Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

О Борьбе С Хакасским Шаманизмом в Советское Время

Перейти вниз

О Борьбе С Хакасским Шаманизмом в Советское Время Empty О Борьбе С Хакасским Шаманизмом в Советское Время

Сообщение автор Wizard Ср Ноя 25, 2020 3:27 pm

(По В. А. Бурнакову)

В Хакасии на протяжении нескольких столетий с шаманизмом как мировоззренческой системой и культовой практикой боролась Русская православная церковь. Нередко христианские священнослужители искореняли ”идолопоклонство” самыми радикальными мерами. Так, например, священник села Матурского Иван Штыгашев насильственно “отбирал бубны, одежды шаманов, изображения духов и сжигал их, шаманов привязывал к столбу и подвергал даже порке”. Не прекратилась, а, скорее усилилась борьба с шаманизмом в советское время. Новая идеологическая система – атеизм свой приговор шаманизму вынес в первые же годы советской власти, объявив его “мрачным пережитком феодального прошлого”, а шаманов – “проходимцами” и “тунеядцами”.

После установления советской власти в Хакасии шаманизм был поставлен большевиками в один ряд с ортодоксальными религиями. Борьба с шаманизмом в 1920-30-х гг. имела три главных направления: во-первых, с целью ликвидации шаманства как социального явления, были предусмотрены меры административно-судебного характера – запрет шаманской деятельности, лишение шаманов избирательных прав, привлечение их к судебной ответственности.
Во-вторых, огромное внимание придавалось идейно-политическому воспитанию населения с целью обеспечения монопольного положения в общественном сознании марксистско-ленинского мировоззрения, включающего в себя материалистическое миропонимание
и, таким образом, вытеснение религиозных верований. В-третьих, так называемое «оздоровительное» направление, когда путем создания и развития санитарного просвещения, сети медицинских учреждений, улучшения социально-бытовых условий населения открыто предусматривалось искоренение шаманизма.

Начиная с 1923 г., после образования Хакасского округа, шаманов стали лишать избирательных и других гражданских прав, выселять из родных мест. В 1930 г. за шаманство только по Таштыпскому р-ну в списках на выселение из Хакасии значилось 26 шаманов. В 1937 г. практически всех известных шаманов отправили в ссылки или посадили в минусинскую тюрьму, из которых они не вернулись.

В рассматриваемый период истории огромную роль в искоренении шаманизма имела планомерная целенаправленная деятельность партийных, комсомольских и общественных организаций по антирелигиозной пропаганде. Проводить атеистическую пропаганду предписывалось не только партийным и комсомольским организациям, но и государственным органам и ведомствам, общественным учреждениям.

В целях дискредитации, шаманов принуждали публично отказываться от культовой практики. По мнению советских идеологов, данные меры должны были действовать на местное население наиболее убедительно. В газете “Советская Хакасия” № 3 за 6 января 1931 г. было опубликовано одно из таких “добровольных” отречений:
«Я, Кобряков Николай – Карман Лукьянович, проработал 40 лет честным трудом, решил пойти на легкий путь, занялся шаманством. Я шаманил восемь лет, зная, что шаманство человеку никакой пользы не дает, я заведомо его обманывал и дурачил, запугивая шайтаном в угоду баям, чтобы легче было им обдирать бедняка. Увидя и убедившись окончательно, что советская власть – это власть рабочих и крестьян, которая стремится улучшить быт хакаса, ведет к культурному ведению хозяйства, а каждый шаман стремится укрепить старые варварские бытовые устои родового хозяйства.

А поэтому с сегодняшнего дня бросаю шаманство, порываю со всем прошлым и снова начинаю жить честным тружеником. Довольно гнусного обмана, довольно дурманить дурманом религиозных суеверий. Нет шайтана, нет изыка, нет помощи от шамана. Все заболевшие обращайтесь к науке – врачу. А вас, оставшихся еще верными шаманству, я призываю последовать моему примеру, сдать бубны и перейти к честному труду. Бывший шаман улуса Митконова, Кайбальского сельсовета, Аскизского района Кобряков».
Стилистика и основные идеи, исходящие из этого письма, а также крайне низкий уровень грамотности хакасского населения в то время, могут служить подтверждением того факта, что тексты “покаянных” писем составлялись самими антирелигиозными агитаторами. Шаман, как правило, не умевший писать, чаще всего просто прикладывал палец к заранее заготовленному тексту. Стоит отметить, что в 1930-е годы на страницах местных и центральных газет часто выходили статьи с разоблачениями шаманов, а также их “отказные” письма. Вот что писал корреспондент газеты “Правда” П. Синцов в заметке “Жизнь улуса Чилан”, перепечатанной 15 октября 1937 года в “Советской Хакасии” -
«В 1931 году в улусе Чилан, Хакасской автономной области, произошли три события. Организовался колхоз имени Буденного. Умер ша-
ман и преемника ему не нашлось. Старик Ахпашев встал с постели и пошел работать. Все эти события показали, с какой быстротой исчезают пережитки старого в хакасском улусе. Уже в то время в улусе многие не верили шаману, но внезапное выздоровление старика Ахпашева окончательно разоблачило шамана в глазах всего населения. Дело в том, что на поминках одного из соседей шаман объявил старику Ахпашеву, что он хоть и жив, но душа его ушла вместе с покойником. Старик Ахпашев еле добрел до постели. Шаман целый год жил за счет семьи старика, обещая вернуть душу на место. Теперь весь улус знает, что старик Ахпашев даже не болел. Он был просто испуган. Старик Ахпашев стал одним из лучших стахановцев колхоза».

Инициируемые партийными органами “меры культурно-просветительского воздействия” предполагали также и устную агитацию. В местных клубах и школах представителями агитбригад ставились инсценировки, раскрывающие «одурманивание масс» шаманами, при этом нередко ими использовались, отнятые у шаманов костюмы, бубны и другие атрибуты [ПМА(здесь и далее полевые материалы автора), Итпеков Г.В., 12.07.1996 г.р.];
организовывались политсуды над шаманами;
проводились вечера на антирелигиозные темы, а также беседы и лекции о вреде шаманизма.
Несмотря на преследования, некоторые шаманы продолжали свою деятельность. Отдельными шаманами проводились камлания и в 1950-е гг.
В обнаруженных нами архивных документах из филиала Центрального государственного архива Республики Хакасия имеются рассекреченные материалы органов МВД и МГБ за 1951 – 1954 гг. Документы представляют собой “Справки” и “Докладные записки” начальников МВД и МГБ по Хакасской автономной области. Материалы вводятся в научный оборот впервые. В Справке начальника Ширинского РО МГБ капитана Логинова имелись следующие сведения: «Данные о проявлениях шаманства относятся к 1951 г. Имели место факты шаманства в колхозе “ИРГИЮС” колхозницы Конгарова и Сабурова для проведения шаманских обрядов вовлекали колхозников и молодежь из числа учащихся в школе.
Весной в 1951 г. Конгарова и Сабурова организовали шаманство на горе около 2-х берез и там же производили “кропление святой водой” учащихся и других присутствующих колхозников. К Сабуровой в 1951 году приезжала одна гражданка из Ужурского района, по национальности хакаска, которая путем шаманства лечилась у Сабуровой. В 1951 году коммунист Чекраев Петр Иванович лечил свою жену путем шаманства, возил жену лечить к шаманке в колхоз “Наа-Хоных” – Кобыжаковой, он также приглашал для лечения жены шаманку Сабурову. Новых фактов о шаманстве в Ширинском районе не имеем» [Филиал ЦГАРХ, ф. 2, оп. 1, д. 1715, л. 76].
В документах зафиксирован факт обращения к шаманам члена коммунистической партии П.И. Чекраева. Необходимо заметить, что среди народов Саяно-Алтая случаи оказания шаманами услуг своим идейным противникам – коммунистам были распространенными [Бурнаков, 2005, с. 56], и даже более того, были случаи, когда шаман был коммунистом, так например, кумандинский шаман Макар Кастараков являлся членом партии [Лобанова, 2003]. Шаманизм как элемент, составляющий культуру этноса, в этот период в латентной форме все же продолжал свое существование....

....Таким образом, антирелигиозная деятельность партийных, общественных и правоохранительных органов нанесла сокрушительный удар по шаманству. Большая часть хакасских шаманов была расстреляна либо погибла в ГУЛАГовских застенках. Культурно-просветительская работа партийных органов сыграла важную роль в изживании традиционных культовых практик. Но антишаманистская кампания велась поверхностно, без понимания сути многих вопросов. В целом же, государство не достигло желаемой цели – полного искоренения хакасского шаманизма, который продолжает свое существование и по сей день.

Цит. по журналу "ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ, ЭТНОГРАФИИ, АНТРОПОЛОГИИ СИБИРИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ"
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения