Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

БОГ ЛУД / КЕРЕМЕТ

Перейти вниз

БОГ ЛУД / КЕРЕМЕТ Empty БОГ ЛУД / КЕРЕМЕТ

Сообщение автор Wizard Пн Апр 27, 2020 8:18 pm

Особым почитанием среди закамских удмуртов пользуется  божество  Луд/Керемет.  Как  отмечает  Н.И.  Шутова,  образ  божества
Луд  —  Хозяина Дикой  Природы  (от  луд  — ‘поле, полевой,  дикий’) прошел в своем развитии несколько стадий. Первоначально он воспринимался  в  качестве  Лудмурта  (‘луд’  —  ‘поле’,  ‘мурт’  —  ‘человек’) — луговика. Представления о нем были широко распространены среди удмуртов Глазовского уезда Вятской губернии. В дальнейшем развиваются представления о Луде — хозяине Священной рощи  Керемет,  где  он  обитает.  Являясь  божеством  дикой  природы, Луд контролирует окрестные территории  .

Как  отмечает  В.Е.  Владыкин,  в  культе  Луда/Керемета  прослеживаются как древние финно-угорские, так и заимствованные чер-
ты.  По  его  мнению,  среднеазиатский  культ  Керемета  стал  распространяться в Поволжье в булгарскую эпоху, у удмуртов он наложил-
ся на местный культ священной рощи Луд. Необходимо отметить, что культ Керемета был  широко  распространен  также у  марийцев,
чувашей, отчасти у мордвы и кряшен.  

Как считают исследователи, термин ‘керемет’ восходит к арабскому  ‘кэрамат’  (‘духовная  щедрость’).  Первоначально  оно  имело
значение  ‘чудо,  творимое  пророком  или  другим  святым’.  Впоследствии этим словом стали обозначать могилы святых, далее — целые
кладбища и даже отдельно стоящие группы деревьев, где, как считалось, обитают духи предков .  

В представлениях закамских удмуртов это божество выступало в образе Луд/Керемет кузё ‘Хозяин луда/керемета’, который обитает
в  роще  луд/керемет.  Моление-жертвоприношение  в  керемете  — лудэ  пырон  ‘вхождение  в  луд’  проводилось  именно  в  честь  него,
жертвенные  дары  также  адресовывались  ему:  «Керемет  вӧсь ортчытӥзы.  Бамкышет  но  ӟалык  ошыса  кельто  отчы,  Керемет
кузёлы»  —  «Провели  моление  в  керемете.  Полотенце  и  платок оставляют там, завязав, для Керемет кузё». Как отмечает А.И. Емельянов, «восточные вотяки [закамские удмурты — Р.С.], по прежнему питающие большое уважение к луду, верят, что во время моления  ему,  он  бывает  около  жертвенного  алтаря».  По сведениям У. Хольмберга, закамские удмурты в своих молитвах называют божество луда Sultan det’ и Kastjan, хотя и не знают, что они обозначают.  Сведения  о  Султан/Султон,  Салтан  зеч  встречаются также в трудах других исследователей.

Представления о Султан Керемете  имелись также у  мордвы и марийцев.  Так по сведениям А.Н. Минха, мордва  Саратовской  губернии  на  праздник  Покрова  проводила  моление  Султан  Керемедь .  О  почитании  мордвой  Салтан-Керемета упоминает также У. Харва. Особо сильно было развито почитание Султан Керемета у восточных марийцев 6 . В окрестностях с. Большесухоязово Мишкинского  района  Башкортостана  расположена  березовая  роща,  куда приходят почтить Султан Керемета марийцы, как из Башкирии, так и из других регионов. По преданиям известно, что «давным давно здесь жил кузнец мариец Султан. Был он богатырского роста, редкой силы. При жизни он защищал восточных марийцев от притеснений  (за  землю, луговые угодия)  со стороны русских,  татар, башкир. Когда же он умер, суеверные марийцы стали полагать, что и ‘на том свете’ Султан будет защищать марийцев, помогать им в жизни и в борьбе с притеснителями. И они стали ходить в ‘керемет’ Султана, приносить его душе жертвы, считая его святым, чуть ли не богом».

В круг божеств, связанных с почитанием священной рощи "керемет", входит также Акташ, иногда его называют Лудъя Акташ/ Лудэ Акташ/ Луды Акташ. Сведения о нем зафиксированы только  в  нескольких деревнях.  В д. Касиярово  Бураевского  района Башкортостана, по словам Нуриевой Зулькайды Мухаметьяновны, 1905  г.р.,  в  керемете  молились  сначала  Луду,  потом  —  Акташу: «Нырисьсэ куриськиськод Лудлы, собере — Акташлы». В этой же деревне Лудэ Акташу молились на Быдӟынал (Великий день): «Азбаре  потыса  курисько  вал  Быдӟыналэ.  Куинь  кузя  потомы  вал. Шаңга, сюкась, жук кутыса. Первой шаңгаен — Иммэрлы, жукен — вӧсьлы, сюкасен — Лудэ Акташлы» — «На Быдӟынал молились во дворе. Выходили втроем. Держали шаньгу, кашу, квас. Первым молились Инмару с шаньгой, кашей — духу моления, квасом — Лудэ  Акташу».  В  д.  Мамады  этого  же  района  проводили  моления  у березы Акташ кизьпу. Луду поклонялись у Луд кизьпу. Возможно это один и тот же сакральный объект. В деревнях Большой и Малый  Качак,  Кургак- Калтасинского  района  Башкортостана  Лудъя Акташа  также  поминали  на  Быдӟынал.  В  с.  Новые  Татышлы Татышлинского  района  Акташ  упоминался  в  молитве,  произносимой  на  жертвоприношении  «чуж  чуньы  вӧсян»:  «Остэ  Иммэре, Кылчинэ, Бадӟым Куалае, Акташэ» — «Осто Инмар, Кылчин, Великая Куала, Акташ».

За нарушение определенных табу Луд наказывает человека — насылает болезни: «Луд муртэ чутырмытыны бугатэ» — «Луд
может человека скорчить». В таких случаях приносили Луду частные умилостивительные жертвы. Бавлинские удмурты при этом от-
мечают, что «Луд кутэм» — «Схватил Луд»: «Луд кутэм. Огез сонгро кылем вал. Одӥг ӟазег вандӥллям, сӥльзэ сииллям, лызэ отчы
нуыса кельтӥллям» — «Луд схватил. Один стал глухим. Зарезали одного гуся, мясо съели, а кости туда отнесли». В с. Покровский-Урустамак Бавлинского района Татарстана перестали молиться в луде и многие заболели: «Лудэз куштӥллям но, соёсыз висись карем, кутэм»— «Луд забросили, и он сделал их больными, схватил». Красноуфимские удмурты также считали, что для избавления от болезни надо молиться в луде: «Лудэ черлаку курисько вал. Мар ке сёто вал» — «В луде молились когда заболевали. Что-нибудь давали». Подобные представления закамских удмуртов зафиксированы еще Н.П. Рычковым: «Во время случающихся с ними болезней ищут они спасения у Киреметя; а гадание лукавых ворожецов объявляет им, какая жертва будет ему приятна». О представ-
лении закамскими удмуртами Луда как карающего существа ярко показывает пример, приводимый У. Хольмбергом. В д. Можга Бирского уезда Уфимской губернии в 1910 г. свирепствовала холера. Удмурты посчитали, что причиной эпидемии является непозволительный поступок одного из жителей деревни, который, убив свою жену, повесился на дереве в священной роще луд. Чтобы искупить его вину перед Лудом и остановить болезнь, жители Можги выкопали его тело из могилы и, разрубив на части, снова закопали.
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3017
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения