Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ШАМАНОВ КАМЧАТКИ

Перейти вниз

МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ШАМАНОВ КАМЧАТКИ Empty МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ШАМАНОВ КАМЧАТКИ

Сообщение автор Wizard Вс Окт 11, 2020 2:47 pm

Лечение шамана являлось одним из основных поводов для камлания. Камлание – обрядовое действие шамана в состоянии экстаза, которое осмысливалось как полет по мирам Вселенной. В состоянии экстаза предполагалось вхождение в него духов-покровителей, путешествие
шамана в подземный или надземный мир в поисках души умершего или тяжелобольного, в поисках предков больного. Исцеляющие камлания чаще всего были обращены к одному человеку, но встречались и коллективные. Малые камлания у эвенов проходили в юрте шамана, куда больной приходил сам, или в жилище тяжелобольного. Общественные целебные сеансы устраивались в случае массовых заболеваний людей: зимой – в юрте шамана, летом – на воздухе. Для большого камлания эвены могли создавать специальные помещения, вокруг которых устраивалась ограда.
На больших камланиях присутствовало значительное число людей, преимущественно пожилые мужчины.
У шаманов существовали свои специфические приемы врачевания. Один из них – магическая шаманская хирургия. Проводил целитель «хирургические операции» с помощью ножей. Шаманы в своей практике использовали специальные ножи, которые от обычных отличались размерами. Ножи шаманы употребляли якобы для того, чтобы вскрывать тело человека, которого они брались лечить. Ощупав тело заболевшего, шаман определял, в каком месте засел злой дух, затем делал разрез и извлекал его. Нин'вит, извлеченный шаманом из тела человека, мог выглядеть поразному. Чаще всего, это была человекообразная фигурка из травы, из мяса или из дерева. Корякский шаман съедал пойманного им нин'вита. Возможно поэтому фигурки духов делали из мяса.
Существовало поверье, если шаман не съест нин'вита, то болезнь может перейти к другому человеку. В качестве наглядного доказательства, что болезнь излечена, чукотские шаманы часто показывали материализованного кэльэт – паука или колючку, якобы вынутых из тела больного.
Второй прием шаманского лечения – высасывание болезни, производимое преимущественно через макушку головы [4, 201]. Пользуясь силой, ловкостью, хитростью духов-покровителей, присутствующих на камланиях, шаман находил, изгонял или уничтожал демона болезни, разрушал его злые козни, направленные против человека. В этом случае источник болезни нередко также поглощался врачевателем. Поглощение духа считалось самым надежным способом борьбы с ним. Тем самым шаман брал на себя ответственность за выздоровление больного.
За содействие в лечении шаман должен был делать духам-покровителям приношение. Выплачиваемый шаману гонорар шел якобы не ему, а духам-покровителям и рассматривался как жертвоприношение им. Самым сложным было камлание, связанное с поисками в потустороннем мире души больного. При критическом состоянии человека шаман предпринимал поиск его души, которую унес демон болезни. В таких случаях избраннику духов предстояло отыскать похитителя, вызволить душу и водворить её на место в тело больного человека. Начиналось действие с приготовления шамана к ключевому моменту лечения. Шаман прекращал бить в бубен и лежал некоторое время на спине без движения. Отделившаяся от тела его душа занималась поисками. С возвращением её шаман начинал снова действовать. Иногда такое возвращение дополнялось имитацией принесения души, за которую выдавалась былинка, палочка, черный жук. Затем последний акт – внедрение в тело больного его души. Если потерянная душа не находилась шаманом, то, обладая достаточной силой, он мог вдохнуть в больного часть своей души. Следует отметить, что, по верованиям чукчей, у человека кроме одной души, ведающей всем телом, есть еще души органов тела, ног, рук.
Если эти души были случайно утрачены, тогда болел соответствующий орган.
Исследователь В. Г. Богораз утверждал, что чукчи делили все шаманские действия на три категории, имеющие некоторые отличия друг от друга.
Первая категория – все виды общения с духами, доступные зрителям. Это – голоса духов, слышимые посредством шамана, чревовещание – звукоподражания голосам духов в облике животных, птиц, насекомых и прочие трюки. Их целью было определить причину болезни и узнать местонахождение злого духа.
Ко второй категории относится «смотрение внутрь», вызывающее у чукчей большое уважение. Шаман, владеющий этим искусством, видел опасность, подстерегающую человека.
Третья категория действий шамана – заклинания. Шаман хранил содержание заклинаний в тайне, чтобы они не утеряли свою силу. У каждого врачевателя существовал свой набор магических текстов для разных случаев жизни. В. Г. Богораз, В. И. Иохельсон, С. Н. Стебницкий приводят примеры заклинаний против головной боли, ревматизма, нарывов, при кровотечении. Произнесение магических формул над больным сопровождалось действиями, определенными для каждого отдельного случая. Например, в корякском заклинании против головной боли, описываемом С.Н. Стебницким, прослеживается последовательность процесса лечения с помощью окиси меди, прикладываемой к голове.

«Старик, что тебя одолело?» – «Сыну плохо, умрет, быть может». Тогда Старик в рымэтыгарнгынон («потусторонний мир») проник, солнечного проникновения дальше. Там достиг окиси меди. «Для чего употребляют?» – «Меня же при излечении головной боли употребляют».
Старик взял, домой принес, на голову положил. Завтра утром встал – совсем выздоровел».
В.И. Иохельсон отмечал, что в сюжете чукотских заклинаний содержится больше деталей, они более объемны и сложны.
В своей практике шаман широко применял разнообразные магические действия, сочетавшиеся с эмоциональным воздействием на больного и окружающих слова, музыки и танца. Нередко врачевание сопровождалось пением под звуки бубна. Шаманы были искусными исполнителями. При помощи бубна врачеватель настраивался, приводил себя в нервное возбуждение, вызывал духов-покровителей, которых впускал в свое тело, отгонял, запугивал духов болезни. Устрашение демона болезни сильными ударами по бубну, дополняемое словесными угрозами, считалось весьма действенным средством. Ительмены шаманили без помощи бубна и не прибегали к особым церемониям. Их шаманские обряды принадлежали к простейшим приемам гадания.

Шаманы эвенов убеждали всех в том, что духи болезней боятся звона, их громких заклинаний, света и огня. Все шаманские камлания были связаны с духом огня-очага. Камлания всегда происходили около костра. Магические шаманские лекарства передавались у костра или через него, после их очищения над костром. С завершением обряда камлания сам шаман тоже очищался, прыгая через горящий костер-очаг до трех раз.
На целебных сеансах ительменские и эвенские врачеватели использовали народные медицинские знания, но существовали и чисто шаманские средства, носившие магический характер.
Такими «лекарствами» у эвенов служили различные повязки на голову, браслеты из сухожильных ниток на руки и ноги, ожерелье из бус на шею [8, 121]. Для придания им «лечебной» силы шаман повязывался ими во время камлания, прикреплял к своему бубну, а затем надевал на больного. Для достижения выздоровления больного переодевали в специально сшитую лечебную одежду из двух цветов или в костюм шамана. Очень сильным «лекарством» являлось шаманское платье.
Считалось, что злой дух, вызвавший болезнь, перестает узнавать в такой одежде преследуемого человека, и тот вскоре выздоравливает.
Весьма распространенным было использование действий – отступных жертвоприношений, предназначавшихся заменить находившуюся в опасности душу человека душой жертвенного животного. Но иногда жертвой становился человек. Врангель описывает такой случай: по решению чукотских шаманов «для усмирения разгневанных духов и для пресечения опустошительной язвы необходимо принести в жертву одного из главных старшин – Коченя».

Для лечения больных шаманы применяли и более простые магические действия, заговоры, атрибуты, часто не созывая духов-помощников. Такие действия являлись защитными и предназначались для предупреждения появления болезни. Чтобы отогнать духов болезни чукотские шаманы около жилища протягивали несколько ремней, а перед входом клали маленькие камни.
Предполагалось, что ремни превращались в огромную реку, а камни – в высокие неприступные скалы, преграждающие дорогу «злым существам».

Действенным средством, которым пользовались против болезни, являлось использование амулетов. В ходе камлания шаман получал информацию, какой амулет сделать для больного.

Амулеты получали свою силу от магических формул, которые произносились над ними. Амулеты выполняли функцию оберега от злых духов. Различные обереги должны были воздействовать на психику демона болезни, должны были запугивать, «стращать» его, чтобы он держал себя скромнее и не сопротивлялся шаману особенно буйно. Шаман «запирал» духам болезни вход в человеческое тело, при этом болезнь и духи, вызвавшие её, материализовались в определенные вещи (бусины, нитки, монеты и др.), которыми оснащался амулет. Обычно для лечения заболеваний амулет прикреплялся в соответствующем больном месте.

Поверья, запреты и приметы также служили защитой от духов болезни. С одной стороны, они предупреждали, а с другой стороны, разгадывали козни, которые неустанно строятся нин'витами, кэльэт против людей. Коряки запрещали разговор и смех во время еды. Если нарушался этот запрет, то мог напасть нин'вит падучей болезни. Целый ряд запретов был связан с огнем. Если плюнуть, то высохнет горло; если высморкаться – высохнет нос. Если в огонь бросить муху, сгоришь от лихорадки.

Все что делал шаман, его назначения, рекомендации считались целесообразными, в них верили, применяли безоговорочно. Многие из способов врачевания носили очевидный псевдоцелебный характер, но все они в глазах народа были действенны и правильны, создавали психологический настрой больного, поддерживали в нем веру в могущество шамана и избранных или назначенных им способов лечения.
Г. У. Свердруп отмечал: «Несмотря на все их невежество, чукотские шаманы тем не менее в некоторых случаях бывают в состоянии помочь, и едва ли можно их пресловутые исцеления приписать одним случайностям. Можно предположить исцеление посредством гипноза, внушения
и наложения рук; возможно, что некоторые из них обладают теми таинственными способностями, сущность которых мы едва ли в силах определить, но существование которых нельзя отрицать».

Таким образом, анимистическая основа медицинской деятельности шаманов переплеталась с фетишизмом, магией и другими ранними религиозными формами. Шаманская практика коренных народов Камчатки основывалась на действиях отпугивающего и изгоняющего характера. Шаманы в своей работе применяли как общепризнанные действия, так и специфически лечебные, приемы традиционные и лично наработанные. Результативность лечения носила относительный характер. В таком врачевании сильно было эмоциональное, психическое воздействие на больного человека, вера участников целительного сеанса в выздоровление.

Цит. по: Князькина Т. А. "МEДИЦИНСКАЯ ПРАКТИКА ШАМАНОВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ КАМЧАТКИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО ХХ ВВ.)"
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения