Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

БОГ ИНМАР (ИММЭР)

Перейти вниз

БОГ ИНМАР (ИММЭР) Empty БОГ ИНМАР (ИММЭР)

Сообщение автор Wizard Пн Апр 27, 2020 6:41 pm

Инмар.
По  современным  представлениям  закамских  удмуртов верховным  божеством  является  бог  Иммэр  (Инмар).  Он  является создателем и хранителем всего мироздания, животных, растений и человека.  Подобные  представления  были  характерны  уже  для XVIII столетия. Так, Н.П. Рычков писал, что «Первенствующий вотский бог есть так называемый Илмер, коего жилище кладут они на небесах и веруют, что все видимое их глазами есть его творение» Также П.С. Паллас упоминает, что удмурты Оренбургской губернии почитают  «единого  великого  Бога,  называемого  у  них  Намаром».

Более поздние материалы также свидетельствуют о верховном боге: Вотяки  верят  в  существование  верховного  божества  —  Инмара,
творца  вселенной» 5 ;  «Главное  божество  вотяков  —  “Иньмар”,  что значит небесный  человек. Это  добрый бог,  сотворивший все  види-
мое и невидимое, заботящийся о всех тварях» . По мнению некоторых исследователей, образ верховного божества  у  удмуртов  имеет неантропоморфный,  неперсонифицированный характер  . Но все же имеющиеся этнографические материалы позволяют говорить об антропоморфном образе Инмара. Так, некоторые авторы отмечают, что он имеет мать . Говоря о современных природных  и  социальных  катаклизмах,  некоторые  информаторы замечают,  что,  видимо,  Инмар состарился или же передал дело в руки  своего  сына.  В разговорах  его  иногда  называют  «Иммэр  бабай», «Иммэр атай», т.е. «дед Инмар» и «отец Инмар». По словам одного информатора, Инмар якобы ходит рядом в белой одежде, но никто его не может увидеть: «Иммэр тынад ныр улад ик, пе, ветлэ, тӧдь дӥсен, но уг, пе, адӟиськы». В молитвах к Инмару обращаются, чтобы он принял жертвы в свои «теплые руки-ноги»: «Иммэр Кылчин,  сётэм  пудоме  кабул  карыса  басьты!  Лулзэ-вирзэ  шуныт кияд-пыдад басьты!»   — «Инмар Кылчин, отданную тебе скотину с благосклонностью  прими!  Душу-кровь  в  теплые  руки-ноги  свои прими!». Все это, по нашему мнению, говорит об антропоморфном и персонифицированном  образе  верховного  божества. О понимании закамскими  удмуртами  верховного  божества  в  личностной  форме писал и У. Хольмберг.

По мнению В.Е. Владыкина, образ Инмара очевидно восходит к прафинно-угорскому  божеству,  чье  имя  связано  с  названием  неба,
воздуха, т.е. он является богом неба. Поэтому, естественно предположить, что Инмар живет на небе. Как отмечал Н.П. Рычков, удмурты Уфимской провинции считали, что верховный бог живет на небе («коего  жилище  кладут  они  на  небесах»).  Н. Тезяков  писал, что Инмар вместе со своей матерью живет на солнце. Современные информаторы  также  полагают,  что,  вероятно,  он  живет  на  небесах:
«Иммэр  бабай  инмын  улэ,  дыр.  Соин  —  ин» —  «Инмар  бабай  на небе  живет,  наверное.  Поэтому  —  ин»  [т.е.  его  имя  начинается  на «ин» — «небо» — Р.С.]. Вероятно, первоначально Инмар воспринимался  как  само небо, небосвод. Об  этом говорят  в  частности такие выражения  закамских  удмуртов,  как,  например,  «Иммэр  зоре»  — «дождь  идет»  (букв.:  «Инмар  дождит»)  и  «Иммэрлэн  баныз»  — «небосвод» (букв.: «лицо Инмара»). Большое значение для анализа сущности Инмара представляют эпитеты и слова-обращения, употребляемые  в молитвах  — куриськон. Обычно тексты молитв начинаются с обращения к Инмару такого типа: «Ей остэ! Ӟугыт, Мусо, Бадӟын Иммэре!»  — «Ей остэ![Мой] Светлый, Милый/Дорогой, Великий Инмар!», или же «Эстэ, Бадӟым, Ӟечь Иммэркае!» — «Эстэ, [Мой] Великий, Благой Инмар» В  одном  куриськоне  обращение  к  Инмару  имеет  очень  поэтичное выражение:  «Остэ  Инмаре-Кылчинэ,  Бадӟын  Инмаре-Кылчинэ, Шунды-Толэзь  Инмаре,  Инмись  Кизилие» —  «Остэ  Инмар-Кылчин,  Великий  Инмар-Кылчин,  Солнечно-Лунный Инмар, Небесная Звезда». Таким образом, верховное божество удостаивается  самых  привлекательных  эпитетов,  как-то:  Светлый, Милый/Дорогой,  Благой,  которые  соответствуют  его  сущности  как Быдӟым (Великого) Инмара.

Вероятно, первоначально, Инмар в удмуртской мифологии был просто  одним  из  божеств,  представляющих  верхний  ярус  мира  —
небесную сферу. Позднее, под влиянием монотеистических религий (ислама и христианства), у удмуртов сформировалось представление
о  всевышнем  боге,  в  роли  которого  выступил  Бадӟым  Инмар.  В настоящее время удмурты-христиане образ Инмара воспринимают в
качестве библейского Бога 8 . В представлениях закамских удмуртов он сохраняет свои исконные позиции.
Wizard
Wizard
Admin

Мужчина Сообщения : 3017
Дата регистрации : 2018-08-18
Откуда : Физический мир

https://sibshaman.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения