Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ТОЛПЕРИ - ДУХ ВЕТРА УДМУРТОВ

Перейти вниз

ТОЛПЕРИ - ДУХ ВЕТРА УДМУРТОВ Empty ТОЛПЕРИ - ДУХ ВЕТРА УДМУРТОВ

Сообщение автор Wizard Вс Май 10, 2020 3:21 pm

Тӧлпери — злой дух ветра ( букв.: тӧл — ветер, пери — злой дух). По  словам  И.Н.  Смирнова  закамские  удмурты  считают,  что  «Тылпэри [тӧлпери — Р.С.] или Дау-пэри имеют человекообразную природу: они живут под землей в роскошных домах и похищают себе в жены земных женщин. Они отличаются громадной силой, но человек  может,  напившись особого питья, бороться с Тыл-пэри и даже побеждать  их.  О  приближении  Тыл-пэри  свидетельствуют  черные тучи».  

По  словам  современных  информаторов,  тӧлпери  —  это, прежде всего, смерч, и в то же время Тӧлпери — дух ветра, его олицетворение. Как отмечает А.И. Емельянов, «в ветряных смерчах двигается  бес  (тӧл  пери,  тӧл  мурт)» 5 .  Таким  образом,  можно  предположить, что по верованиям закамских удмуртов, смерчи вызваны движением Тӧлпери, его полетом. В одной из сказок он характеризуется как  «дас  кык  бурдо  Тӧлпери»  —  «двенадцатикрылый  Тӧлпери»: «Дас кык бурдо тӧлпериез ӧтем. Тӧлпери капкаез резь-куаж тӥяса пырем но кыксэ ик вож нуныосты вылаз пуктыса нуэм. Куинь уй но куинь нунал лобе ини со» 1  — «Позвал двенадцатикрылого Тӧлпе-
ри. Он с треском разбил ворота и, войдя, унес на себе обеих младенцев. Вот уже три дня и три ночи он летит».

Таким  образом,  они  способны  с  большой  скоростью  перемещаться  в  пространстве,  создавая  сильный  ветер,  смерч.  Тӧлпери
(смерч) способен подхватить человека и унести с собой (что вполне реально). В одной из сказок закамских удмуртов таким способом он
похищает девушек, которые становятся его женами: «У одного царя были три дочери. Пошли они раз погулять на поляну. Вдруг налете-
ла сильная туча и старшая дочь пропала. Пришли две девушки домой и говорят отцу: нашу старшую сестру утащил Тыл-пэри. На дру-
гой день сестры опять пошли на ту же поляну; опять налетел вихрь и тыл-пэри похитил среднюю купеческую дочь. Младшая пришла од-
на  к  отцу  и  сказала  ему,  что  сестру  унесло  вихрем.  Проходит неcколько времени,  младшая  дочь купца идет одна  искать сестер, но
тыл-пэри уносит и ее».

«Столкновение»  со  смерчем  могло  привести  к  болезни  «пери шуккем»  («пери  стукнул»),  т.е.  к  параличу.  Поэтому  встречу  со
смерчем  (тӧлпери)  старались  всячески  избежать.  Но,  если  такая встреча была неизбежной, необходимо было бросить в воронку вет-
ра нож или какой-нибудь другой острый железный предмет. Считали, что Тӧлпери испугается острых предметов и не причинит чело-
веку вреда. При надвигающемся вихре следовало обратиться к нему со словами «Тӥре-пуртэ киям, салябае уртсам» — «Топор и нож в
руке,  сабля  на  боку».  Предзнаменованием  несчастий  и  болезней считалось, если ветер сносил и ронял на землю шапку 5 . Кроме того,
считали, что по ветру распространяются некоторые болезни и колдовские  чары.  Поэтому  при  надвигающемся  сильном  ветре  стара-
лись зайти в дом и закрыть двери, окна, дымоход.

Если человек все же «столкнется» с Тӧлпери (Тӧлпери кадылӥз ке),  то  необходимо  принести  жертву  или  выполнить  ряд  магических  действий:  «Педло  потыса  тӧлпери  кадылӥз  ке,  сизьым  нынал чоже кадылэм интӥяз сылал тӧллы кисьтыны кулэ. Со беревеськалод» 6  — «Если, выйдя на улицу, столкнешься с тӧлпери, то надо  в  течение  семи  дней  на  месте столкновения кидать соль на ветер. Тогда выздоровеешь». В д. Каймашабаш считали, что, если шумит  в  ушах,  в  голове,  то  происходит это от того, что человек столкнулся с Тӧлпери (Тӧлпери шоры учырам). В этом случае надо принести в жертву утку.

Ветер играл важную роль в жизни земледельца. Сильный ветер с  осадками  мог  навредить  посевам,  сгубить  выращенный  урожай,
принести ущерб постройкам и т.д. Поэтому с целью умилостивления Тӧлпери  закамские удмурты проводили в честь него жертвоприно-
шения.  В  д. Кипчак Куединского  района  после посевной на берегу р. Буй  жрецы  жертвовали  для  Тӧлпери  утку 3 .  В  д.  Гожан  того  же района, «когда бывали сильные ветры (тӧлпери) в жертву приносили чуж чуньы [каурого жеребенка — Р.С.]. Резали на хлебном поле» .
Жертвоприношения  уток  с  целью  умилостивления  Тӧлпери  проводили также в с. Большой Гондыр Куединского района, в дд. Тынбах-
тино  Калтасинского  и  Уразгильды  Татышлинского  районов.  В д. Большой  Качак  Калтасинского  района  для  Тӧлпери  на  хлебном
поле жертвовали овцу.

Типологически  близок  к  Тӧлпери  чувашский  Ҫавра  ҫил  —  дух вихря.  Как  и  у  удмуртов,  у  чувашей  —  это  вихрь  и  одновременно
находящийся внутри вихря дух: «Если в поле разыграется ҫавра ҫил (вихрь), то внутри обязательно находится Ҫавра ҫил (дух)» 7 . Кстати,
удмурты  иногда  тоже  называли  Тӧлпери  Силь/ӟильпэри  (от  башк. ‘ветер’). Этим словом обозначали как самого духа, так и смерч, силь-
ный ветер 8 . Подобный персонаж имелся также в башкирской мифологии — ел әйәhе. Местом его обитания являлись горные вершины и
пещеры,  передвигался  он  внутри  пыльного  вихря.

Также , были поверья о царе ветров дейеу-пәрей — всесокрушающем вихре . По  сведениям  И.Н.  Смирнова,  закамским  удмуртам  был  известен мифологический персонаж Дау-пери 2 . Вероятно, здесь имеется ввиду Даулпери, т.е. злой дух ураганных ветров.
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3017
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения