Бог Хёнир, попутчик Одина
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Рунные мистерии :: Северные боги и духи
Страница 1 из 1
Бог Хёнир, попутчик Одина
Хёнир ᛫ ᚼᛅᚿᛁᚱ
• Хёнир - бог очень загадочный и нечасто упоминающийся, однако назвать его "незначительным" язык не повернётся.
• Хёнир практически равен Одину и Локи - в их компании он упоминается четыре раза:
- при сотворении людей Аска и Эмблы ("Хёнир дал дух" в "Прорицании вёльвы");
- в "Выкупе за выдру";
- в "Похищении Идунн";
- в фарерской балладе "Прядь о Локи".
• В "Саге об Инглингах" Хёнир описывается так: "Он был большого роста и очень красив".
• Также он является одним из 12-ти судей.
• В "Языке поэзии" он назван "сотрапезником, попутчиком и собеседником Одина", "проворным асом", "Длинной Ногой".
• Там же приводится его кеннинг aurkonungr, который несколько неоднозначен: есть версия о "блистающем конунге" (когда aur- возводится к eyrir, "золото, деньги"), а есть и о "конунг вод/болот".
• Хёнир вместе Мимиром был заложником у ванов, которые сделали его вождём.
• Хёнир выживает в Рагнарёк.
• Его имя - Hönir, Hœnir, Hænir - с точки зрения этимологии несколько проблемное. Раньше было мнение о "подобном лебедю", сейчас же Хёнир интерпретируется как "петух" (ON hani; hœna).
Русскоязычному читателю на этом месте стоит абстрагироваться от тюремного жаргона и припомнить, что нам известно о петухах в традиции.
Во-первых, в мифах петухов больше, чем остальных птиц: Видофнир на древе Мимамейд, Гуллинкамби в Вальхалле, Фьялар в лесу Гальгвид и ещё один безымянный в Хель. Трое последних возвещают о Рагнарёке.
Во-вторых, Ахмед Ибн Фадлан и Лев Диакон утверждают, что жертвоприношение (отрубание головы) петуха было частью погребального обряда русов.
В-третьих, Титмар Мерзебургский также пишет о петухах как о подходящей жертве у язычников: "Есть в тех местах одно место, столица тамошнего государства, именем Лейре, в округе, называемом Зеландия, где каждые 9 лет в месяце январе, в то время как мы празднуем наше Рождество Господне, они все собираются там и приносят в жертву своим богам 99 человек и столько же коней, с жертвенными собаками и петухами, заменяющими ястребов, полагая, как я уже говорил, истинным, что те будут служить им в потустороннем мире и заступятся перед богами за их преступные деяния".
В-четвёртых, в "Деяних данов" описывается путешествие Хадинга с одной женщиной в подземном мире, где упоминается следующее: "Когда они пошли далее, дорогу им преградила стена, к которой им было трудно подобраться или же перелезть через неё. Женщина попробовала перепрыгнуть через неё, но тщетно — ей не удалось этого сделать даже несмотря на своё худое и морщинистое тело; тогда она перебросила через это препятствие отрубленную голову петуха, которого она на всякий случай взяла с собой; птица сразу же ожила и, громко прокукарекав, возвестила о своём возвращении к жизни".
И, наконец, в-пятых, есть глагол gala (имеющий прямое отношение к понятию "гальдр"), которые переводится и как "кукарекать", и "как "заклинать, петь магическую песнь".
Здесь же можно привести параллели с индийскими текстами Урсулы Дронке: "В ритуальных индийских текстах упоминается жертвенный жрец, которого называют «певцом Всевышнего». Его особая задача - сопровождать людей через смерть и обеспечивать их возвращение в следующей жизни. Речь идет о помощи во время трех великих человеческих переходов: при рождении, при посвящении, которое ведет к ритуальному возрождению, и при смерти для перехода в новый мир".
А древнегерманское hanô, "петух" (древнесеверное hani, древнеанглийское hana, готское hana) восходит к праиндоевропейскому *keh₂n-, "петь".
По совокупности фактов, в туманной фигуре Хёнира начинают проступать интересные очертания, а именно - того самого жертвенного жреца, ведь, помимо прочего, он участвует, по сути, в (за)рождении человечества, а в новом мире он "берёт прут жеребьёвый" - жреческая традиция прорицания, упоминаемая ещё Тацитом.
Чисто гипотетически и в качестве забавного совпадения, можно вспомнить, что в другом варианте троицы - Один, Вили, Ве - имя последнего брата также означает "жрец, священник".
Совпадение?..)
автор: Hadeken Hodigo
• Хёнир - бог очень загадочный и нечасто упоминающийся, однако назвать его "незначительным" язык не повернётся.
• Хёнир практически равен Одину и Локи - в их компании он упоминается четыре раза:
- при сотворении людей Аска и Эмблы ("Хёнир дал дух" в "Прорицании вёльвы");
- в "Выкупе за выдру";
- в "Похищении Идунн";
- в фарерской балладе "Прядь о Локи".
• В "Саге об Инглингах" Хёнир описывается так: "Он был большого роста и очень красив".
• Также он является одним из 12-ти судей.
• В "Языке поэзии" он назван "сотрапезником, попутчиком и собеседником Одина", "проворным асом", "Длинной Ногой".
• Там же приводится его кеннинг aurkonungr, который несколько неоднозначен: есть версия о "блистающем конунге" (когда aur- возводится к eyrir, "золото, деньги"), а есть и о "конунг вод/болот".
• Хёнир вместе Мимиром был заложником у ванов, которые сделали его вождём.
• Хёнир выживает в Рагнарёк.
• Его имя - Hönir, Hœnir, Hænir - с точки зрения этимологии несколько проблемное. Раньше было мнение о "подобном лебедю", сейчас же Хёнир интерпретируется как "петух" (ON hani; hœna).
Русскоязычному читателю на этом месте стоит абстрагироваться от тюремного жаргона и припомнить, что нам известно о петухах в традиции.
Во-первых, в мифах петухов больше, чем остальных птиц: Видофнир на древе Мимамейд, Гуллинкамби в Вальхалле, Фьялар в лесу Гальгвид и ещё один безымянный в Хель. Трое последних возвещают о Рагнарёке.
Во-вторых, Ахмед Ибн Фадлан и Лев Диакон утверждают, что жертвоприношение (отрубание головы) петуха было частью погребального обряда русов.
В-третьих, Титмар Мерзебургский также пишет о петухах как о подходящей жертве у язычников: "Есть в тех местах одно место, столица тамошнего государства, именем Лейре, в округе, называемом Зеландия, где каждые 9 лет в месяце январе, в то время как мы празднуем наше Рождество Господне, они все собираются там и приносят в жертву своим богам 99 человек и столько же коней, с жертвенными собаками и петухами, заменяющими ястребов, полагая, как я уже говорил, истинным, что те будут служить им в потустороннем мире и заступятся перед богами за их преступные деяния".
В-четвёртых, в "Деяних данов" описывается путешествие Хадинга с одной женщиной в подземном мире, где упоминается следующее: "Когда они пошли далее, дорогу им преградила стена, к которой им было трудно подобраться или же перелезть через неё. Женщина попробовала перепрыгнуть через неё, но тщетно — ей не удалось этого сделать даже несмотря на своё худое и морщинистое тело; тогда она перебросила через это препятствие отрубленную голову петуха, которого она на всякий случай взяла с собой; птица сразу же ожила и, громко прокукарекав, возвестила о своём возвращении к жизни".
И, наконец, в-пятых, есть глагол gala (имеющий прямое отношение к понятию "гальдр"), которые переводится и как "кукарекать", и "как "заклинать, петь магическую песнь".
Здесь же можно привести параллели с индийскими текстами Урсулы Дронке: "В ритуальных индийских текстах упоминается жертвенный жрец, которого называют «певцом Всевышнего». Его особая задача - сопровождать людей через смерть и обеспечивать их возвращение в следующей жизни. Речь идет о помощи во время трех великих человеческих переходов: при рождении, при посвящении, которое ведет к ритуальному возрождению, и при смерти для перехода в новый мир".
А древнегерманское hanô, "петух" (древнесеверное hani, древнеанглийское hana, готское hana) восходит к праиндоевропейскому *keh₂n-, "петь".
По совокупности фактов, в туманной фигуре Хёнира начинают проступать интересные очертания, а именно - того самого жертвенного жреца, ведь, помимо прочего, он участвует, по сути, в (за)рождении человечества, а в новом мире он "берёт прут жеребьёвый" - жреческая традиция прорицания, упоминаемая ещё Тацитом.
Чисто гипотетически и в качестве забавного совпадения, можно вспомнить, что в другом варианте троицы - Один, Вили, Ве - имя последнего брата также означает "жрец, священник".
Совпадение?..)
автор: Hadeken Hodigo
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Рунные мистерии :: Северные боги и духи
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения