ТОЛПЕРИ - ДУХ ВЕТРА УДМУРТОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования удмуртов
Страница 1 из 1
ТОЛПЕРИ - ДУХ ВЕТРА УДМУРТОВ
Тӧлпери — злой дух ветра ( букв.: тӧл — ветер, пери — злой дух). По словам И.Н. Смирнова закамские удмурты считают, что «Тылпэри [тӧлпери — Р.С.] или Дау-пэри имеют человекообразную природу: они живут под землей в роскошных домах и похищают себе в жены земных женщин. Они отличаются громадной силой, но человек может, напившись особого питья, бороться с Тыл-пэри и даже побеждать их. О приближении Тыл-пэри свидетельствуют черные тучи».
По словам современных информаторов, тӧлпери — это, прежде всего, смерч, и в то же время Тӧлпери — дух ветра, его олицетворение. Как отмечает А.И. Емельянов, «в ветряных смерчах двигается бес (тӧл пери, тӧл мурт)» 5 . Таким образом, можно предположить, что по верованиям закамских удмуртов, смерчи вызваны движением Тӧлпери, его полетом. В одной из сказок он характеризуется как «дас кык бурдо Тӧлпери» — «двенадцатикрылый Тӧлпери»: «Дас кык бурдо тӧлпериез ӧтем. Тӧлпери капкаез резь-куаж тӥяса пырем но кыксэ ик вож нуныосты вылаз пуктыса нуэм. Куинь уй но куинь нунал лобе ини со» 1 — «Позвал двенадцатикрылого Тӧлпе-
ри. Он с треском разбил ворота и, войдя, унес на себе обеих младенцев. Вот уже три дня и три ночи он летит».
Таким образом, они способны с большой скоростью перемещаться в пространстве, создавая сильный ветер, смерч. Тӧлпери
(смерч) способен подхватить человека и унести с собой (что вполне реально). В одной из сказок закамских удмуртов таким способом он
похищает девушек, которые становятся его женами: «У одного царя были три дочери. Пошли они раз погулять на поляну. Вдруг налете-
ла сильная туча и старшая дочь пропала. Пришли две девушки домой и говорят отцу: нашу старшую сестру утащил Тыл-пэри. На дру-
гой день сестры опять пошли на ту же поляну; опять налетел вихрь и тыл-пэри похитил среднюю купеческую дочь. Младшая пришла од-
на к отцу и сказала ему, что сестру унесло вихрем. Проходит неcколько времени, младшая дочь купца идет одна искать сестер, но
тыл-пэри уносит и ее».
«Столкновение» со смерчем могло привести к болезни «пери шуккем» («пери стукнул»), т.е. к параличу. Поэтому встречу со
смерчем (тӧлпери) старались всячески избежать. Но, если такая встреча была неизбежной, необходимо было бросить в воронку вет-
ра нож или какой-нибудь другой острый железный предмет. Считали, что Тӧлпери испугается острых предметов и не причинит чело-
веку вреда. При надвигающемся вихре следовало обратиться к нему со словами «Тӥре-пуртэ киям, салябае уртсам» — «Топор и нож в
руке, сабля на боку». Предзнаменованием несчастий и болезней считалось, если ветер сносил и ронял на землю шапку 5 . Кроме того,
считали, что по ветру распространяются некоторые болезни и колдовские чары. Поэтому при надвигающемся сильном ветре стара-
лись зайти в дом и закрыть двери, окна, дымоход.
Если человек все же «столкнется» с Тӧлпери (Тӧлпери кадылӥз ке), то необходимо принести жертву или выполнить ряд магических действий: «Педло потыса тӧлпери кадылӥз ке, сизьым нынал чоже кадылэм интӥяз сылал тӧллы кисьтыны кулэ. Со беревеськалод» 6 — «Если, выйдя на улицу, столкнешься с тӧлпери, то надо в течение семи дней на месте столкновения кидать соль на ветер. Тогда выздоровеешь». В д. Каймашабаш считали, что, если шумит в ушах, в голове, то происходит это от того, что человек столкнулся с Тӧлпери (Тӧлпери шоры учырам). В этом случае надо принести в жертву утку.
Ветер играл важную роль в жизни земледельца. Сильный ветер с осадками мог навредить посевам, сгубить выращенный урожай,
принести ущерб постройкам и т.д. Поэтому с целью умилостивления Тӧлпери закамские удмурты проводили в честь него жертвоприно-
шения. В д. Кипчак Куединского района после посевной на берегу р. Буй жрецы жертвовали для Тӧлпери утку 3 . В д. Гожан того же района, «когда бывали сильные ветры (тӧлпери) в жертву приносили чуж чуньы [каурого жеребенка — Р.С.]. Резали на хлебном поле» .
Жертвоприношения уток с целью умилостивления Тӧлпери проводили также в с. Большой Гондыр Куединского района, в дд. Тынбах-
тино Калтасинского и Уразгильды Татышлинского районов. В д. Большой Качак Калтасинского района для Тӧлпери на хлебном
поле жертвовали овцу.
Типологически близок к Тӧлпери чувашский Ҫавра ҫил — дух вихря. Как и у удмуртов, у чувашей — это вихрь и одновременно
находящийся внутри вихря дух: «Если в поле разыграется ҫавра ҫил (вихрь), то внутри обязательно находится Ҫавра ҫил (дух)» 7 . Кстати,
удмурты иногда тоже называли Тӧлпери Силь/ӟильпэри (от башк. ‘ветер’). Этим словом обозначали как самого духа, так и смерч, силь-
ный ветер 8 . Подобный персонаж имелся также в башкирской мифологии — ел әйәhе. Местом его обитания являлись горные вершины и
пещеры, передвигался он внутри пыльного вихря.
Также , были поверья о царе ветров дейеу-пәрей — всесокрушающем вихре . По сведениям И.Н. Смирнова, закамским удмуртам был известен мифологический персонаж Дау-пери 2 . Вероятно, здесь имеется ввиду Даулпери, т.е. злой дух ураганных ветров.
По словам современных информаторов, тӧлпери — это, прежде всего, смерч, и в то же время Тӧлпери — дух ветра, его олицетворение. Как отмечает А.И. Емельянов, «в ветряных смерчах двигается бес (тӧл пери, тӧл мурт)» 5 . Таким образом, можно предположить, что по верованиям закамских удмуртов, смерчи вызваны движением Тӧлпери, его полетом. В одной из сказок он характеризуется как «дас кык бурдо Тӧлпери» — «двенадцатикрылый Тӧлпери»: «Дас кык бурдо тӧлпериез ӧтем. Тӧлпери капкаез резь-куаж тӥяса пырем но кыксэ ик вож нуныосты вылаз пуктыса нуэм. Куинь уй но куинь нунал лобе ини со» 1 — «Позвал двенадцатикрылого Тӧлпе-
ри. Он с треском разбил ворота и, войдя, унес на себе обеих младенцев. Вот уже три дня и три ночи он летит».
Таким образом, они способны с большой скоростью перемещаться в пространстве, создавая сильный ветер, смерч. Тӧлпери
(смерч) способен подхватить человека и унести с собой (что вполне реально). В одной из сказок закамских удмуртов таким способом он
похищает девушек, которые становятся его женами: «У одного царя были три дочери. Пошли они раз погулять на поляну. Вдруг налете-
ла сильная туча и старшая дочь пропала. Пришли две девушки домой и говорят отцу: нашу старшую сестру утащил Тыл-пэри. На дру-
гой день сестры опять пошли на ту же поляну; опять налетел вихрь и тыл-пэри похитил среднюю купеческую дочь. Младшая пришла од-
на к отцу и сказала ему, что сестру унесло вихрем. Проходит неcколько времени, младшая дочь купца идет одна искать сестер, но
тыл-пэри уносит и ее».
«Столкновение» со смерчем могло привести к болезни «пери шуккем» («пери стукнул»), т.е. к параличу. Поэтому встречу со
смерчем (тӧлпери) старались всячески избежать. Но, если такая встреча была неизбежной, необходимо было бросить в воронку вет-
ра нож или какой-нибудь другой острый железный предмет. Считали, что Тӧлпери испугается острых предметов и не причинит чело-
веку вреда. При надвигающемся вихре следовало обратиться к нему со словами «Тӥре-пуртэ киям, салябае уртсам» — «Топор и нож в
руке, сабля на боку». Предзнаменованием несчастий и болезней считалось, если ветер сносил и ронял на землю шапку 5 . Кроме того,
считали, что по ветру распространяются некоторые болезни и колдовские чары. Поэтому при надвигающемся сильном ветре стара-
лись зайти в дом и закрыть двери, окна, дымоход.
Если человек все же «столкнется» с Тӧлпери (Тӧлпери кадылӥз ке), то необходимо принести жертву или выполнить ряд магических действий: «Педло потыса тӧлпери кадылӥз ке, сизьым нынал чоже кадылэм интӥяз сылал тӧллы кисьтыны кулэ. Со беревеськалод» 6 — «Если, выйдя на улицу, столкнешься с тӧлпери, то надо в течение семи дней на месте столкновения кидать соль на ветер. Тогда выздоровеешь». В д. Каймашабаш считали, что, если шумит в ушах, в голове, то происходит это от того, что человек столкнулся с Тӧлпери (Тӧлпери шоры учырам). В этом случае надо принести в жертву утку.
Ветер играл важную роль в жизни земледельца. Сильный ветер с осадками мог навредить посевам, сгубить выращенный урожай,
принести ущерб постройкам и т.д. Поэтому с целью умилостивления Тӧлпери закамские удмурты проводили в честь него жертвоприно-
шения. В д. Кипчак Куединского района после посевной на берегу р. Буй жрецы жертвовали для Тӧлпери утку 3 . В д. Гожан того же района, «когда бывали сильные ветры (тӧлпери) в жертву приносили чуж чуньы [каурого жеребенка — Р.С.]. Резали на хлебном поле» .
Жертвоприношения уток с целью умилостивления Тӧлпери проводили также в с. Большой Гондыр Куединского района, в дд. Тынбах-
тино Калтасинского и Уразгильды Татышлинского районов. В д. Большой Качак Калтасинского района для Тӧлпери на хлебном
поле жертвовали овцу.
Типологически близок к Тӧлпери чувашский Ҫавра ҫил — дух вихря. Как и у удмуртов, у чувашей — это вихрь и одновременно
находящийся внутри вихря дух: «Если в поле разыграется ҫавра ҫил (вихрь), то внутри обязательно находится Ҫавра ҫил (дух)» 7 . Кстати,
удмурты иногда тоже называли Тӧлпери Силь/ӟильпэри (от башк. ‘ветер’). Этим словом обозначали как самого духа, так и смерч, силь-
ный ветер 8 . Подобный персонаж имелся также в башкирской мифологии — ел әйәhе. Местом его обитания являлись горные вершины и
пещеры, передвигался он внутри пыльного вихря.
Также , были поверья о царе ветров дейеу-пәрей — всесокрушающем вихре . По сведениям И.Н. Смирнова, закамским удмуртам был известен мифологический персонаж Дау-пери 2 . Вероятно, здесь имеется ввиду Даулпери, т.е. злой дух ураганных ветров.
Похожие темы
» НЮЛЭСМУРТ - БОГ ЛЕСА УДМУРТОВ
» СПОР ВЕТРА И СОЛНЦА. ЭСКИМОССКАЯ ЛЕГЕНДА
» Дух-хозяин ветра, грома и молнии АГДЫ
» Ракитник (Cytisus) - очищение, защита, заклинание ветра.
» ПРАВИЛА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ
» СПОР ВЕТРА И СОЛНЦА. ЭСКИМОССКАЯ ЛЕГЕНДА
» Дух-хозяин ветра, грома и молнии АГДЫ
» Ракитник (Cytisus) - очищение, защита, заклинание ветра.
» ПРАВИЛА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЙ ДРЕВНИХ УДМУРТОВ
Форум сибирского и мирового шаманизма :: Мировой шаманизм :: Древнее мировоззрение :: Божества и верования удмуртов
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения