Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.

Join the forum, it's quick and easy

Форум сибирского и мирового шаманизма
Приветствуем посетителей наших шаманских посиделок. Для доступа в закрытые разделы форума рекомендуем пройти несложную регистрацию.
Форум сибирского и мирового шаманизма
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Мифы и легенды Алтая

Перейти вниз

Мифы и легенды Алтая Empty Мифы и легенды Алтая

Сообщение автор Медуза Вт Авг 21, 2018 1:48 am

Мифы и легенды Алтая P-7amy10

"В компании охотников были ясновидящий человек и сказитель. Когда
сказитель начал исполнять кай, ясновидящий, в отличие от других, увидел, как разные люди-духи и звери со птицами собираются и располагаются вокруг сказителя. Ясновидящий подумал про себя: «Оказывается, хозяин Алтая очень любит слушать сказания». Вдруг он увидел, как одна из бесплотных слушательниц села на нос сказителя. Ясновидящий не выдержал и рассмеялся. Обиженный сказитель прервал исполнение кая, как положено. Хозяин тайги стал ругать виновницу, сорвавшую кай. Духи, чтобы наказать ее, решили отдать охотникам марала, на котором она ездила.

Утром следующего дня ясновидящий рассказал сказителю о том, что он увидел, чтобы тот не был в обиде. В этот день охотники действительно застрелили одного марала. Вечером сказитель продолжал сказание. Ясновидящий опять увидел вчерашних слушателей-духов, зверей и птиц, которые стали вновь собираться. Вчерашней проказнице, которая оседлала нос сказителя, велено было сидеть на камыше. Хозяин Алтая вдобавок осудил ее, повелев, чтобы она два года была пешей, как ветер. Ясновидящий продолжал наблюдать Старший дух тайги и старший дух воды сели рядом и начали договариваться: «Ради этого сказителя дадим им добычи на четыре дня».
Дальше ясновидящий видит, как хозяин Алтая указывает пальцем на одного из охотников и говорит:
«Этот человек виновен, недавно он священного марала Алтая застрелил
и сварил его голову, не выколов ему глаза. Поэтому пусть добыча
его будет вдвое меньше». Но хозяин воды сказал: «Когда он доберется
до своей горы, то дух вершины Себи сам его осудит“.

Все так и случилось, как сказал хозяин Алтая. Благодарные охотники,
нагруженные добычей, поехали домой. На обратном пути в глаз того
виновного охотника ударило веткой, глаз его вытек. Так он был наказан
хозяином Алтая», — говорится в одной из легенд про кай.

Обычно сказители-кайчи сами являются ясновидцами. Таким даром обладали многие известные кайчи. Большинство исполнителей стремились спеть сказание так, как рассказывали их предшественники. Это установка, которая помогала сохранить древнюю последовательность изложения всего сюжета, композиции, эпизодов, отдельных сцен, сберегая героико-эпический стиль. Бытует легенда о знаменитом сказителе Анике, который жил в селе Мариинском. При исполнении сказания «Алтай-Буучай» он забыл некоторые места и пропустил их. И за это во сне к нему явился сам богатырь Алтай-Буучай , и высказав свое недовольство по поводу пропусков о нем в эпосе, ударил плеткой, и как говорят, от этого сказитель испустил дух.

Другой аналогичный случай произошел со сказителем Чийлик Шебалинского района.
Едва он успел закрыть глаза, как увидел самого Алтай-Буучая.
— Ты про мою жизнь пел? — спросил богатырь, склонившись над сказителем.
— Да, я пел … — ответил Чийлик.
— А почему ты не пропел народу о том, как я боролся с одним богатырем?
Я тогда семьдесят семь железных гор растоптал и в золу превратил,
семьдесят морей досуха вытоптал. Почему это место пропустил?
— Забыл, — ответил Чийлик и от страха проснулся, быстро заседлал коня и поспешил домой.
У своего аила он не смог даже привязать коня к коновязи. Едва успел рассказать жене о своей ошибке и о гневе Алтай-Буучай, как почувствовал себя очень плохо.
— Умираю, — сказал он и упал к очагу мертвым.

Сказание «Алтай-Буучай» является священным живущим
на земле Алтай-Хангая т.е. от Алтая до Байкала. Эпос также распространен у бурятов и монголов. Предполагают, что возможно, есть ее письменные варианты, записанные ламами в 17-18 вв. или самим ойротским ученым Зая-Пандитой в 17 в.

Одним из больших героических эпосов в народе является кай
«Маадай-Кара». Сказание богато персонажами, действиями, таинственностью.
В эпосе участвуют помимо основного героя Когюдей-Мергена персонажи
почти всех духов существ, государей-ханов и духовные лица в лице
лам помогающие и подсказывающие пути выхода основному герою. Эпос содержателен и красив своей космогоничностью: богатырь с супругой оборачиваются звездами и улетают на небо. Созвездие Jети-Каан (Семь-Каанов т.е. Большая Медведица) — это семь одинаковых Кoгюдей Мергенов, едущих на свадьбу; Полярная Звезда — это единственная дочь Ай-Каана — Алтын-Кuскu, жена Кoгюдей-Мергена; повыше созвездия Трех Маралух (Орион) есть одинокая красная звезда — это кровавая стрела Кoгuдей-Мергена, распоровшая живот одной из небесных маралух. Так заканчивается кай.

Особый интерес у народа вызывает сказание «Ак-Тайчы».
В этом сказании говорится о том, что подземный бог Эрлик с помощью своих духов хотел утащить с «солнечного Алтая» в подземный мир новорожденного ребенка уже состарившегося богатыря Ак-Бoкo. Но «хозяин тайги» — Белый Волк унес ребенка в пещеру и стал кормить молоком диких маралух. Мальчик вырос и стал сильным молодым богатырем по имени Ак-Тайчы. Белый Волк, испытывая его силу и мудрость, заставляет уничтожить злых духов Эрлика.

Таким образом, в героических сказаниях — кае отражена вся богатая духовная историческая жизнь народа.
Медуза
Медуза
Шаман форума

Женщина Сообщения : 2089
Дата регистрации : 2018-08-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения