Жертвоприношения Вит-хону (манси)
Страница 1 из 1
Жертвоприношения Вит-хону (манси)
Среди богов мансийского пантеона видное место принадлежало Вит-хону — хозяину вод, царю водных просторов, рек и озер ” .
Естественно, что люди, хозяйство которых в большой степени было ориентировано на ловлю рыбы, уделяли немалое внимание этому персонажу. Устья рек, каменистые перекаты и глубокие омуты в той или иной мере связывались в религиозном сознании манси с грозным водяным духом Bum -хоном и его дочерью Bum-хон аги. При следовании мимо священного места (манс, ялпын. рощ) опускали в воду монеты, лили спиртное. Практиковали и регулярные обряды, направленные на умилостивление владык водной стихии .
В честь Bит-хона н Bит-хон аги трижды в течение года совершались жертвоприношения: после ледохода, в августе и в октябре, причем обязательно в первой четверти месяца, а кровавая жертва приносилась в августе, на новолуние. На р. Ляпин в прошлом существовало много мест, где, по мнению манси, жил Bит-хон. Место на реке, где Вит-хону и его дочери приносилась жертва, и сам берег-(обычно очень крутой, с большими глубинами рядом) информаторы относят к числу пурлахтын-ма (жертвенных мест).
Одно из таких мест расположено ниже с. Ложки, на левом берегу реки.
К жертвоприношению готовились заранее. Для Buт-хона шили новую красивую рубашку и заготавливали ялпын, который мог представлять собой квадратный кусок новой (чаще шелковой) ткани с пришитыми по углам колокольчиками. Телке, предназначенной для убоя, повязывали шею белым лоскутом. Считалось, что кровь ее требует Вит-хон аги.
В назначенное время (обычно утром) население поселка приплывало на лодках к йup тартнэ аврах (крутому берегу кровавого жертвоприношения). Сюда же привозили жертвенное животное. Женщины находились в отдельной лодке (лодках) н на берег не выходили. На берегу мужчины забивали телку и, налив кровью специально приготовленную посуду, снова садились в лодку (лодки).
Они выгребали на середину реки, описывали три круга по солнцу, после чего на стрежне опускали в воду рубашку и ялпын, в которые были завернуты камни. В воду выливали кровь. При этом они просили Вит-хона об удачной ловле рыбы. Завершала ритуал общая трапеза на берегу. Желательно было иметь с собой молоко или молочные продукты. Если было спиртное, им «угощали» Вит-хона, выливая немного водки в реку. Майское и октябрьское жертвоприношения совершались так же, но без забоя животного.
На Тавде при строительстве запора приносили жертву «духу— хозяину Оби». На берегу закалывали корову или овцу так, чтобы их кровь стекала в воду. Специальным черпаком каждый из участников обряда выливал в воду разбавленное пиво, затем опускали в реку отлитые изображения рыб (манс. хулгор). Жители Конды тому же персонажу приносили жертву после ледохода. На лодке выплывали на середину реки, лили в воду пиво, просили привести больших и малых рыб. Обращались к духу — покровителю «водной святыни» в случае болезни, принося в жертву лошадь коричневой либо серой масти.
О «хозяевах» вод у манси до недавнего времени бытовало множество рассказов. Поведали и нам, как в 40-е гг. колесный пароход «Петр Шлеев», проходя мимо Шайтанского мыса, где с глубоким омутом соседствует опасный перекат, вдруг сбавил ход и накренился на левый борт. Информаторы объяснили это тем, что в колесо машины попала рука Вит-хона п ее защемило по самое плечо. Информатор «встречался» и с Bит -хон аги. Было это, по его словам, незадолго до августовского жертвоприношения. Когда он проплывал на лодке рано утром мимо пурлахтын-ма, вдруг заглох мотор. При этом он, как уверяет, увидел в тумане сверкающую фигуру молодой женщины, которая наполовину поднялась из воды, несколько раз прокричала «Уа—аа... ya-aааа...» и скрылась в воде.
Совершенно очевидно, что появлению подобных виденнй способствовала особая психологическая настроенность. Оказываясь вблизи жертвенных мест, манси заранее были готовы увидеть проявление действий водяных духов. И поскольку все опасные места на реке связывались в их представлении с «владыкамп вод», то и все случавшиеся вблизи них происшествия манси опять-таки объясняли влиянием мифических обитателей глубин. Последних манси иногда представляли н изображали в зооморфном облике. Так, описывая знаменитого «Старика Обского» (Ас-торума), Гр. Новицкий отметил его зооморфные черты: «...доска некая, нос аки труба жестяна, очеса стекляны, роги на главе малые...». Известны и другие персонажи мансийской мифологии, сочетавшие в своем облике черты реальных животных и фантастических существ (рогатая щука, мамонт, живущий в воде, и т. и.). К их числу относятся загадочные обитатели водных глубин, не имеющие собственных имен. Их называют куль, или ялпын-уй. На оз. Турват манси рассказывали режиссеру М. А. Заплатину: «Куль водится п у нас, в Турвате. То ли щука громадная, то ли што. Метров шесть длины, светлая. Блестит, как серебро, когда в ясный день всплывает. Живет этот куль где-то в Яме».
Подобные рассказы записаны нами на р. Ляпин. Информаторы, в большинстве своем люди пожилого возраста, не сомневались в реальности существования ялпын-уй. Неоднократно видели «священного зверя» ниже бывшего селения Метленкн (манс. нят лёх — женская дорога). В предвоенные годы один из мёстных жителей видел даже двух «зверей», плывших вверх по течению Ляпина. В этой же местности, недалеко от правого берега Ляпина есть оз. Ялпын-тур. Вытекающая из этого глубокого водоема небольшая речка Ялпышья впадает в р. Ляпни. Напротив устья ручья, на левом берегу — «священный песок», на который запрещалось выходить женщинам. Около сорока лет назад лунной осенней ночью охотники ночевали на берегу Ялпын-я. Один из них, бывший тогда юношей, рассказывал, что увидел, как из озера в речку выплыл непонятный зверь, у которого блестела вся спина.
В окрестностях озера находилось священное место с сумьяхом. Там же, по рассказам информаторов, можно было увидеть лежащее на земле изображение ялпын-уй, сделанное из ствола дерева. Ялпын-уй описывают как животное с длинным, округлым телом, заостренной головой п гребнем на спине.
На фото: река Ляпин
Естественно, что люди, хозяйство которых в большой степени было ориентировано на ловлю рыбы, уделяли немалое внимание этому персонажу. Устья рек, каменистые перекаты и глубокие омуты в той или иной мере связывались в религиозном сознании манси с грозным водяным духом Bum -хоном и его дочерью Bum-хон аги. При следовании мимо священного места (манс, ялпын. рощ) опускали в воду монеты, лили спиртное. Практиковали и регулярные обряды, направленные на умилостивление владык водной стихии .
В честь Bит-хона н Bит-хон аги трижды в течение года совершались жертвоприношения: после ледохода, в августе и в октябре, причем обязательно в первой четверти месяца, а кровавая жертва приносилась в августе, на новолуние. На р. Ляпин в прошлом существовало много мест, где, по мнению манси, жил Bит-хон. Место на реке, где Вит-хону и его дочери приносилась жертва, и сам берег-(обычно очень крутой, с большими глубинами рядом) информаторы относят к числу пурлахтын-ма (жертвенных мест).
Одно из таких мест расположено ниже с. Ложки, на левом берегу реки.
К жертвоприношению готовились заранее. Для Buт-хона шили новую красивую рубашку и заготавливали ялпын, который мог представлять собой квадратный кусок новой (чаще шелковой) ткани с пришитыми по углам колокольчиками. Телке, предназначенной для убоя, повязывали шею белым лоскутом. Считалось, что кровь ее требует Вит-хон аги.
В назначенное время (обычно утром) население поселка приплывало на лодках к йup тартнэ аврах (крутому берегу кровавого жертвоприношения). Сюда же привозили жертвенное животное. Женщины находились в отдельной лодке (лодках) н на берег не выходили. На берегу мужчины забивали телку и, налив кровью специально приготовленную посуду, снова садились в лодку (лодки).
Они выгребали на середину реки, описывали три круга по солнцу, после чего на стрежне опускали в воду рубашку и ялпын, в которые были завернуты камни. В воду выливали кровь. При этом они просили Вит-хона об удачной ловле рыбы. Завершала ритуал общая трапеза на берегу. Желательно было иметь с собой молоко или молочные продукты. Если было спиртное, им «угощали» Вит-хона, выливая немного водки в реку. Майское и октябрьское жертвоприношения совершались так же, но без забоя животного.
На Тавде при строительстве запора приносили жертву «духу— хозяину Оби». На берегу закалывали корову или овцу так, чтобы их кровь стекала в воду. Специальным черпаком каждый из участников обряда выливал в воду разбавленное пиво, затем опускали в реку отлитые изображения рыб (манс. хулгор). Жители Конды тому же персонажу приносили жертву после ледохода. На лодке выплывали на середину реки, лили в воду пиво, просили привести больших и малых рыб. Обращались к духу — покровителю «водной святыни» в случае болезни, принося в жертву лошадь коричневой либо серой масти.
О «хозяевах» вод у манси до недавнего времени бытовало множество рассказов. Поведали и нам, как в 40-е гг. колесный пароход «Петр Шлеев», проходя мимо Шайтанского мыса, где с глубоким омутом соседствует опасный перекат, вдруг сбавил ход и накренился на левый борт. Информаторы объяснили это тем, что в колесо машины попала рука Вит-хона п ее защемило по самое плечо. Информатор «встречался» и с Bит -хон аги. Было это, по его словам, незадолго до августовского жертвоприношения. Когда он проплывал на лодке рано утром мимо пурлахтын-ма, вдруг заглох мотор. При этом он, как уверяет, увидел в тумане сверкающую фигуру молодой женщины, которая наполовину поднялась из воды, несколько раз прокричала «Уа—аа... ya-aааа...» и скрылась в воде.
Совершенно очевидно, что появлению подобных виденнй способствовала особая психологическая настроенность. Оказываясь вблизи жертвенных мест, манси заранее были готовы увидеть проявление действий водяных духов. И поскольку все опасные места на реке связывались в их представлении с «владыкамп вод», то и все случавшиеся вблизи них происшествия манси опять-таки объясняли влиянием мифических обитателей глубин. Последних манси иногда представляли н изображали в зооморфном облике. Так, описывая знаменитого «Старика Обского» (Ас-торума), Гр. Новицкий отметил его зооморфные черты: «...доска некая, нос аки труба жестяна, очеса стекляны, роги на главе малые...». Известны и другие персонажи мансийской мифологии, сочетавшие в своем облике черты реальных животных и фантастических существ (рогатая щука, мамонт, живущий в воде, и т. и.). К их числу относятся загадочные обитатели водных глубин, не имеющие собственных имен. Их называют куль, или ялпын-уй. На оз. Турват манси рассказывали режиссеру М. А. Заплатину: «Куль водится п у нас, в Турвате. То ли щука громадная, то ли што. Метров шесть длины, светлая. Блестит, как серебро, когда в ясный день всплывает. Живет этот куль где-то в Яме».
Подобные рассказы записаны нами на р. Ляпин. Информаторы, в большинстве своем люди пожилого возраста, не сомневались в реальности существования ялпын-уй. Неоднократно видели «священного зверя» ниже бывшего селения Метленкн (манс. нят лёх — женская дорога). В предвоенные годы один из мёстных жителей видел даже двух «зверей», плывших вверх по течению Ляпина. В этой же местности, недалеко от правого берега Ляпина есть оз. Ялпын-тур. Вытекающая из этого глубокого водоема небольшая речка Ялпышья впадает в р. Ляпни. Напротив устья ручья, на левом берегу — «священный песок», на который запрещалось выходить женщинам. Около сорока лет назад лунной осенней ночью охотники ночевали на берегу Ялпын-я. Один из них, бывший тогда юношей, рассказывал, что увидел, как из озера в речку выплыл непонятный зверь, у которого блестела вся спина.
В окрестностях озера находилось священное место с сумьяхом. Там же, по рассказам информаторов, можно было увидеть лежащее на земле изображение ялпын-уй, сделанное из ствола дерева. Ялпын-уй описывают как животное с длинным, округлым телом, заостренной головой п гребнем на спине.
На фото: река Ляпин
Похожие темы
» ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ КЭРЭХ: РЕЛИКТЫ И НОВЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ СЕВЕРНЫХ САХА
» Сюнькаи-икиган (манси)
» Семь Пор-нэ и филин (манси)
» Звезды в мифологии Манси
» Атуман и Содовара (манси)
» Сюнькаи-икиган (манси)
» Семь Пор-нэ и филин (манси)
» Звезды в мифологии Манси
» Атуман и Содовара (манси)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения