимости, от самых крупных и главных хозяев до мелких и малозначимых. Кроме инуа, у живых существ есть просто душа - тарнек.
Добыча зверя не считалась его убийством. По представлениям эскимосов, животные хотят, чтобы их убивали, поскольку их души возвращаются, чтобы вновь обрести плоть. Зверь сам жаловал в гости к людям. О промысле зверя говорили: “оморжился”, “онерпился” и т.д. Все, чего хотят животные, - это чтобы их смерть была обставлена соответствующим ритуалом. Поэтому, когда животное убивали, выполнялся определенный ритуал, позволявший ему, по мнению охотников, возвратиться туда, откуда оно прибыло. “Гостя” старались всячески
ублажить, чтобы он остался доволен приемом и снова пришел к охотникам. Так же, как у других охотничьих народов Севера, промысловый культ включал обряды по умилостивлению добытого зверя и его проводы с просьбами, чтобы он не сердился и возвращался к людям “во множестве”.
Всякий раз после добычи моржа или тюленя строго соблюдался обычай приношения даров “хозяину моря”. Охотник никогда не вносил добычу в дом, прежде чем его жена не выйдет навстречу и не “напоит” убитого зверя водой из специальной ритуальной мисочки. Этот обряд соблюдался неукоснительно. Черепа убитых животных благоговейно омывали в воде и относили в святилище. Нарушение обрядов грозило охотнику неудачей на охоте - никто из зверей не захотел бы снова стать добычей неучтивого человека.
Эскимосы посвящали животным специальные праздники. На этих праздниках охотники совершали обряд примирения с убитыми ими животными, приносили извинения за причиненные страдания. Они верили, что звери скоро снова возродятся к жизни, но уже в другом облике (Меновщиков, 19596; 1964; 1974; Воблов, 1952; Теин, 1975).
Амулеты, татуировка и рисунки охрой и графитом на лице защищали от злых духов, болезней, помогали в промыслах. Амулеты у эскимосов были широко распространены, они могли быть семейными или индивидуальными. Первые, связанные с семейными обрядами, передавались по наследству. Ими могли стать части животных, птиц или каких-либо предметов. Индивидуальными амулетами были, как правило, костяные или деревянные изображения живых существ, бусины, которые одновременно служили и украшениями.
В религиозных ритуалах часто использовались маски, изображающие различных духов.
Для мировоззрения и религии эскимосов характерен шаманизм, который включил в себя различные элементы дошаманских верований и практик. Служителями культа являлись шаманы (ангекок, ангакок).
Шаманские церемонии играли большую роль в жизни поселка. Шаман являлся посредником между духами (тунг’ныг’ат) и людьми. Благодаря общению с духами-помощниками (tornak) он “изгонял” болезни, помогал вернуться пропавшим в тундре или унесенным на льдине, “устанавливал” хорошую погоду и “вызвал” промысловых зверей. У духов помощников был, в свою очередь, свой хозяин (tornarsuk).
Шаман мог нейтрализовать действия злого колдуна или другого шамана, наславшего порчу. Одной из его обязанностей было “путешествие” к луне или к хозяйке моря с просьбой “выпустить” животных, чтобы охота была удачной. Особого костюма у эскимосского шамана не было, на шаманскую специализацию указывали особые знаки на обычной одежде: подвески, бахрома, кисти. За свои услуги шаманы получали вознаграждение.
Шаманами могли быть и мужчины, и женщины, но последние считались более сильными шаманами. Женщина руководила религиозной жизнью семьи. В ее ведении находились священные амулеты (охранители); она готовила обрядовую пищу; старейшая в семье женщина наносила татуировку и знаки помазания.
Irene поставил(а) лайк
Похожие темы
» МИРОУСТРОЙСТВО У ФИННО-УГРОВ
» ЭСКИМОСОВ МИФОЛОГИЯ
» Представления о душе и нижнем мире эскимосов
» АМАРОК - ДУХ ЭСКИМОСОВ
» Благодарный медведь. Легенда эскимосов.
» ЭСКИМОСОВ МИФОЛОГИЯ
» Представления о душе и нижнем мире эскимосов
» АМАРОК - ДУХ ЭСКИМОСОВ
» Благодарный медведь. Легенда эскимосов.
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Шаманизм Эскимосов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения