БОГИ И ДУХИ В КОНЦЕПЦИИ ЯПОНСКОГО ШАМАНИЗМА
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования японцев
Страница 1 из 1
БОГИ И ДУХИ В КОНЦЕПЦИИ ЯПОНСКОГО ШАМАНИЗМА
Боги и духи.
Общие положения. Концепция трансцендентного мира населенного трансцендентными существами существовала с самых ранних времен. Виды богов и духов, в которых верили, чрезвычайно важны, потому что именно от этих существ шаман получал одного или нескольких духов-хранителей. Облик этих существ, иерархия, силы, власть, ограничения и т. д. — все это формирует шамана и дает ему его могущество.
Семь поколений богов (версия Кодзики). Когда впервые раскрылись Небеса и Земля, явился бог. Его имя было Амэ-но-минакануси-но ками, что значит Правитель Небес. Затем явился Такамимусухи-но ками, чье имя буквально значит «Солнечный бог Птичье гнездо Высокого благородного творения». Третьим богом был Камимусухи-но ками, что значит «Солнечный бог Птичье гнездо божественного творения». Эти три бога входят в первое поколение богов. Однако других богов они не породили.
Во втором поколении явились два бога. Один из них носил имя Умаси Асикаби Хикодзи-но ками, что значит «Великолепный бог Муж-Тростник». Другой был Амэ-но Токотатино ками, что означает «Неизменный бог Небес». Эти боги также были неплодными богами.
Затем последовало пять пар поколений богов и богинь, бывшие обожествлениями болот, песка, срубленных деревьев, столбов, построек, урожаев и т. д. Последними из этих пяти божественных пар были Идзанаги-Идзанами, имя которых переводят как «Взаимно [друг друга] влекущие боги». Эти двое породили Японские острова, божеств природных явлений и т. д., в том числе бога огня, который вызвал смерть Идзанами. В версии Кодзики супруги не давали рождение Солнцу и Луне или разрушительному богу ветра. Те появились, когда Идзанаги очистился в реке, после своего путешествия в подземный мир, куда он отправлялся чтобы вернуть на землю мертвую жену. Солнечная богиня Аматэрасу-о-миками вышла из его левого глаза. Лунный бог Цукуёми вышел из его правого глаза. Бог ветра Сусаноо вышел из его носа. Это ознаменовало конец эпохи семи поколений богов.
Люди-боги. В дополнение к богам и богиням семи поколений, которые были слишком далекими богами, явилось целое множество богов и богинь. Это были более человекоподобные существа, наполовину боги и наполовину люди. Это период богатой мифологии и деятельности восьмидесяти тысяч или восьмисот тысяч богов и богинь.
Считалось, что боги и богини этого периода живут в мире, который представлял собой отражение мира человеческого. Всё трансцендентное пространство и его обитатели находились в социальной организации, имеющей такие же экономические и политические системы, как и мир реальный. Поскольку в реальном мире локализация была одним из актуальных условий, нет ничего удивительно, что боги и богини были локализованы, но не имели специализации. У этих богов и богинь имелись свои сферы влияния, но в целом их функции не были определены. Высокоорганизованной иерархии не существовало.
Общим термином для обозначения этих существ было слово ками. Оно применялось практически к любому явлению, которое не могло быть объяснено естественным путем или любому объекту или феномену, которые, как думали, обладало сверхчеловеческим могуществом. Таким образом существовали боги и богини всех сортов, среди которых очень важными были горные боги и боги камней, а также божества-семейные предки, которые во многих, если не в большинстве случаев вытесняли по важности даже богиню Солнца.
Кроме богов природы и семейных богов существовали деревенские боги, племенные боги и т. д. Однако, среди всех этих богов, первыми и наиболее важными были семейные боги.
Семейные и локальные боги.
а) Удзигами . Это были не просто семейные боги, а боги-предки, и те, кто почитали их, были связаны с этими богами узами крови. Такие боги могли быть локальными божествами и, скорее всего, были ими изначально. Это весьма вероятно, потому что обычно боги спускались на вершины гор, основывали там святилища, а потомки этих богов, сделались главами этих святилищ. Если они образовывали расширенные семьи, живущие в непосредственной близости друг от друга, то боги оказывались и семейными, и локальными. Однако если семьи становились кланами, практиковали экзогамию и распространялись по широким ареалам, тогда боги могли быть только семейными. Также изначальный семейный бог может быть утрачен и впоследствии созданы новые семейные божества.
б) Ясики-удзигами. Это боги отдельных построек, которым индивидуально поклонялись дома. Данные божества были отдельными богами и образовывали множество видов. Таким образом, очень вероятно, и, скорее всего, так и было, что у людей в семье существовало по крайней мере два бога: один — семейный, связанный кровными узами с членами семьи, а другой — бог постройки.
в) Мура-удзигами . Это были локальные или деревенские боги, которым поклонялись люди, живущие в одном районе. Эти боги покровительствовали всем людям в данном ареале, поэтому каждый житель принимал участие в праздничных фестивалях, чествующих
таких богов. В разных частях страны деревенские или локальные боги назывались разными именами, но следующие три термина широко распространились по всей Японии: это убусунагами — бог места рождения, тиндзю-ками — бог-хранитель, а также Инари-ками — бог
урожая, который также считается божеством лис.
Малые боги. Также существовало множество богов профессий, богов разных сельскохозяйственных культур, полей, растений, дорог, океанов, городов, очага и т. д.
Боги больших святилищ. Поскольку святилища становились более крупными и известными, они приобрели новое значение. Первоначально люди, которые почитали определенную святыню, возможно, состояли в кровном родстве с изначальным предком-богом храма, но когда святилище становилось более известным, ему начинали поклоняться люди из разных семей и кланов, а также из разных местностей. Точно неизвестно когда именно святилища отделились от функции обслуживания семей, однако это разделение существовало с начала эпохи Хэйан (800-1185 гг. н.э.), и к этому времени не только боги отделились от чисто семейной функции, но и служители религиозных церемоний в святилищах стали приходить со стороны.
Чужеземные боги. К этому списку необходимо прибавить буддийских богов и духов, духов даосизма и других импортированных религий. Из всех зарубежных богов наибольшую роль играли буддийские божества. Буддийские боги и богини были определены на
должность аналогичную семейным, деревенским и прочим коренным богам. Императоры, которые, по общему мнению, имели божественное происхождение и являлись прямыми потомками богини-предка, тем не менее практиковали буддизм. Они строили буддийские храмы, создавали статуи будд и даже становились реинкарнациями этих будд.
В домах простых людей часто были, и остаются до сих пор, два алтаря — один для богов синто, а другой для буддийских богов.
Выводы. В Японии почитали множество богов и богинь, и во многих случаях их функции частично совпадали друг с другом. Отдельные люди почитали богов всякого рода и вида, но семейные боги самыми близкими богами, игравшими важную роль в жизни масс.
Эти семейные духи также были очень важны для деятельности шаманского духа-хранителя.
“Shamanism in Japan” by William P. Fairchild — 1962
Общие положения. Концепция трансцендентного мира населенного трансцендентными существами существовала с самых ранних времен. Виды богов и духов, в которых верили, чрезвычайно важны, потому что именно от этих существ шаман получал одного или нескольких духов-хранителей. Облик этих существ, иерархия, силы, власть, ограничения и т. д. — все это формирует шамана и дает ему его могущество.
Семь поколений богов (версия Кодзики). Когда впервые раскрылись Небеса и Земля, явился бог. Его имя было Амэ-но-минакануси-но ками, что значит Правитель Небес. Затем явился Такамимусухи-но ками, чье имя буквально значит «Солнечный бог Птичье гнездо Высокого благородного творения». Третьим богом был Камимусухи-но ками, что значит «Солнечный бог Птичье гнездо божественного творения». Эти три бога входят в первое поколение богов. Однако других богов они не породили.
Во втором поколении явились два бога. Один из них носил имя Умаси Асикаби Хикодзи-но ками, что значит «Великолепный бог Муж-Тростник». Другой был Амэ-но Токотатино ками, что означает «Неизменный бог Небес». Эти боги также были неплодными богами.
Затем последовало пять пар поколений богов и богинь, бывшие обожествлениями болот, песка, срубленных деревьев, столбов, построек, урожаев и т. д. Последними из этих пяти божественных пар были Идзанаги-Идзанами, имя которых переводят как «Взаимно [друг друга] влекущие боги». Эти двое породили Японские острова, божеств природных явлений и т. д., в том числе бога огня, который вызвал смерть Идзанами. В версии Кодзики супруги не давали рождение Солнцу и Луне или разрушительному богу ветра. Те появились, когда Идзанаги очистился в реке, после своего путешествия в подземный мир, куда он отправлялся чтобы вернуть на землю мертвую жену. Солнечная богиня Аматэрасу-о-миками вышла из его левого глаза. Лунный бог Цукуёми вышел из его правого глаза. Бог ветра Сусаноо вышел из его носа. Это ознаменовало конец эпохи семи поколений богов.
Люди-боги. В дополнение к богам и богиням семи поколений, которые были слишком далекими богами, явилось целое множество богов и богинь. Это были более человекоподобные существа, наполовину боги и наполовину люди. Это период богатой мифологии и деятельности восьмидесяти тысяч или восьмисот тысяч богов и богинь.
Считалось, что боги и богини этого периода живут в мире, который представлял собой отражение мира человеческого. Всё трансцендентное пространство и его обитатели находились в социальной организации, имеющей такие же экономические и политические системы, как и мир реальный. Поскольку в реальном мире локализация была одним из актуальных условий, нет ничего удивительно, что боги и богини были локализованы, но не имели специализации. У этих богов и богинь имелись свои сферы влияния, но в целом их функции не были определены. Высокоорганизованной иерархии не существовало.
Общим термином для обозначения этих существ было слово ками. Оно применялось практически к любому явлению, которое не могло быть объяснено естественным путем или любому объекту или феномену, которые, как думали, обладало сверхчеловеческим могуществом. Таким образом существовали боги и богини всех сортов, среди которых очень важными были горные боги и боги камней, а также божества-семейные предки, которые во многих, если не в большинстве случаев вытесняли по важности даже богиню Солнца.
Кроме богов природы и семейных богов существовали деревенские боги, племенные боги и т. д. Однако, среди всех этих богов, первыми и наиболее важными были семейные боги.
Семейные и локальные боги.
а) Удзигами . Это были не просто семейные боги, а боги-предки, и те, кто почитали их, были связаны с этими богами узами крови. Такие боги могли быть локальными божествами и, скорее всего, были ими изначально. Это весьма вероятно, потому что обычно боги спускались на вершины гор, основывали там святилища, а потомки этих богов, сделались главами этих святилищ. Если они образовывали расширенные семьи, живущие в непосредственной близости друг от друга, то боги оказывались и семейными, и локальными. Однако если семьи становились кланами, практиковали экзогамию и распространялись по широким ареалам, тогда боги могли быть только семейными. Также изначальный семейный бог может быть утрачен и впоследствии созданы новые семейные божества.
б) Ясики-удзигами. Это боги отдельных построек, которым индивидуально поклонялись дома. Данные божества были отдельными богами и образовывали множество видов. Таким образом, очень вероятно, и, скорее всего, так и было, что у людей в семье существовало по крайней мере два бога: один — семейный, связанный кровными узами с членами семьи, а другой — бог постройки.
в) Мура-удзигами . Это были локальные или деревенские боги, которым поклонялись люди, живущие в одном районе. Эти боги покровительствовали всем людям в данном ареале, поэтому каждый житель принимал участие в праздничных фестивалях, чествующих
таких богов. В разных частях страны деревенские или локальные боги назывались разными именами, но следующие три термина широко распространились по всей Японии: это убусунагами — бог места рождения, тиндзю-ками — бог-хранитель, а также Инари-ками — бог
урожая, который также считается божеством лис.
Малые боги. Также существовало множество богов профессий, богов разных сельскохозяйственных культур, полей, растений, дорог, океанов, городов, очага и т. д.
Боги больших святилищ. Поскольку святилища становились более крупными и известными, они приобрели новое значение. Первоначально люди, которые почитали определенную святыню, возможно, состояли в кровном родстве с изначальным предком-богом храма, но когда святилище становилось более известным, ему начинали поклоняться люди из разных семей и кланов, а также из разных местностей. Точно неизвестно когда именно святилища отделились от функции обслуживания семей, однако это разделение существовало с начала эпохи Хэйан (800-1185 гг. н.э.), и к этому времени не только боги отделились от чисто семейной функции, но и служители религиозных церемоний в святилищах стали приходить со стороны.
Чужеземные боги. К этому списку необходимо прибавить буддийских богов и духов, духов даосизма и других импортированных религий. Из всех зарубежных богов наибольшую роль играли буддийские божества. Буддийские боги и богини были определены на
должность аналогичную семейным, деревенским и прочим коренным богам. Императоры, которые, по общему мнению, имели божественное происхождение и являлись прямыми потомками богини-предка, тем не менее практиковали буддизм. Они строили буддийские храмы, создавали статуи будд и даже становились реинкарнациями этих будд.
В домах простых людей часто были, и остаются до сих пор, два алтаря — один для богов синто, а другой для буддийских богов.
Выводы. В Японии почитали множество богов и богинь, и во многих случаях их функции частично совпадали друг с другом. Отдельные люди почитали богов всякого рода и вида, но семейные боги самыми близкими богами, игравшими важную роль в жизни масс.
Эти семейные духи также были очень важны для деятельности шаманского духа-хранителя.
“Shamanism in Japan” by William P. Fairchild — 1962
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования японцев
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения