Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Особенности корейского шаманизма

Участников: 2

Перейти вниз

Особенности корейского шаманизма Empty Особенности корейского шаманизма

Сообщение автор Wizard Пн Авг 10, 2020 4:11 pm

На протяжении многих веков шаманизм (по кор. «мусок» - буквально «нравы и обычаи шаманов») был основной верой корейцев, которые одухотворяли всю видимую природу, населяя её бесчисленным множеством духов и демонов. Примечательно, что мусок оказался очень жизнеспособным и, несмотря на проникновение на Корейский полуостров буддизма, конфуцианства и христианства, до сих пор хорошо сохранился в корейском обществе и оказал огромное влияние на кореизацию пришлых религий.

Для шаманизма в Корее характерны многие элементы тотемизма: почитание тигра - символа могущества и храбрости, черепахи - символа долговечности и силы, феникса - символа дружбы и супружеской верности, дракона - воплощения всех водяных сил. Изображение дракона традиционно составляло исключительную принадлежность к дому правителя корейского государства.

Однако духовное начало в шаманизме всегда имело абсолютное преобладание над физическим. Человеческая душа состояла из трёх составляющих: Хон - «разумная душа», после смерти отходит в поминальную табличку с именем, Пэк - «телесная душа», уходит в могилу, Ёнъ - «небесная душа», воспаряющая на небо к десяти судьям. Благодаря Ёнъ человек отличается от животного (сравните с тремя душами в шаманизме якутов).

Больше всего корейцы почитали Небо, от которого, считалось, исходили все земные блага. С ним же корейцы соединяли представление о высшем существе, создателе и хранителе всего видимого мира - Сан-чже (китайского Шан-ди). При больших бедствиях (засуха, наводнения, землетрясение) корейцы для успокоения гнева Неба совершали многочисленные жертвоприношения в честь Сан-чже. Традиционно почитались многочисленные духи Земли, Луны, звёзды (особенно Большая медведица и Венера). Таким образом, пантеон корейского шаманизма был огромен.

Духи сопровождали корейца на всех стадиях его жизни. Их делят на две основные категории:

1) самостоятельно существующие духи, невидимые враги человека, и, отчасти, души людей, скончавшихся в бедности и в разных лишениях; эти души бродят по свету голодные, беспокойные и причиняют бедствия тем, кто не удовлетворяет их потребности; к этой категории относится большинство духов;

2) самостоятельные добрые духи, а также тени счастливых и добродетельных людей; но и эти духи обидчивы и прихотливы.

Лишь посредством жертвоприношений можно было поддержать доброе к себе расположение всех духов. Благополучие человека зависело от его уменья снискать себе расположение добрых духов: Бан Чжан Гуна - властелина Неба, Син Чжана - властелина Земли и Воздуха, Ток Га Би - самого злобного из всех духов, Сан Синресана - покровителя охотников, Сон-джю - домового.

Существует основание предполагать, что в доисторические времена для умилостивления этих духов приносились даже человеческие жертвы. Однако появление в Корее буддизма очень быстро придало шаманизму умеренный, нежертвенный характер.

У корейцев посредниками между людьми и духами также являлись шаманы. Корейский шаман, тоже не обладая никакой духовной силой, впадал в религиозный экстаз, во время которого он общался с духовными существами.

Слово шаман в корейском языке имеет иероглифическое написание (V, Как известно, в Корее до изобретения современного алфавита Хангыля существовал такой вид письменности, как ^^ (Ханча), основанный на китайских иероглифах и имевший пиктографический смысл. Если проанализировать это иероглифическое написание, то «верхний видимый горизонт» несёт смысловое понятие Неба и священного объекта, а «нижний видимый горизонт» - Землю и природный мир. Два человека же находящиеся между этими горизонтами, символизируют «человечество». Вертикальная линия, соединяющая эти горизонты, означает посредника между Небом и Землей, то есть шамана.

Корейские шаманы подразделяются на две основные группы, среди которых выделяются пансу - слепые колдуны и муданы (женщины-шаманки). Считается, что на севере Кореи шамана избирают духи, на юге он наследует «должность» от родителей. Пансу во все времена пользовались особым почитанием в Корее, поскольку слепота рассматривалась как знак особой избранности [10]. Пансу считались повелителями духов, тогда как муданы могли лишь умилостивить их. Пансу в основном занимались гаданиями и предсказаниями. Кроме того, колдовство у них считалось наследственным ремеслом и зачастую служило единственным средством к существованию. Насколько выгодно это ремесло, видно из того, что родители слепорождённых детей считались счастливыми, так как заработок этих будущих пансу вполне обеспечивал их старость. Слепые, поступающие в корпорацию пансу, были обязаны в течение трёх лет проходить испытания, и за это время их посвящали во все тайны колдовства. Пансу должен был профессионально знать все сильные и слабые стороны жизни разных сословий корейского общества.

Наиболее многочисленная группа шаманов -муданы. Муданы - обычно женщины, хотя к ним причисляются также и мужчины - паксуму. Необходимо отметить, что в шаманизме корейцев «женский» фактор определённо доминирует над мужским. Функции мудан считались настолько свойственными одним лишь женщинам, что даже паксуму (мужчины-шаманы) во время исполнения шаманских обрядов вынуждены были переодеваться в женское платье. Муданы, как правило, порывали все свои родственные и общественные узы и считались изгнанными из общества. В своём большинстве они вели отшельническую жизнь и специально приглашались для совершения обрядов жертвоприношения, церемоний очищения, изгнания болезней.

Женщины-шаманы, в свою очередь, делились также на две основные группы: наследственные шаманки - сесынбу и харизматические шаманки - кансинму, которые становятся медиумами «по велению» вселившихся в них духов. Для харизматических шаманок обязательна «шаманская болезнь» перед тем как обрести статус шамана. Наследственные и харизматические шаманки по-разному организуют камлание, имеются различия и в их костюмах и атрибутах. Подобное явление известно и в шаманизме якутов.

Примечательно то, что корейские шаманы, как и якутские, основное внимание уделяют врачеванию. Нельзя не признать того факта, что народная медицина уходит своими корнями во времена расцвета шаманизма. Об этой особенности якутских шаманов подробно писал этнограф-исследователь шаманизма С. И. Николаев (Сомоготто) [11].

У корейцев, как и у якутов, шаманом мог стать только человек, отмеченный волей богов или духов, имевший наследственный дар в своем роде или вступивший в контакт с умершим шаманом. Такой человек с самого момента своего рождения имел какие-то особые приметы и проходил испытание «шаманской болезнью», вызванной тем, что его душа уносилась для специального воспитания духами в один из трёх миров шаманизма.

Корейские шаманы, как и якутские, проходят церемонию инициации, для которой характерна эта «шаманская болезнь» (по-корейски «шаманская болезнь» называется «синбён»), когда претенденты переносят тяжёлое болезненное состояние организма. Это болезненное состояние является основной предпосылкой становления шамана. Но ни при какой подготовке, ни с каким умением простой человек не сможет стать настоящим шаманом - он только может подражать шаману. Этой болезни может в принципе подвергнуться любой человек, но чаще всего ею страдают кровные родственники шамана. Если женщину-шамана начнёт посещать влюблённый в неё дух, то жизнь её мужа становится невыносимой. Считается, что на кандидата в шаманы снисходит божественный дух (синнерим), как правило, после долгого тяжёлого душевного заболевания (синбьонг) или после эмоционального шока, вызванного крушением брака, кончиной члена семьи. У больного появляются видения, и по мере их возрастания сознание становится размытым между реальностью и фантазией. Больной переживает иллюзии, зрительные и слуховые галлюцинации даже после пробуждения. Если состояние ухудшается, больной оказывается настолько в расстроенном сознании, что уходит из дома и бродит в полях или горах. Со временем физический недуг перерастает в психический. Эта долгая «болезнь» может продолжаться в течение длительного времени - до 8 лет, известны случаи, когда она проявлялась около 30 лет. Считается, что медикаменты совершенно не действуют. Единственное средство избавления от неё - служение духам (сравните с неизвестным до сих пор якутским феноменом меряченье). Таким образом, «шаманская болезнь» - известное явление в Корее, Японии, Монголии и Сибири, где шаманская традиция бытует до настоящего времени и является основной предпосылкой становления шамана.

«Шаманская болезнь», как и в среде якутов, бытует в Корее до настоящего времени. Она терзает человека до тех пор, пока он не станет настоящим шаманом, не сделает себе алтарь и не овладеет шаманским ритуалом. Алтарь - необходимая принадлежность каждого корейского шаманского дома. Это святое место, где совершаются поклонение и молитвы духам и божествам, а также выполняются обряды. К алтарю и к вещам, находящимся в нём, может прикасаться только шаман, которому принадлежит этот алтарь.

Среди исследователей шаманизма существует и такое мнение, что так называемая «шаманская болезнь» - это лишь своеобразная инициация, в которой будущий шаман сознательно исполняет предписываемые ему обряды, играя заданную традицией роль.

В шаманизме разных народов поразительно сходство главной шаманской практики - камлания, смысл и цель которого всюду одни и те же - защита интересов группы людей и каждого человека. Слово камлание произошло от тюркского слова кам (шаман). Примечательно то, что это действо является общим связующим звеном шаманизма во всех уголках мира.

Есть много общего между якутским и корейским камланиями, которые неизменны в течение многих тысячелетий. Суть их заключалась в том, что духи вселялись в тело шамана, и он начинал вещать от их имени, а его душа отправлялась в путешествие в царства духов. Схожи и основные функции камлания: умилостивление добрых духов, в том числе духов дома и семьи, поклонение духам-покровителям общины, моление о здоровье, изгнание злых духов, проводы душ умерших на небо.

Камлание в шаманизме корейцев называется кут (а у якутов, как известно, кут переводится как душа). Во время кута шаман общается с духами (камлает), поёт и танцует, входя в состояние транса. При исполнении ритуала шаман меняет одежду несколько раз. Известны основные виды ритуалов: нэрим кут, тодан кут и сситким кут. Нэрим кут -это обряд инициации. Во время исполнения обряда вселяется дух в того человека, который собирается стать шаманом. Кандидат страдает от неизвестной болезни, которая называется синбён. Она также известна как болезнь духа и характеризуется потерей аппетита, визуальными и слуховыми галлюцинациями. Нэрим кут излечивает эту болезнь, превращая человека в шамана. Тодан кут ставит целью обеспечение процветания и развития отдельной деревни. Обряд проводится ежегодно или раз в несколько лет, обычно во время празднования Нового года или весной. Сситким кут направлен на очищение души больного человека.

Во время камлания корейские шаманы, как и якутские, входили в состояние транса и общались с духами. Считается, что также в состоянии транса корейский шаман посещает Верхний мир (мир богов), Средний мир (мир земных духов) и Нижний мир (мир духов). Согласно шаманизму корейцев, Верхний мир состоит из 25-30 расположенных друг над другом небес. Главный бог - покровитель Неба, бог создатель Хананим. Общее назначение богов Верхнего мира заключалось в том, что каждый из них принимал участие в «воспитании» человеческой души на определённом этапе жизни (рождения, взросления, смерти). Средний мир - место обитания людей и духов. Нижний мир - главный бог Ёмнадэван, владыка ада и смерти. Все три мира объединяет Космическое дерево, которое своими ветвями касается Неба и обнимает солнце и луну, а корни его загибаются в Нижнем мире. Шаманское дерево выступает в роли «дороги», по которой осуществляется связь человека с потусторонним миром. Кстати, и якуты, и корейцы изображали в качестве Мирового дерева берёзу. Шаман облачается в ритуальный костюм и может во время экстаза превратиться в дикого зверя и наброситься на других шаманов. Считается, что шаман во время камлания не может полностью контролировать духов и поэтому он скорее служит посредником при общении с духами, а иногда следует воле последних. В целом, обряд камлания у якутов и корейцев проходит одинаково. Главное отличие лишь в атрибутах камлания: вместо бубна корейские шаманы используют колокольчики, мечи или бамбуковые шесты.

В шаманизме корейцев традиционно явно доминирует женщина-шаман. Иерархия корейских женщин-шаманов (в отличие от якутских удаганок) более сложная и детально разработанная.

Историческая судьба шаманизма в Корее такова, что он даже пережил длительный период притеснений во время японской оккупации, когда жестоко подавлялись духовные ценности народа. Его элементы вынужденно впитали все пришедшие на Корейский полуостров религии, подвергаясь своего рода «шаманизации». В итоге шаманизм в Корее остался не только своего рода основой религиозных верований корейцев, неотъемлемой частью национальной культуры, но и продолжил равное сосуществование

с мировыми религиями. Наиболее яркий пример этому - «шаманизация» проникшего на Корейский полуостров христианства. Этот процесс ощутим в современных христианских церквях, где подчёркивают роль Святого Духа и исцеление верой. Можно даже сказать, что такие церкви являются христианскими только внешне, но по своему содержанию они мало чем отличаются от шаманских традиций. Шаманки часто проводили кут в стенах буддийских храмов, а буддийские монахи играли далеко не последнюю роль в организации шаманских обрядов.

Свобода вероисповедания в Южной Корее, провозглашённая после Второй мировой войны, также позволила сохранить шаманизм как религию. В настоящее время шаманизм, конечно, во многом утерял былые позиции, став фактически декоративным элементом духовной жизни корейцев. Ритуальные обряды шаманизма можно увидеть в основном во время фольклорных фестивалей или народных праздников. Современные шаманки ничем особым не выделяются в обществе - выходят замуж, имеют детей. Потомственные шаманки почти исчезли, и сегодня все они уже преклонного возраста. Тем не менее, в современной Корее насчитывается более десяти миллионов приверженцев шаманизма, чьи религиозные потребности обслуживают до ста тысяч шаманов. Только в одном Сеуле существуют около ста шаманских храмов. Крупнейшая ассоциация шаманов в Южной Корее насчитывает более ста тысяч членов. В стране официально функционируют гадальные дома («чом-чип»). Власти открыто поддерживают шаманизм, рассматривая его как составной элемент традиционного корейского наследия. Наиболее известным шаманам даже присваивают почётное звание «Человек - национальное достояние». Многие корейцы воспринимают шаманизм не только как единственную «исконную» религию, но и как неотъемлемую часть своего культурного наследия.

Таким образом, шаманизм, не являясь мировой религией, плотно и органично вошёл в плоть и кровь корейского общества, став неотъемлемой частью культуры и менталитета корейского народа. Особенностью корейского шаманизма стал его крайне терпимый характер, который дал возможность естественно вливаться в любую религию и сливаться с ней. Появление таких более сложных религий, как конфуцианство, буддизм не привело к полному отказу от верований и обрядов шаманизма. Напротив, эти религии впитали в себя элементы шаманизма. Нередко в буддийском храме можно столкнуться с наличием в нём «часовни» в честь местного духа. Шаманизм, можно сказать, поменял характер народа в сторону реализма. Все потребности корейцев сосредоточились в настоящем времени. Корейцы не стремятся попасть в рай, предпочитая наслаждаться долгой жизнью

на этом свете. Корейцы не ищут своё будущее в загробной жизни, а ищут его у своих потомков, которые будут жить на этом свете. По сути дела, шаманизм корейцев остался мощной первобытной религией с громадным культурным зарядом. Его толерантность только способствовала синкретизации с систематизированными мировыми религиями. В этом видится другая, не менее важная, причина жизнеспособности шаманизма: он может легко взаимодействовать с другими религиями без угрозы их основным принципам и существованию.

Можно с уверенностью сказать, что сколь долго корейцы будут сохранять свой традиционный образ жизни, столь долго пришлые религии будут впитывать в себя шаманские обычаи корейского народа.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие общие выводы:

- шаманизм корейцев, как и якутов, основан на язычестве; более детальное изучение и сравнительный анализ шаманизма, который является достоянием не только тюркских народов, будет только содействовать решению многих его вопросов, особенно, на фоне неисследованности данной проблематики и у нас в России;

- шаманизм корейцев и якутов имеет много общего в своей догматике и генезисе (пути обретения статуса шамана, «шаманская болезнь», обряд камлания);

- шаманизм до сих пор является культом религии и общим связующим звеном между якутами и корейцами, находящимися в одной алтайской языковой среде; он оказал огромное влияние на культуру и менталитет обоих народов;

- шаманизм корейцев выделяется более детально разработанной иерархией шаманов, что связано с историческими условиями его развития в Корее;

- схожесть ряда явлений в шаманизме корейцев и якутов может стать косвенным доказательством происхождения корейского этноса в пользу его северного варианта;

- нельзя не заметить явную особенность шаманизма в Корее: парадоксально, но женщина -наиболее бесправная категория в корейском обществе - традиционно выполняет лидирующую роль в шаманизме;

- именно шаманизму принадлежит значительная роль в сохранении корейской традиционной культуры; причём эта роль положительна в том смысле, что она стала органичной частью и стимулом развития всей культурной жизни корейцев, сохраняя их многовековые традиции.

Однако главная схожесть, как представляется, -это то верование, которое до сих пор живёт в сердцах обоих народов.

Источник цитаты: https://cyberleninka.ru/article/n/o-shamanizme-v-koree
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3018
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Особенности корейского шаманизма Empty Re: Особенности корейского шаманизма

Сообщение автор Хан Калмык Вс Авг 16, 2020 12:43 am

Оказывается, у корейцев много общего с алтайцами и иными народами.
Хан Калмык
Хан Калмык

Мужчина Сообщения : 896
Дата регистрации : 2018-08-26
Откуда : Степь калмыцкая, широкая

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения