Береза - вечный символ Алтая
Страница 1 из 1
Береза - вечный символ Алтая
Береза относится к наиболее почитаемым деревьям на Алтае. Местные жители наделили его сакральным смыслом и почитали как одну из святынь. По древним преданиям, березу сотворили небесные силы, и дерево, будучи божественным творением, всегда должно быть рядом с человеком, проходя через наиболее важные события его жизненного пути. Может быть, именно поэтому в традициях древних алтайских родов особое уважительное отношение к этому растению, с которым связаны многие местные легенды, обычаи и обряды.
Например, в одном из героических сказаний Алтая о богатыре Маадай-Кара береза выступает в качестве оберега и хранительницы. Как гласит легенда, пленённые врагами родители Маадай – Кара, перед тем как их угнали в рабство, положили люльку с младенцем под сень березы. Кормилица-береза вскормила мальчика своими соками. Богатырь вырос и освободил из рабства своих родителей. Интересно, что в давние времена люди действительно вынуждены были оставлять детей под березой, считая, что дерево защитит их от рабства и гибели.
Березу традиционно использовали для изготовления священного инструмента алтайских жрецов - шаманского бубна. Как правило, такой «чести» удостаивались лишь два дерева на Алтае – кедр и береза. Из березовой древесины мастера вытачивали орбу – колотушку для бубна. При этом, в знак особого почтения изображение белоствольного дерева вырезали и на самом инструменте. Приступая к обрядам, новый шаман камлал без бубна. В более древние времена для этого использовали ветки березы.
Еще одним обычаем, связанным с культом березы, является поклонение Алтаю. Этот обряд жители горного края проводят по весне. На улице прямо возле входа в юрту ставят молоденькую березку, а рядом с нею жертвенный алтарь и веревку для коня. В юрте устанавливают три дерева: одно – в изголовье кровати, второе - у очага и третье - у двери. На ветки берез повязывают жертвенные ленточки. Молоком утренней дойки женщины омывают ветки берез, связанных воедино нитью. В очагах жертвенников сжигают можжевеловые ветви, их пеплом обсыпают березу, стоящую на улице, произнося при этом пожелания благополучия и процветания. После этого на березу вешают жертвенные ленты. Окропляют священным можжевельником и животных, приносимых в качестве даров великому Алтаю.
И в наши дни береза остается для алтайцев символом чистоты и непорочности. Вырубка березовых деревьев здесь крайняя редкость. Делать это разрешено лишь в двух случаях – после рождении ребенка и перед свадьбой. Перед этим люди молятся, просят божества о прощении и окропляют ветки срубаемого дерева молоком, повязывая на них белые ленточки.
Алтайцы с огромным благоговением относятся к посуде из бересты. Они используют ее почти во всех священных обрядах, проводимых с участием шамана. Например, мясо жертвенных животных укладывают на изготовленные из бересты подносы и сжигают на кострищах, а ложки из бересты с длинной ручкой используют для опрыскивания. После кончины кого-то из близких алтайцы не могут рубить березу на протяжении года.
В то же время белоствольное дерево является неотъемлемым атрибутом местной свадьбы. Ни одна радостная церемония не обходится без него, ведь береза ассоциируется с духовностью и чистотой, и придает свадебному обряду особую символичность, предрекая молодоженам долги счастливые годы совместной жизни и благополучие. Рубили березу и после рождения первенца для того, чтобы изготовить из бересты колыбель.
В обрядах погребения алтайцы также обращались к березе. Например, в пазырыкских курганах археологи обнаружили большое количество посуды из березы. В древние времена берестяную утварь клали в каждое захоронение. Ученые определили, что кувшины и кружки того времени вырезали из березового капа.
Примечательно, что древние охотники также использовали в походах практичную и надежную берестяную посуду. В ней можно было кипятить воду на углях и даже готовить похлебку на раскаленных камнях. В современной жизни этнографы не раз воспроизводили этот способ готовки и варили мясо в котлах из бересты. Похлебка получалась необычайно ароматной и вкусной. Теленгиты ходили на охоту с «айа» - луком – самострелом, изготавливавшимся из древесины березы или ивы.
Сложенную вдвое березовую кору обрезали по краям особым способом и делали из нее пискульку «эдиски» - свистульку, использовавшуюся охотниками для имитации криков косуль. Охотясь на лис и волков, алтайцы применяли манок - приспособление из трех берестяных пластин, подражающее звукам, которые издают раненные зайцы. Для того чтобы выгнать животных из лесных зарослей охотники изготавливали из березовой древесины трещетку под названием «шатра». И даже первые разрешения на промысел выдавались на специальных квадратных талончиков из бересты. Зайсаны ставили на них свои именные печати. Интересно, что из бересты в древности делали надежные и вместительные лодки и колесницы. Одна из таких колесниц была обнаружена при раскопках пазырыкского кургана. Ее большие колеса с ободами, спицы, колонны, брусья кузова и платформы были сделаны из ствола березы, а ступицы были оклеены берестяным материалом.
Древесина березы была основным материалом для изготовления различных предметов – от посуды до украшений. Например, в Берельском кургане ученые нашли множество амулетов из бересты, которыми увешивали конскую сбрую. Спереди седло всадника также обрамляли овальными пластинами из коры березы. Сверху на них наносили слой золота.
Для изготовления орудий труда, например лопат, алтайские племена использовали цельные стволы дерева.
При раскопках в двух курганах скифской эпохи нашли саркофаги, оклеенные корой молодых березовых побегов. О том, что бересту повсеместно применяли в строительных работах, свидетельствует и тот факт, что при обустройстве погребальных камер Башадарских и Туэктинских курганов древние скифы использовали бересту в качестве покрытия, которое представляло собой своеобразные древние «обои» из двух слоев бересты. Для большей эластичности их предварительно проваривали. Столь сложная технология обработки оказалось оправданной – изделия тысячелетней давности смогли дойти до наших времен, не потеряв своей формы.
Кору, древесину, корни и кап березы широко использовали в древнем алтайском быту. Из них мастерили колчаны, древки стрел, предметы домашней утвари. Изделия из березового материала ценились за свою влагонепроницаемость, прочность и теплоизоляционные свойства.
В заключении следует упомянуть о широком применении березы в древней алтайской медицине. Целители заваривали высушенные почки и молодые листья дерева, а также готовили из чаги – березового гриба - снадобья, излечивавшие от различных недугов и восстанавливавшие силы.
Источник: http://putevoditel-altai.ru/load/putevye_zametki_po_altaju/2552-bereza-vechnyy-simvol-altaya.html
Медуза- Шаман форума
- Сообщения : 2432
Дата регистрации : 2018-08-18
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения